Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан
Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина
Утверждаю
Декан агрономического факультета
____________________Стыбаев Г.Ж.
«______»__________________2015г.
ПРОГРАММА
Дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине: Методы выявления и учёта вредителей растений.
образовательная программа: фитосанитарная безопасность.
для специальности: 5В081100 – защита и карантин растений
для группы специальностей: сельскохозяйственные науки
Астана 2015
Программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании временной учебной программы дисциплины «Методы выявления и учёта вредителей растений», для высших учебных заведений для специальности 5В081100 Защита и карантин растений.
Рассмотрена на заседании кафедры «Защита и карантин растений»
(Протокол № 10 от «11 » июня 2015 г.)
Заведующий кафедрой________________________Мусынов К.М.
Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссией агрономического факультета.
(Протокол №11 от «15» июня 2015г.)
Председатель методической комиссии __________Жумагулов И.И.
1. ДИСЦИПЛИНА: «Методы выявления и учёта вредителей растений»
ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ: Лектор: Старший преподаватель кафедры «Защита и карантин растений» Сулейменова Зейнекуль Шагиевна, 234 аудитория.
2.ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ: количество кредитов – 2, период обучения – шестой семестр, лекции – 15 часов, лабораторных занятий – 60 часов, СРСП –30, CРС –75, рубежный контроль -1 (8 неделя), рубежный контроль -2 (15 неделя), и итоговый контроль – экзамен.
Распределение учебного времени
Недели | Рубежный контроль 1 | Рубежный контроль 2 | Всего | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||||
Лабораторные работы | ||||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||||
Итого |
3. ПРЕРЕКВИЗИТЫ – успешное усвоение курса предполагает наличие знаний по дисциплинам: экология и устойчивое развитие, ботаника, химия, биология, почвоведение, микробиология, физиология растений, общая и сельскохозяйственная энтомология.
4.ПОСТРЕКВИЗИТЫ – общая энтомология и сельскохозяйственная энтомология, химическая защита растений, биологическая защита растений, карантин растений, растениеводство, овощеводство, плодоводство, технология хранения и переработки продукции растениеводства, селекция и т. д.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА
Цель дисциплины - формирование теоретических знаний, умений и навыков по системе мероприятий, включающих обследование, наблюдение, учет развития и распространения вредителей, а также и их вредоносность.
Изучение фенологии вредителей, также прогноз их вредоносности является основой выбора сроков борьбы с ними и рационаьного использования средств защиты растений. Вышеуказанные задачи невозможно решить без знания методов выявления и учета вредителей сельскохозяйственных растений и угодий. На основе полученных данных, обследований и системы наблюдений по плотности популяции вредных организмов следует правильно выбрать эффективный метод борьбы системы защиты растений.
Задачи курса: В задачи методов и учёта вредителей сельскохозяйственных растений и угодий входит обследование полей, насаждений и сельскохозяйственных угодий на присутствие вредителей, оценка фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур и насаждений на вредителей, анализ их взаимосвязи по полученной информации.
Требование курса: Учебное время разделяется на лекционные, лабораторно- практические и СРС основное требование - систематическая подготовка занятиям и разные виды контроля. Подготовка к экзамену осуществляется разнообразными формами контроля – экспресс - опрос, беседа, индивидуальная работа с раздаточным материалом, дискуссии и т.д. при невыполнении задания итоговая оценка снижается. Изучение вопросов применения различных методов обследований и учётов по вредителям.
Студент должен знать: В результате изучения дисциплины студенты должны знать:основы систематики, биологии и экологии основных групп организмов-энтомофагов, патогенов и антагонистов важнейших вредителей сельскохозяйственных культур. Методики их выявления и диагностики, уровни эффективности естественных врагов вредителей сельскохозяйственных культур.
Студент должен уметь производить расчеты по выявлению и учёту вредителей растений,определять хозяйственную, биологическую и экономическую эффективность их применения; пользоватся справочниками, научной и научно-производственной периодикой, списком химических и биологических средств борьбы с вредителями, разрешенных для применения в сельском хозяйстве для подбора информации, необходимой для составления системы защитных мероприятий от вредителей.
