Выделение основных черт военного коммунизма учителем.
Учащиеся получают задание – почитать фрагмент учебника и выделить основные признаки НЭПа.
Путем беседы учителя и учеников выделяются различные и общие черты военного коммунизма и НЭПа.
Кейс №15 Формирование умений работы с текстом учебника в обучении истории (на примере урока по теме «Великая депрессия 1929-1933 гг.»).
Формулировка задания: определите цели по теме «Великая депрессия 1929-1933 гг.» (11 класс). Покажите методические пути формирования умений работы с текстом учебника (на примере одного умения). Ответ аргументируйте.
Планируемые результаты
Предметные
· Определять причины и механизмы экономического кризиса;
· Выделять особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.;
· Определять социальные последствия кризиса;
· Изучить некоторые варианты выхода из экономического кризиса, в том числе теория Кейнса;
· Определять основные мероприятия, предусмотренные «Новым курсом» Рузвельта и их результат.
Методические пути формирования умения выделять и формулировать главные мысли в тексте учебника:
1. Самостоятельное извлечение полученных знаний из учебника и включение их в систему своих исторических знаний.
Работа с учебником и условной наглядностью.
Учащимся дается задание прочитать пункт «преодоление кризиса в США (с. 93-95) учебника Волобуева «Россия в мире. 11 кл.» и проанализировать диаграмму «Экономические показатели США в конце 1920-1930-х гг.». В результате анализа выделить основные этапы протекания кризиса в США.
Дополнение текста учебника условной наглядностью отражает потребности старшеклассников в усложнении выделения главного в тексте. Использование диаграмм в обучении истории позволяет показать темпы и тенденции исторического развития, дает выразить сложные процессы в схематичном виде и отражает сущность исторического явления.
2. Самостоятельный анализ текста учебника по вопросам, предложенным учителем.
Работа с текстом учебника с использованием группового метода.
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждой группе предоставляется свой фрагмент учебника. Задание – прочитать и проанализировать часть текста учебника и выделить особенности экономического кризиса в США, Франции и Англии. После окончания работы каждая группа представляет свои результаты работы.
Сравнение идет по двум пунктам: проявление кризиса и предпринятые меры по преодолению.
В качестве обобщения полученного материала учитель просит ответить на ряд вопросов:
Где кризис проявился наиболее остро?
Какие противокризисные меры, по вашему мнению, являются наиболее эффективными? И почему?
Такой путь способствует не только формированию умения выделять и формулировать главные мысли в тексте, но и умение сравнивать, работать в группах и обобщать полученный материал. Такой способ целесообразно использовать для старшей школы, так как здесь видна самостоятельная мыслительная деятельность учащихся.
Кейс №16 Организация работы с историческими документами в обучении истории (на примере урока по теме «Эра пацифизма в 1920-е гг.»)
.
Формулировка задания: определите цели по теме «Эра пацифизма в 1920-е гг.» в курсе «Всеобщая история» (11 класс). Предложите методический прием работы с историческими документами. Ответ аргументируйте.
Планируемые результаты
Предметные
· Выделять особенности Версальско-Вашингтонской системы;
· Определять пути решения проблемы разоружения;
· Выделять причины роста пацифистских настроений в Европе;
· Объяснять значение понятия «эра пацифизма»;
· Определить основные проявления «эры пацифизма».
Методический прием работы с историческими документами:
Формулирование вопросов к тексту.
Ученикам предлагается самостоятельно проанализировать пакт Бриана-Келлога, выделить главные и второстепенные идеи, на основании которых сформулировать несколько вопросов, помогающих понять сущность этого документа и его основные положения.
Использование такого методического приема отвечает потребностям старшеклассников в усложнении мыслительной деятельности. Кроме того, он не только развивает умение выделять главное, но и формирует умение правильно ставить вопрос, что обычно вызывает затруднения у школьников.
Кейс №17 Реализация воспитательных целей в обучении истории (на примере урока по теме «Великая Отечественная война»).
Формулировка задания: определите цели по теме «Великая Отечественная война» для 10 класса (тему конкретного урока выберете самостоятельно). Покажите методические пути реализации воспитательной цели. Ответ аргументируйте.
«Коренной перелом в ходе войны»
Планируемые результаты
Предметные
· Изучить ход и результатывоенных действий 1942—1943 гг.;
· Определять военно-стратегическую роль Сталинградской и Курской битв в Великой Отечественной и Второй мировой войне;
· Охарактеризовать сотрудничество стран антифашистской коалиции в борьбе с общим врагом;
· Проанализировать роль идеологической направленности и развития культуры в годы Великой Отечественной войны.
