Тема 11. Человек как проблема философии
Проблема человека – центральная проблема философии. Основные концепции человека в философии (Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Ницше, Н.Бердяев, А.Камю, З.Фрейд). Система «человек-мир». Мир человека как объективная и субъективная реальность. Проблема родовой сущности человека. Соотношение биологического, психического и социального в человеке. Потребности и способности, сознание.
Антропогенез и его законы. Проблема истоков человечества. Экзистенциальные проблемы. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Свобода и ответственность. Насилие и ненасилие, ценности человеческого существования.
Человек и человечество. Проблема выживания человечества и гуманизм.
Тема 12. Сознание, его происхождение и сущность
Проблема сознания в философии. Сознание как форма отражения действительности и регулятор человеческой деятельности. Генезис сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение и информация; отражение и управление.
Развитие форм отражения в природе. Психика как форма отражения. Возникновение сознания и его общественная природа.
Сознание как субъективное. Сознание и высшие формы психической деятельности (мышление, память, воля, эмоции). Философия и психология о психике человека. Становление индивидуального сознания и деятельность. Сознание и язык. Знаково-символические системы. Самосознание и отношение к другому человеку.
Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая взаимосвязь. Роль школы в трансляции социального опыта от поколения к поколению. Субъекты общественного сознания (индивиды, социальные общности, человечество). Структура общественного сознания: уровни, типы, состояния и формы, виды. Плюрализм мнений как необходимое условие творческого развития общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания.
РАЗДЕЛ V
ГНОСЕОЛОГИЯ
Тема 13. Познание, его уровни и формы
Познание как процесс освоения мира. Субъект и объект познания. Самопознание. Чувственное отражение и его формы. Рациональное познание. Формы мышления. Единство чувственного и рационального в познании. Объяснение и понимание. Герменевтика.
Проблема истины в философии и науке. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Критерий истины; роль практики как критерия истины. Верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация и их место в процессе познания. Оценки и ценности, их влияние на познавательный процесс.
Тема 14. Научное познание
Научное познание и его специфические признаки. Отличия научного познания от художественного освоения действительности. Роль интуиции в познании. Закономерности развития науки. Проблема генезиса и периодизации науки.
Структура научного знания, формы и методы. Научные революции и смена типов рациональности. Социальная ответственность ученого. Философия техники. Наука и техника.
Специфика социального познания. Субъект и объект социального познания. Роль групповых интересов и социальных установок в познании общественных процессов. Социальное познание и проблема «опережающего отражения». Социальная прогностика и футурология.
РАЗДЕЛ VI
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 15. Общество как система
Человеческое общество как часть мира человека. Общество как объект изучения социальных наук. Специфика философского анализа общества.
Теоретические модели общества и их философские основания: идеализм, натурализм, материализм. Материальное и идеальное в обществе. Общественное бытие и его структура.
Общественные отношения и их виды. Уровни общественных отношений. Субъекты общественных отношений.
Общество как открытая система. Основные компоненты общества как системы. Специфика социального. Общество и культура. Общество и природа. Проблема ноосферы. Экологическое воспитание.
Тема 16. Функционирование общества
Основные виды деятельности человека: производственно-экономическая, социальная, политическая, духовная.
Социальная сфера – как сфера воспроизводства человека и социальных общностей. Социокультурное воспроизводство человека и место в нем педагогической деятельности.
Социальная структура общества. Виды социальных структур.
Содержание производственно-экономической деятельности и ее сфера. Производственные силы и производственно–экономические отношения; экономическое сознание. Человек в системе производства материальных ценностей.
Управление как объективная необходимость функционирования сверхсложных систем. Особенности социального управления. Управление и власть. Уровни власти. Управленческие аспекты педагогической деятельности. Политическая сфера: субъекты, отношения, учреждения (в том числе государство), политическое сознание. Политика, ее происхождение и сущность. Гражданское общество и государство. Концепции происхождения и сущности государства. Формы государства. Федерализм и централизм в России. Тоталитаризм и демократия.
Духовная жизнь и духовное производство. Виды духовного производства. Субъекты духовного производства и духовно-практические отношения. Индивидуальное и коллективное в духовном производстве. Каналы трансляции духовных ценностей. Коммуникативно-информационная деятельность.
Тема 17. Исторический процесс и будущее человечества
Исторический процесс; его природная и социальная детерминация. Проблема исторических законов. Цель и смысл истории. Формы исторического процесса. Роль насилия в истории. Субъекты исторического процесса. Роль социальных общностей и народных масс. Проблема человечества как субъекта всемирной истории. Свобода и необходимость.
Время общества: время индивида и историческое время. Исторические события. Проблемы периодизации истории: формационный подход (К. Маркс), цивилизационный (А. Тойнби и др.).
Концепция будущего в истории общественной мысли: Платон; утописты эпохи Просвещения (Т. Мор, Т. Кампанелла и др.); Нового времени (Ш. Фурье, Р. Оуэн, Сен-Симон, М. Бакунин, К. Маркс). Модели будущего общества в футурологии и социальной прогностике, в научно-фантастической литературе (в том числе романы-предупреждения – Ефремов И.А., Брэдбери Р. и др.). Глобальные проблемы современности. Взаимодействия цивилизаций и сценарии будущего.