Дублинский дискрипт
А.Знание и понимание: Имеет большое значение для продовольственной и фитосанитарной безопасности страны и человечества в целом, предупреждения вспышек массового размножения вредителей растений, позволяет достоверно оценивать фитосанитарную ситуацию, обеспечения сохранности урожаев и качества возделываемых культур от потерь причиняемых вредными насекомыми;
В. Использование на практике знания и способности понимания: Особенности применения методов выявления и учета, позволяет определить фитосанитарное состояние посевов сельскохозяйственных культур, для информирования всех видов прогноза и принятия решения о необходимости превентивных и истребительных мер защиты;
С. Способность к вынесению суждений, оценке идей и формулированию выводов: Анализировать состояние и возможное развитие ситуации в агрофитоценозах по вредителям растений, делать заключение о необходимости проведения защитных мероприятий, составить комплексную систему мероприятий по защите растений;
D. В области общения: Формирование чувства ответственности за производство экологически безопасной продукции, соблюдение мер безопасности при использовании пестицидов в защите растений от вредителей для окружающей среды, здоровья людей и животных;
Е. Умения в области обучения: Постоянное обучение с совершенствованием методик выявления вредителей растений, их диагностики,методов и способов защиты растений, работать с научно-технической и другой информацией в области защиты растений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Перечень лекционных занятий
№ и наименование темы | Объем часов | Лите- ратура | Текущий контроль, балл | |
Лекция 1 - Введение 1.Введение в предмет. 2.Оценка вредоносности насекомых и экономические пороги вредоносности. 3.Классификация типов динамики популяций вредителей. 4.Прогнозы и виды прогнозов | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 2 -Методы учёта численности вредителей. 1.Методы учёта численности вредителей обитающих в почве. 2.Методы учёта вредителей обитающих на растениях. 3. Приманочные методы учёта насекомых. 4.Учет эффективности мероприятий по борьбе с вредителями. | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 3 - Методы выявления и учёта многоядных почвообитающих и листогрызущих вредителей. 1.Щелкунов 2.Озимой совки 3.Луговой мотылек 4.Карадрина | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 4 - Методы выявления и учёта многоядных прямокрылых вредителей и зерновых культур. 1.Стадные и нестадные виды саранчовых вредителей 2. Серая зерновая совка 3. Гессенская муха. | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 5 -Методы выявления и учёта вредителей зерновых культур. 1.Клоп вредная черепашка. 2.Пшеничный трипс 3 Хлебные жуки 4.Хлебная полосатая блошка | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 6 -Методы выявления и учёта вредителей риса и кукурузы. 1.Прибрежная муха 2.Рисовый комарик 3. Овсянная шведская муха 4. Стеблевой кукурузный мотылек | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 7 -Методы выявления и учёта вредителей картофеля и свеклы. 1. Колорадский жук 2. Серый свекловичный долгоносик 3. Свекловичная корневая тля | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
1 рубежный контроль | ||||
Лекция 8 - Методы выявления и учёта вредителей хлопчатника и бахчевых культур. 1.Хлопковая совка 2.Паутинный клещ 3.Бахчевая коровка | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 9 -Методы выявления и учёта вредителей рапса и подсолнечника. 1.Рапсовый пилильщик 2.Рапсовый цветоед 3.Подсолнечниковая огневка | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 10 - Методы выявления и учёта вредителей однолетних зернобобовых культур. 1.Гороховая тля 2.Гороховая зерновка 3.Клубеньковые долгоносики | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 11- Методы выявления и учёта вредителей многолетних бобовых и злаковых трав. 1. Люцерновый клоп 2. Листовой люцерной долгоносик 3. Люцерновая толстоножка 4.Тихиусы семяеды | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 12- Методы выявления и учёта вредителей капусты и лука. 1.Крестоцветные блошки 2.Капустная моль 3.Луковая муха 4.Луковая журчалка | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 13- Методы выявления и учёта вредителей семечковых, косточковых культур и виноградной лозы (яблоня, вишня, виноградник). 1.Яблонная плодожорка 2.Боярышница 3.Вишевый слизистый пилильщик 4.Гроздевая листовертка | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 14 - Методы выявления и учёта вредителей ягодных культур (крыжовник, смородина, малина и земляника). 1.Крыжовниковая огневка 2.Смородинная стеклянница 3.Малинный жук 4.Земляничный клещ | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
Лекция 15- Методы выявления и учёта вредителей запасов зерна и продуктов его переработки. 1.Амбарный долгоносик 2.Большой мучной хрущак 3.Мельничная огневка 4.Мучной клещ. | 1(2) | Основная с 1 по 10 | 0,4 | |
2 рубежный контроль | ||||
Всего | 6,0 |