Методические пути реализации воспитательной цели:
1. Использование фрагмента художественной литературы позволяет затронуть эмоциональную сферу детей, тем самым надолго запечатлев яркий образ исторического события. После прочтения текста, учитель ведет с учащимися беседу, путем которой воспитывается чувство патриотизма и любовь к Родине.
Например, Рассматривая подвиг Гули Королевой, можно использовать отрывок произведения Е. Ильиной «Четвертая высота».
Примерные вопросы:
Как вы оцениваете подвиг Гули Королевой?
Что, по вашему мнению, сподвигло ее на геройский поступок?
2. Использование фрагмента фильма, имеющего такую же цель, как и литература: задействовать эмоционально-оценочную сферу детей и создать яркий образ. Далее следует обсуждение увиденного.
Например, просмотр фрагмента фильма «Молодая гвардия», где показывается казнь молодогвардейцев.
3. В ходе изложения материала учителем, проводится беседа, имеющая воспитательный характер и нацеленная на развитие патриотических чувств.
Например, при рассказе о ходе Сталинградской битве, учитель задает вопросы:
Как характеризует советских солдат выражение «За Волгой земли нет»?
Какой личностный фактор сыграл большую роль в победе советских войск в Сталинградской битве?
Каких героев Сталинградской битвы вы знаете? Какие подвиги они совершили?
Кейс №18 Формирование понимания причинно-следственных связей в обучении истории (на примере урока по теме «Послевоенная Европа»).
Формулировка задания: определите цели по теме «Послевоенная Европа» (9 класс). Покажите методические приемы формирования понимания причинно-следственных связей. Ответ аргументируйте.
Планируемые результаты
Предметные
· Объяснять основные последствия войны для стран-союзников, стран-агрессоров, всего мира;
· Выделять предпосылки холодной войны;
· Характеризовать основные этапы «холодной войны» и их содержание.
· Сравнивать цели и территории охвата военно-политических блоков;
· Объяснять значение понятия «холодная война».
Методические приемы формирования понимания причинно-следственных связей (использование учебника Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.):
1. Изучение текста учебника в форме групповой работы. Для изучения последствий Второй мировой войны.
Класс делится на три группы. Каждая из них представляет одно из трёх последствий Второй мировой войны: мирные договоры (с. 155—156), образование ООН (с. 157), Нюрнбергский процесс (с. 157—158). Каждая группа изучает свой фрагмент учебника, составляет по нему краткий конспект и затем представляет результаты работы остальному классу.
2. Анализ исторического документа. (для установления предпосылок холодной войны)
Учащиеся читают фрагмент речи У. Черчилля в Фултоне. Вопросы к источнику
1. Что имеет в виду У. Черчилль, когда говорит о «железной завесе»?
Какой итог Второй мировой войны вызывает беспокойство премьер-министра Великобритании?
2. Что, по его мнению, представляет угрозу христианской цивилизации?
3. Какой путь выхода из сложившейся ситуации предлагает У. Черчилль?
Учитель просит охарактеризовать предпосылки холодной войны, о которых говорится в документе.
3. Объяснение. Это очень важный прием, способствующий раскрытию внутренних закономерностей, связей, смысла и сущности исторического события. Его целесообразно использовать и для того, чтобы показать детям образец установления причинно-следственных связей. По ходу объяснения возможно изображение схемы.
После того, как окончилась самая кровопролитная война в истории человечества - Вторая Мировая, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США.
Основными причинами появления этого противостояния, известного под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам.
Пример
Помимо этого, Советский Союз после Второй Мировой войны установил свое господство в странах Восточной Европы, где воцарилась коммунистическая идеология. В результате США наряду с Великобританией пугала возможность того, СССР сможет стать мировым лидером и установить свое господство, как в политической, так и в экономической сфере жизни. В это же время для Соединенных Штатов Америки одной из главных задач становится четкое внимание к политике СССР в странах Западной Европы с целью не допустить социалистических революций на этой территории. Америке совсем не по душе была коммунистическая идеология, а именно Советский Союз стоял у нее на пути к мировому господству. Ведь Америка разбогатела за период Второй Мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, поэтому странам Западной Европы, разрушенным в ходе военных действий, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители – коммунисты в этих странах будут удалены от власти. Кратко говоря «холодная война» была новым видом соперничества за мировое господство.
Кейс №19 Организация этапа закрепления на уроках истории (на примере урока по теме «Перестройка в СССР (1985-1991)»).
Формулировка задания: определите цели по теме «Перестройка в СССР (1985-1991)» для 10 класса (тему конкретного урока выберете самостоятельно). Покажите методические приемы организации этапа закрепления новой темы. Ответ аргументируйте.