АСПИРАНТУРА
Утверждено:
_______________________________
«__» ____ 2017г.
Ерёмин Александр Дмитриевич
История и философия науки
Методическое пособие по формату реферата
к кандидатскому экзамену
Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ
ББК 87.2
УДК 001
Е70
Еремин А.Д.
История и философия науки: методическое пособие к работе над рефератом к кандидатскому экзамену. – Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2017. - 15с.
В пособии излагаются методические рекомендации по написанию реферата, требования к содержанию и оформлению для аспирантов и соискателей ученой степени к кандидатскому экзамену «История и философия науки ».
© Ерёмин А.Д., 2017
Содержание
1. Введение 2
2. Задачи исследования истории науки 3
3. Выбор темы исследования 3
4. Подготовка исходных материалов 4
5. Структура реферата 5
6. Общие рекомендации к проработке темы 7
7. Формирование выводов и заключения 10
8. Приложения 10
9. Подготовка текста реферата 10
10. Примерные темы рефератов 11
11. Литература 13
Приложения: 14
1. Рецензия на реферат 14
2. Формат титульного листа реферата 15
Введение
Кандидатский экзамен по Истории и философии науки в России введен решением Минобразования и ВАК в 2004 году. В утвержденных ВАКом программах и процедурах проведения кандидатского экзамена предусматривались три раздела курса (общенаучный, дисциплинарный и исторический), а также подготовка аспирантом (соискателем) реферата по истории науки в области его диссертационного исследования, который является условием допуска к экзамену.
Подготовка такого реферата аспирантами и соискателями естественнонаучных и инженерно-технических дисциплин, не имеющим специальной историко-научной и философской подготовки, представляет собой достаточно сложную задачу, требует овладения специальными навыками методологической обработки историко-научных материалов о процессе и результатах научных исследований.
Вместе с тем работа по теме реферата играет важную роль в структуре курса и является эффективным средством, позволяющим значительно повысить уровень усвоения аспирантами и соискателями изучаемых знаний, стать незаменимым средством для формирования навыков применения этих знаний в анализе конкретной научно-исторической познавательной ситуации, а также существенно облегчить решение проблемы согласования объема программы курса и часов аудиторной работы. Таким образом, есть реальная возможность превратить работу над рефератом из рутинного и мало полезного занятия в интересное и эффективное для освоения курса дело. Именно на решение этой задачи и направлено настоящее методическое пособие.
Задачи исследования истории науки
Поставленная в Программах ВАК задача учета социокультурного контекста при раскрытии закономерностей развития науки, анализа связанных с этим мировоззренческих и методологических проблем не может быть решена аспирантом только на основе имеющегося у него частнонаучного знания в области его научных интересов и обзора подобранного научно-исторического материала. В основе предлагаемого методического подхода к работе над рефератом лежит представлении о материале утвержденных Программ и, соответственно, о теоретических концепциях изучаемого курса, как об «инструментарии », задающем понятийную и методическую базу для научно-исторического исследования. Поэтому ключевой для аспиранта становится задача увидеть в эмпирической историографии по теме реферата материал для конкретизации соответствующих идей курса и раскрыть выбранную тему реферата через призму этих идей.
Однако, для выполнения этой задачи аспиранту необходимо не только теоретическое изучение обширного объёма научного, философского и методологического знания, излагаемого в курсе, не только усвоение конкретных знаний по истории, методологии и социологии выбранного исторического этапа частнонаучного познания. Необходимо приобретение соответствующих навыков ведения научно-исторической и философской работы в форме инсторико-научной реконструкции выбранной познавательной ситуации. Для формирования навыков любой деятельности, в том числе и научно-философской, знаний не достаточно, т.к. навыки формируются не в форме рационального знания, а усваиваются в форме образцов деятельности в процессе научного исследования.
Работа над рефератом состоит из следующих основных этапов:
1) Выбор темы реферата;
2) Подбор литературы (документально-исторического комплекса - ДИК) и его параллельное изучение;
3) Написание основного текста реферата;
4) Рефлексия и написание заключения.
Выбор темы исследования
Курс содержит знания, являющиеся инструментом для исследования и понимания условий, определивших в соответствующее историческое время характер протекания выбранного научного познавательного процесса, принятой учеными проблематизации ситуации и методологии исследования, а также полученных результатов и их значения для науки (техники). Соответственно, при написании реферата надо продемонстрировать, что автор реферата изучил теоретическую часть курса и умеет (получил навык) применять эти знания для анализа процесса научного познания в конкретной научно-исторической ситуации.
