Психотерапевт. Его личность, роль и функции в различных традициях психотерапии.
Психолог-психотерапевт - это специалист с высшим психологическим образованием, также прошедший дополнительную серьезную подготовку в рамках какой-либо из современных психотерапевтических школ. Он может использовать в работе только психологические средства оказания помощи (опять же – беседу и различные виды научения). Психолог-психотерапевт может оказывать психотерапевтическую помощь:психически здоровым людям и людям с обратимыми психическими нарушениями (например, невротические расстройства, невротические реакции на стресс, травмирующие обстоятельства и т.д.). Психотерапевт должен быть открытым и способным проявлять безусловное позитивное внимание, т.е. принимать и воспринимать клиента как заслуживающего уважения независимо от того, кем он является, что говорит или делает; ему должна быть присуща конгруэнтность, т.е. он должен использовать свои чувства в процессе консультирования, его вербальное и невербальное поведение должно быть открыто для клиента и быть последовательным; должен проявлять в своем поведении подлинность. Т.е. быть честным, откровенным и не прятаться за свой «фасад»; он должен проявлять эмпатию, т.е. показать клиенту, что понимает образ его мыслей и чувства и может видеть мир таким, каким его видит клиент, но в тоже время он сохраняет свою отделенность от мира клиента. Это должно проявляться в поведении психотерапевта, чтобы клиент мог их ощутить. Психотерапевт должен обладать навыками эксперта. Так, например, в исследованиях З.Фрейда открыт принцип «позволения людям услышать самих себя», он описан через известную метафору о том, психоаналитик является «зеркалом пациента». В ходе поведенческой психотерапии специалист, как правило, директивно управляет процессом и добивается желаемых целей, используя определенные психотерапевтические приемы. Важными свойствами психотерапевта является профессиональная манипуляция процессом взаимодействия с пациентом, умение поощрять и подкреплять его полезные реакции, убеждать и скрыто внушать. Вместе с инструкциями он дает советы и рекомендации, выступает в роли учителя. Стиль работы психотерапевта в ходе рационально-эмоциональной психотерапии определяется необходимостью активного сотрудничества пациента по типу партнерства на всех стадиях психотерапии. Установлению оптимального взаимодействия помогают такие характеристики психотерапевта, как способность к эмпатии, дозируемая открытость, умение сосредоточиться на конкретной проблеме и не уходить при необходимости от конфронтации. Взаимоотношения временами могут приобретать образовательный характер по типу учебного союза «учитель-ученик». Особенности личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Татлыкова диктуют психотерапевту активный, но гибкий стиль поведения, преимущественно с эмпатическим подходом, при котором удается избежать крайностей директивного и недирективного стилей. В психодинамической психотерапии в соответствии с особенностями аналитической ситуации психотерапевт занимает позицию эмпатической объективности, сдержанности и нейтралитета.
Этические аспекты в психотерапии.
1. Профессиональная компетентность. Психотерапевты обязаны вести практику компетентно и с соблюдением этических требований. Они обязаны следить за научными достижениями и развитием психотерапии. Для этого практикующие специалисты нуждаются в постоянном профессиональном усовершенствовании. Психотерапевты обязаны ограничить свою практику теми областями и методами, в которых может быть доказано получение ими достаточных и подтвержденных знаний и опыта.
2. Конфиденциальность. Психотерапевтов, а также весь вспомогательный персонал обязывает принцип конфиденциальности относительно всей информации, полученной во время психотерапевтической практики. Это же касается супервизии.
3. Рамки психотерапевтической деятельности. Перед началом психотерапевтического процесса психотерапевты обязаны ознакомить клиента с его правами, сделав акцент на следующем: метод психотерапии, который будет использования и условия (включая возможности отказа); объем и возможная продолжительность психотерапевтического воздействия; финансовые условия терапии (приблизительная стоимость, страховые гарантии, оплата за пропущенные сессии и т. п.); конфиденциальность; процедура обжалования.
4.Клиенту должна быть предоставлена возможность решать, хочет ли он приобщаться к психотерапевтической процедуре и если да, то с кем.
5. Психотерапевты обязаны действовать ответственно, принимая во внимание специфическую природу психотерапевтических отношений, которые строятся на доверии и определенной степени зависимости; злоупотребление доверием расценивается как пренебрежение профессиональными обязанностями психотерапевта по отношению к клиенту, удовлетворение собственных интересов –эмоциональных, социальных или финансовых. Какая–либо форма злоупотребления является нарушением психотерапевтического кодекса. Ответственность за это лежит исключительно на психотерапевте. Уклонение от ответственности в психотерапии является серьезной ошибкой.
6. Объективная и правдивая информация. Информация, которая предоставляется клиенту должна быть реальной/объективной и правдивой. Какие–либо заведомо ложные или дезинформирующие заявления недопустимы.
7. Профессиональные отношения с коллегами. Психотерапевты, если это необходимо, обязаны сотрудничать с представителями других специальностей для блага клиента.
8. Психотерапевтические исследования. В интересах научно–теоретического развития психотерапии, а также изучения ее эффективности психотерапевты должны принимать участи в соответствующих исследовательских проектах.