Тема: Понятие о деятельности.
Задание: По первой теме прочитать материал и записать в тетрадь выделенные моменты. По второй теме понять структуру деятельности и переписать всю схему.
Личность человека проявляется и формируется в процессе собственной активности.
В словаре по психологии дается такое определение активности. Это всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; или присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования» (Ф. Энгельс)
Т. о., активность - всеобщая характеристика живых существ, направленная на обеспечение жизненно значимых связей с окружающим миром.
Вся живая материя обладает активностью – растения растут и развиваются, у животных и человека наблюдается органическая активность – работа внутренних органов, биологическая – сон и бодрствование, физическая – работа мышц, психическая активность – работа мозга. Одной из форм активности, свойственной только человеку, является деятельность.
Деятельность - внутренняя и внешняя активность человека, направленная на достижение целей, потребностей и интересов. Например, мы размышляем, считаем в уме, формулируем вопрос или ответ на него – это примеры внутренней активности. Когда мы слушаем, выполняем физические упражнения, пишем, читаем, рисуем – мы проявляем внешнюю активность. Но всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, есть лишь отдельные движения и действия.
Рассмотрим в сравнении деятельность человека и активность животных.
Деятельность человека | Активность животных |
носит продуктивный, творческий, созидательный характер | носит потребительский характер, не создает, не производит ничего нового |
используются материальные средства в качестве инструментов для удовлетворения потребностей и как средство собственного развития | не существует никаких средств для удовлетворения потребностей |
помогает совершенствоваться человеку, развивать способности, изменять условия жизни | ничего не меняет в них самих, ни во внешних условиях жизни |
является продуктом исторического развития в ее разнообразных формах и средствах реализации | выступает как результат их биологической эволюции |
не дана человеку с рождения, ее надо формировать, ей надо обучать и воспитывать | задана генотипически, т.е. все действия запрограммированы от рождения |
Деятельность имеет огромное значение:
Позволяет человеку познавать окружающий мир, исследовать его, делать открытия в науках.
2. Человек изменяет окружающий мир (+ и -).
3. Создает материальные ценности(вещи, продукты, мебель) и духовные ценности (пишет музыку, стихи...)
4. Раскрывается сам человек, богатство его духовной жизни.
5. Формирует самого человека, его сознание.
Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельность. Все основные виды деятельности – игровая, учебная и трудовая деятельность – присутствуют в жизни каждого человека, через эти виды деятельности происходит развитие психики и личности человека.
Деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности человека на определенном возрастном этапе называется ведущей. Рассмотрим некоторые характеристики основных видов деятельности.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра - вид деятельности, который заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, их взаимоотношений. Мотивом игровой деятельности является интерес, а результатом – удовлетворение этого интереса.. Ребенок играет где хочет, когда хочет, с кем хочет.
В младшем, среднем и старшем школьном возрасте ведущим видом деятельности является учебная деятельность - процесс приобретения и закрепления знаний и способов их усвоения. Основным мотивом является чувство долга, ответственности. Результатом уроков, лекций семинаров, факультативов и т. д. являются знания, умения и навыки и процесс их получения, подготовка к трудовой деятельности, к взрослой жизни.
Труд взрослого как целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности и имеющая своим результатом создание материальных и духовных ценностей, совершенствование мира, тоже имеет своим мотивом чувство долга, ответственности.
Все эти виды взаимодействуют между собой, обогащают друг друга, создавая новые перспективы развития личности, их осуществляющей.