Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 4
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _______Воробьева Т. М. | УТВЕРЖДАЮ Председатель ПЦК ______Ковтуненко В.В. |
Программа повторения ПМ 05.
МДК 05.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы
Воспитателя детей дошкольного возраста»
по специальности 050144 Дошкольное образование
(заочная форма обучения)
Перечень теоретических вопросов
1. Дошкольное образовательное учреждение в условиях модернизации образования.
Законодательные и нормативные документы определяющие модернизацию образования. Основные направления модернизации дошкольной образовательной организации.
2. Методическая работа в общеобразовательном учреждении.
Цели, задачи, содержание методической работы.
3. Формы методической работы.
Группы форм. Взаимосвязь этапов и форм методической работы
4. Анализ педагогического процесса.
Основные функциональные задачи контроля. Принципы, объекты, формы контроля и анализа. Программа изучение деятельности и личности педагога
5. Использованием педагогических технологий воспитания и обучения в дошкольном и специальном дошкольном образовании.
Характеристика педагогической технологии. Признаки. Функции. Подходы к классификации. Особенности воспитательных, обучающих и развивающих технологий.
6. Коррекционная работа воспитателя с детьми с отклонениями в развитии.
Основные виды нарушений в интеллектуальном, речевом и сенсорном развитии ребенка. Пути организации коррекционной деятельности.
7. Примерные и вариативные программы дошкольного и специального дошкольного образования.
Особенности примерных и вариативных программ, их структура, принципы построения, авторы, название. «От рождения до школы», «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.
8. Комплексно-тематические и учебно-методические планы, программы, методические и наглядно-дидактические пособия.
Годовое, календарное, тематическое, комплексно-перспективное планирование. Интегративный подход к планированию. Виды программ. Педагогическая значимость наглядно-дидактических пособий.
9. Технология планирования в дошкольном образовательном учреждении.
Структура и содержание плана методической работы Форма плана. Критерии хорошего плана.
Особенности планирования коррекционной работы. Этапность, комплексность.
10.ФГОС: требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цель. Задачи. Содержание. Особенности структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
10. Мониторинг в системе методической работы.
Промежуточные и итоговые результаты освоения Программы.
11. Основы организации научно-методической работы воспитателя.
Цель, задачи, формы и виды.
12. Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса
Документации. Программы. Виды и их содержание.
13. Методический кабинет, как центр методической работы.
Предназначение, цель и задачи. Виды и содержание материалов.
14. Требования к учебно-методическому обеспечению методического кабинета.
Комплектование, систематизация, каталогизация, регистрация использования.
15. Планирование организации работы методического кабинета.
Виды планирования и их содержание. Критерии хорошего плана.
16. Требования к созданию предметно-развивающей среды в группах дошкольного образовательного учреждения.
Предметная среда. Развивающая предметная среда. Компоненты развивающей предметной среды. Составляющие развивающего пространства ДОУ. Основные характеристики развивающей среды. Принципы построения среды А.В.Петровского. Требованияк организации развивающей среды. Требования к игрушкам.
17. Педагогические и гигиенические требования к созданию предметно-развивающей среды в группах дошкольного образовательного учреждения.
Целевое назначение предметной среды. Рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе и детском учреждении в целом. Предметно-игровая среда в ДОУ для детей раннего и дошкольного возраста.
18. Портфолио педагогических достижений.
Структура и содержание портфолио
19.ФГОС: требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основные требования к основным разделам программ: целевой, содержательный, организационный.
19. Компоненты и содержание развивающей предметной среды детского сада.
Принципы построения развивающей среды. Основные характеристики: комфортность, безопасность, обогащение сенсорных впечатлений и самостоятельной индивидуальной работы и т.д. Требования гигиенические и педагогические к созданию предметной сред. Компоненты предметной среды в группе (уголки, зоны, центры), на территории детского сада и внутри.
20. Формы индивидуальной методической работы в дошкольной образовательной организации.
Содержание разных форм индивидуальной работы методиста с воспитателями
21. Формы коллективных форм методической работы в дошкольной образовательной организации.
Содержание разных форм коллективной работы методиста с воспитателями
22. Содержание методической работы в детском саду.
Цели, задачи, функции
23. Номенклатура дел в методическом кабинете детского сада
Содержание номенклатуры дел: работа с кадрами, научно-методическое обеспечение пед. процесса, содержание воспитания и образования. Готовность детей к обучению в школе. Преемственность в работе детского сада и школы. Взаимодействие с семьей.
24. Принципы организации методического кабинета детского сада.
Доступность, научность, наглядность, эстетичность, креативность и т.д.
Практические задания
1. Распределить по группам формы методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом.
2. Разработать комплексно - тематический план педагогической работы воспитателя на неделю
3. Предложить варианты использования дидактических игр в обучении дошкольника
4. Создать предметно-развивающую среду к одной образовательной области
5. Соотнести направление развития дошкольника с содержанием
6. Разработать методические рекомендации или памятку для родителей.
7. Подобрать к одной образовательной области виды детской деятельностии формы образовательной деятельности.
8. Соотнести принципы организации материалов педагогического кабинета с содержанием.
9. Соотнести функции методической работы старшего воспитателя с содержанием
10. Привести пример интегративного подхода к планированию.
11. Подобрать систему игр, упражнений направленных на развитие дошкольника и коррекцию трудностей в обучении
12. Наполнить содержанием принципы организации предметно-развивающей среды в ДОУ
13. Наполнить содержанием компоненты портфолио педагога в ДОУ
14. Разработать конспект совместной организованной деятельности воспитателя с детьми (соблюдая все требования) (по математике, экологии, развитию речи, изодеятельности и т.д.)
15. Подобрать методический материал и дидактические пособия к проведению занятий.
16. Разработать конспект (соблюдая все требования) образовательной деятельности воспитателя с детьми в режимных моментах по одному из видов деятельности дошкольника: игровая, трудовая, коммуникативная.
17. Разработать понятийный аппарата по теме исследования.