Методика «Представления об идеальном родителе»
Авторы методики: Овчарова Р.В., Дегтярева Ю.А.
Цель: Выявление представлений об идеальном родителе
На основе полученных сочинений с помощью контент-анализа мы разработали авторскую методику семантического дифференциала, которую назвали «Представления об идеальном родителе». Методика состоит из 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (3, 2, 1, О, 1, 2, 3) в зависимости от выраженности качества.
Структура методики
При отборе качеств использовались данные контент-анализа родительских сочинений, дополненные собственными идеями.
1. Все заложенные в методику качества дифференцированы по трем компонентам – когнитивный, эмоциональный, поведенческий; на каждый аспект приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества (внутри компонентов) подбирались по следующим антиномиям:
• положительное – отрицательное (робкий – смелый, сильный – слабый);
• должное – необязательное (должен быть справедливым – может быть несправедливым, должен все знать – может чего-то не знать);
• теплое – холодное (доверяющий детям – не доверяющий детям, сотрудничающий с детьми – соперничающий с детьми);
• предлагаемое – отвергаемое (бескорыстный – расчетливый, альтруист – эгоист);
• достижимое – неосуществимое (всегда терпелив – не всегда терпелив); всегда понимает – не всегда понимает);
• простое – сложное (решающий за детей – не решающий за детей, компетентный – некомпетентный).
3. Методика приведена в том порядке, в котором она создавалась; в таблице даны номера вопросов в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями (см. табл.). Мы полагаем, что ее можно использовать в неизменном виде, так как для испытуемых не видна внутренняя логика построения, например трудно угадать социально-желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются нами более предпочтительными, чем расположенные слева.
Мы предполагаем в большей степени качественную, чем количественную, обработку методики. Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту (когнитивный – первые 18 пар, эмоциональный – вторые 18 пар (с 19 по 36), поведенческий – последние 18 пар (с 37 по 54); в итоге получаем три показателя:
1) когнитивный показатель представлений об идеальном родителе;
2) эмоциональный показатель представлений об идеальном родителе;
3) поведенческий показатель представлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества 3 балла). Баллы, относящиеся к качествам справа, положительным, берутся со знаком «плюс», а баллы, относящиеся к качествам слева, отрицательным, берутся со знаком «минус».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выбор отмечен полужирным шрифтом):
Слабый | Сильный | |||||||
Неблагоразумный | Благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (обе пары качеств относятся к нему) мы получим: +2 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части). Итого: 2-1=1. И так далее.
Качественная обработка состоит в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Опросный лист
Слабый | Сильный | |||||||||
Неблагоразумный | Благоразумный | |||||||||
Непрактичный | Практичный | |||||||||
Должен быть справедливым | Может быть несправедливым | |||||||||
Должен все знать | Может чего-то не знать | |||||||||
Должен ставить детей на первое место | Может не ставить детей на первое место | |||||||||
Не доверяющий детям | Доверяющий детям | |||||||||
Соперничающий с детьми | Сотрудничающий с детьми | |||||||||
Злопамятный | Прощающий | |||||||||
Расчетливый | Бескорыстный | |||||||||
Эгоист | Альтруист | |||||||||
Безответственный | Ответственный | |||||||||
Всегда терпелив | Не всегда терпелив | |||||||||
Всегда понимает | Не всегда понимает | |||||||||
Всегда прав | Не всегда прав | |||||||||
Решающий за детей | Не решающий за детей | |||||||||
Не уважающий детей | Уважающий детей | |||||||||
Требовательный | Снисходительный | |||||||||
Несчастный | Счастливый | |||||||||
Грустный | Радостный | |||||||||
Злой | Добрый | |||||||||
Должен интересоваться детьми | Может не интересоваться детьми | |||||||||
Должен быть спокойным | Может быть раздраженным | |||||||||
Должен гордиться детьми | Может не гордиться детьми | |||||||||
Строгий | Мягкий | |||||||||
Жестокий | Ласковый | |||||||||
Холодный | Теплый | |||||||||
Не одобряющий | Одобряющий ребенка | |||||||||
Безжалостный | Жалеющий | |||||||||
Не любящий | Любящий | |||||||||
Всегда довольный детьми | Не всегда довольный детьми | |||||||||
Никогда не кричащий на ребенка | Иногда кричащий на ребенка | |||||||||
Не обижающийся на детей | Обижающийся на детей | |||||||||
Стыдящийся за ребенка | Не стыдящийся за ребенка | |||||||||
Не готовый к родительству | Готовый к родительству | |||||||||
Боящийся извиниться пере ребенком | Не боящийся извиниться перед ребенком | |||||||||
Не воспитывающий | Воспитывающий | |||||||||
Усталый | Отдохнувший | |||||||||
Не обучающий ребенка | Обучающий ребенка | |||||||||
Должен быть опытным родителем | Может быть неопытным родителем | |||||||||
Должен жить для ребенка | Может жить для себя | |||||||||
Должен проводить с ребенком много времени | Может проводить с ребенком мало времени | |||||||||
Не хвалящий ребенка | Хвалящий ребенка | |||||||||
Не балующий ребенка | Балующий ребенка | |||||||||
Не опекающий | Опекающий | |||||||||
Не слушающий ребенка | Слушающий ребенка | |||||||||
Не помогающий | Помогающий | |||||||||
Приказывающий | Просящий | |||||||||
Всегда может повлиять на ребенка | Не всегда может повлиять на ребенка | |||||||||
Никогда не командующий | Иногда командующий | |||||||||
Всегда выполняющий капризы ребенка | Не всегда выполняющий капризы ребенка | |||||||||
Вмешивающийся в жизнь ребенка | Не вмешивающийся в жизнь ребенка | |||||||||
Ограничивающий свободу ребенка | Не ограничивающий свободу ребенка | |||||||||
Критикующий ребенка | Не критикующий ребенка |
Структура методики «Идеальный родитель»
Антиномии | Когнитивныйаспект (номера вопросов) | Эмоциональныйаспект (номера вопросов) | Поведенческийаспект (номера вопросов |
Положительное – отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
Должное – необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
Теплое – холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
Предлагаемое – отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
Достижимое – неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
Простое – сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |
• образ своих будущих функциональных родительских ролей;
методика «Социальные семейные роли» (вариант «Мои будущие родительские роли» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова) и методику «Социальные роли ребенка» (вариант «Роли моего будущего ребенка» Е.Н. Васильевой, А.В. Орлова). Вариант методики «Мои будущие родительские роли» позволяет выявить отношение к будущим функциональным родительским ролям.