Выбор темы исследования является важным этапом и в значительной степени определяет эффективность дальнейшей работы. При выборе темы надо определиться с тем, какой «аспект бытия науки (техники) » рассматривается, а в соответствии с программой ВАКа наука рассматривается, например, как:
• система знания;
• познавательная деятельность (методология деятельности);
• социальный институт;
• для техники добавляется - техника как «артефакт».
Подготовка исходных материалов
Исходным эмпирическим материалом, на котором строится исследование в конкретной области истории частной науки, являются историко-научные данные о выбранном объекте исследования, исследуемой проблемной ситуации и социально-исторических условиях, являющихся контекстом этой ситуации.
Исходный литературный материал формируется в виде документально-исторического комплекса (ДИК). В состав ДИК включаются материалы, отражающие исследуемую историческую ситуацию с определенной ролевой позиции:
а) Свидетельства современников (участников событий) - философско-методологические, научные и художественно-публицистические произведения непосредственных участников и свидетелей событий, авторы которых были непосредственно затронуты и вовлечены в познавательный процесс, это «живые свидетели ». Здесь могут рассматриваться мемуары, воспоминания о научных спорах, юбилейные выпуски, проблемные сборники и т.д.
Особенность данного типа источников: субъективная вовлеченность и, зачастую, острая полемичность, предвзятость, односторонность оценок и т.д. При этом возможны и довольно необоснованные суждения. Приходится критически оценивать и просеивать материал не принимая всё за «чистую монету ».
Ролевая позиция «современник » позволяет окунуться в текущие события в качестве соучастника, включает механизмы сопереживания, эмоциональной («горячей ») окраски изложения. При анализе этих материалов ключевыми становятся вопросы о соотношении факта и версии, анализ субъективных аспектов рефлексии участников событий.
б) Свидетельства иностранцев - научные и научно-исторические произведения специалистов в смежных научных отраслях, междисциплинарные оценки развития науки и техники. Здесь рассматриваются не столько свидетельства истинных иностранцев, но и представителей других научных отраслей и школ, имеющих другой профессиональный взгляд, но не вовлеченных непосредственно в субъективное восприятие событий.
Здесь особенность: можно найти более критический и объективный взгляд или, наоборот, оказаться перед не понимающим суть проблем узким профессионализмом.
Ролевая позиция «иностранец » даёт возможность междисциплинарного взгляда на область частнонаучного, дисциплинарного исследования. Особенно важными данные материалы могут оказаться при исследовании неклассического и постнеклассического этапа развития науки.
в) Свидетельства потомков - произведения историков науки и писателей-популяризаторов. Это уже косвенные показания и результаты анализа, основанного на предыдущих исторических материалах и исследованиях. Такие источники важны возможной обширностью охвата проблемы, глубиной анализа или критичностью исследования. Зачастую в таких исследованиях формируются обширные документально-исторические комплексы, которые сами становятся объектом последующего научно-исторического анализа. Но также возможны субъективные точки зрения или даже просто ошибки.
Ролевая позиция «потомок » позволяет дистанцироваться от событий и оценивать их с точки зрения стороннего наблюдателя. Основные ролевые аспекты - объяснение и оценивание - требуют определенных средств анализа, дающих объективное, компетентное, оценивающее, «холодное » отношение к прошлому.
г) Аналитические материалы - социально-исторические, культурологические и другие произведения, характеризующие необходимые для понимания и раскрытия исследуемого периода особенности, в том числе социально-исторической ситуации как контекста исследуемого познавательного периода.
Структура реферата
Можно представить «ситуацию разрыва» в требуемом и наличном знании в некоторой исследуемой исторической познавательной ситуации в виде следующей схемы (Рис. 5.1.):
Метод 1
Состояние 2 Z2
Этап 4 Метод 2
Этап 3 Метод 3 ∆Z
Этап 2
Этап 1 Требуются знания Z2 = Z1 + ∆Z
Состояние 1 Z1
Имеются знания (A, B, C, D) = Z1
A
B C D Проблема () - как построить
∆Z = Z2 - Z1
Рис. 5.1. Анализ ситуации: состояние разрыва
Для её раскрытия в общем случае можно рекомендовать следующую структуру реферата:
1. Введение
1.1. Социально-исторический контекст:
• выбирается временной диапазон рассматриваемой познавательной ситуации;
• устанавливается соответствие с конкретной социальной эпохой (преднаука) или – научной революцией (1-4-я);
• изучается в материалах курса социально-исторический контекст;
• формулируется социальный заказ, который можно соотнести с исследуемой темой реферата.
1.2. Научно-историческая ситуация:
• анализируется научный заказ как преломление социального заказа;
• анализируются имевшиеся на момент начала исследуемой ситуации необходимые предшествующие знания (A, B, C, D) = Z1 (теории, методы, технические решения и т.д.);
• имеющиеся знания вводятся как данность, описываются без истории и обоснований в объеме, необходимом для того, чтобы на них можно было опереться в последующем анализе в аспекте бытия.
1.3. Проблематизация. Выбор аспекта бытия:
• проблематизация исследуемой ситуации (∆Z = Z2 - Z1);
• выбор аспекта бытия науки как инструмента для исследования – научно-исторической реконструкции.
(2… n) Аспект бытия
1). Назначение раздела: демонстрация способа применения понятий курса по схеме анализа выбранного аспекта бытия и полученные результаты в понимании исследуемой научно-познавательной ситуации;
При необходимости вставляются блоки с рассмотрением темы по схемам, относящейся к другим аспектам бытия, но именно блоками и только если без этого не удается раскрыть основной аспект бытия.
2). Задачи раздела:
• «историческое превратить в логическое»;
• реконструировать процесс «выращивания» нового знания:
На основании анализа подобранного к теме научно-исторического материала (ДИК) опираясь на конкретные модели из курса необходимо реконструировать логику познавательного процесса, реализованную в исследуемой познавательной ситуации.
• выделить этапы в реконструируемой логике познавательного процессе, соответствующие последовательности решаемых задач;
• сформулировать окончательно логику решения поставленной в разделе 1.3. научной проблемы.
3). Текст:
• текст формируется из логически замкнутых частей (подразделов) в соответствии с реконструированными логическими этапами познавательного процесса в исследуемой ситуации;
• каждый подраздел (этап) решает одну конкретную познавательную задачу;
• при необходимости этапы могут протекать не только последовательно, но и параллельно;
• решенные в предыдущих этапах задачи используются в качестве части начальных условий для последующих этапов;
• заголовок подраздела должен отражать (в сжатом виде) исследуемую задачу;
• содержание подраздела должно обосновывать, раскрывать ход решения задачи этапа;
• в тексте используются ссылки и (при необходимости) данные из тех начальных условий, которые уже были введены ранее в подразделе 1.2. или в подразделе «Факты науки» данного раздела реферата.
(n +1). Заключение (выводы)
1. Предметное заключение (по результатам анализа темы):
Взгляд на полученный результат (текст реферата), анализ и заключение о соответствии его исходным требованиям к реферату:
• анализируется полученный результат проработки темы реферата (исследуемой познавательной ситуации);
• делается вывод о соответствии (или нет):
ü содержания и логики проведенной работы (историко-научной реконструкции) выбранным в качестве «инструментов» для анализа концепциям курса;
ü подготовленного текста реферата требованиям к реферату.
2. Рефлексия:
Взгляд на себя, выполняющего и выполнившего задание, самоанализ процесса работы над рефератом, на возникшие собственные учебно-методические проблемы и примененный способ их решения, на результаты саморазвития, полученные в процессе работы над рефератом.
Заполняется в качестве самооценки контрольная таблица Рецензии на реферат по форме Приложения 1.
(n +2). Литература
По тексту реферата необходимо давать ссылки на источники реферируемого материала и к текстам приводимых цитат в соответствии с требованиями к написанию диссертации.
(n +3). Приложения
1. Концепции и понятия курса (словарь).
Описание сути основных идей (концепций, понятий) курса, которые оказались необходимыми (полезными) для раскрытия темы реферата.
2. Документально-исторический комплекс (ДИК): в минимальном объеме приводятся выдержки из данных, наиболее полезных и/или необходимых для обоснования текста реферата. В общем объеме реферата не учитываются.