1. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" требует обновлять Стратегию национальной безопасности каждые 6 лет.
Действующая Стратегия принята в 2009 году. За эти годы она показала свою эффективность.
-Россия продемонстрировала способность к защите суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности.
-Возросла ее роль в решении важнейших международных проблем, урегулировании межгосударственных конфликтов и кризисов.
Вместе с тем в последнее время появились новые вызовы и угрозы национальной безопасности. США при поддержке ряда стран Запада намереваются сохранить свое доминирование в мировых делах, поэтому предпринимаются попытки ограничить проведение Россией самостоятельной внешней и внутренней политики. США пытаются втянуть Россию в военные конфликты. Все большую опасность представляют угрозы, связанные с военной деятельностью НАТО.
Стремление к наращиванию и модернизации наступательных потенциалов, развертыванию новых видов вооружений, созданию глобальной системы ПРО, в том числе вокруг России, размывает структуру глобальной безопасности.
Слова лидеров некоторых стран Запада о том, что НАТО - это оборонительный союз, созданный для обеспечения безопасности в мире, лишь прикрывают агрессивную сущность альянса.
Наряду с политическими и военными угрозами осложняются мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей природной среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, ряд которых вызван новыми, неизвестными ранее вирусами.
2. В новой редакции Стратегии поставлены задачи по противодействию этим и другим опасностям, при этом неизменными остались национальные приоритеты, основные принципы и подходы обеспечения национальной безопасности.
3. Основные положения военной политики, военные опасности и угрозы определяются Военной доктриной, которая была утверждена в прошлом году. Тем не менее, есть определенные особенности в новой редакции Стратегии в сфере обороны страны.
- Более четко сформулированы стратегические цели защиты Российской Федерации от попыток использования военной силы против нее.
-Больше внимания уделено вопросам мобилизационной готовности и гражданской обороны.
-В то же время подчеркивается, что для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.
-Применение военной силы рассматривается как крайняя мера, использование которой возможно лишь после исчерпания политических, экономических, дипломатических и иных средств.
-Применение военной силы рассматривается как крайняя мера после исчерпания других, невоенных средств.
4. ВСтратегии учтены события, происходящие на Ближнем Востоке, в Северной Африке, угрозы, исходящие от международных террористических организаций
- В документе прописаны пути противодействия распространению радикальной идеологии, ее пропаганды в средствах массовой информации. -Подчеркивается значимость повышения защищенности от террористической угрозы критической инфраструктуры, личности, общества и государства в целом.
-Открыто заявлено, что к распространению терроризма, экстремизма, межрелигиозной и межэтнической вражды привела именно практика смены легитимных режимов с использованием методов "цветных революций" и "гибридных войн".
-Появление и укрепление влияния террористической организации, объявившей себя "Исламским государством" - запрещенной в РФ организации - стало результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом. Итогом таких безответственных действий стали многолетняя нестабильность в Афганистане, Ираке, Ливии, война в Сирии, широкое распространение оружия, организованной преступности, наркобизнеса, систематическое нарушение прав и свобод миллионов людей.
6. Обороноспособность государства, и политическая, социальная стабильность общества определяется уровнем экономического развития страны, качеством жизни обычного человека. Эти аспекты отражены в Стратегии.
- Наша экономика проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики, начавшегося в 2008 году финансового кризиса и ограничительных мер, целенаправленно введенных рядом стран против России. Тем не менее, сейчас российская экономика переживает непростой период, поэтому стратегическому национальному приоритету "Экономический рост" уделено повышенное внимание.
-В Стратегии отмечается необходимость диверсификации экономики, преодоления ее сырьевой направленности, перехода на новый уровень технологического развития, рационального импортозамещения. Роль двигателя модернизации производства отводится оборонно-промышленному комплексу. Поставлены задачи в области обеспечения энергетической безопасности, территориального развития.
-Решение этих вопросов невозможно без перехода на новый уровень технологического развития, возрождения роли науки, повышения качества общего, профессионального и высшего образования.
-Реализация стратегического национального приоритета "Наука, технологии и образование" предполагает воссоздание полного научно-производственного цикла от фундаментальных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство.
-Уточнены задачи обеспечения безопасности в сферах здравоохранения, культуры, экологии, рационального природопользования, столь важных для улучшения жизни людей.
-
7. Вопросы обеспечения информационной безопасности включены практически во все разделы, посвященные реализации стратегических национальных приоритетов.
Ставится цель - доводить до граждан и общества объективную и достоверную информацию, а также укреплять безопасность информационно-коммуникационных систем.
Актуальными остаются проблемы защищенности сетей связи с использованием отечественных технических и программных средств.
С учетом все большего влияния проблем обеспечения информационной безопасности на отношения между государствами, в первую очередь компьютерных атак, отмечается необходимость формирования международной системы, призванной предотвращать возникновение инцидентов в данной сфере между странами.
8.Для защиты своих интересов Россия проводит внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию
Не случайно, Россия стала автором резолюции Генеральной ассамблеи ООН "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности". Ее положения направлены на выработку правил ответственного поведения государств в глобальном информационном пространстве. Проект резолюции поддержали и стали его соавторами 82 государства - партнеры по БРИКС, ШОС, СНГ и ведущие страны Запада, включая США, Великобританию, Германию, Францию, Японию. Проект резолюции единогласно одобрен Первым комитетом ООН и вскоре будет рассмотрен Генассамблеей.
- Исходя из названия стратегического национального приоритета - "Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство" - Россия ставит своей задачей именно расширение международного сотрудничества.
- Внешняя политика России будет, как и прежде, основана на принципах равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств, взаимовыгодного сотрудничества, политического разрешения глобальных и региональных кризисных ситуаций. Цель - приобрести как можно больше равноправных партнеров во всех частях мира. В новой редакции Стратегии уточнены задачи в области сотрудничества Российской Федерации с партнерами по ОДКБ, Евразийскому экономическому союзу, ШОС, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке, Африке и Арктике. Россия заинтересована также во взаимодействии и с США, и европейскими государствами, но на равноправной основе.
Стратегия НБ- основополагающий документ стратегического планирования в нашей стране, который ставит задачи и определяет перспективу развития государства. Как можно кратко отразить его основную идею и смысл вносимых изменений?
Суть Стратегии - укрепление единства российского общества, обеспечение социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранение структурных дисбалансов экономики, повышение обороноспособности страны.
При этом залог успеха России - в первую очередь, максимальное использование ее внутренних резервов, экономического, политического, человеческого, культурного и духовного потенциала. В то же время наша страна открыта для развития сотрудничества с другими государствами по всем направлениям деятельности.
В обсуждении проекта Стратегии участвовал широкий круг представителей деловой общественности, Российской академии наук, федеральных министерств и ведомств, администрации президента и аппарата правительства.
Это позволило определить задачи, которые будут актуальны на длительную перспективу, а также выработать меры, направленные на консолидацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления и гражданского общества для достижения стратегических целей развития страны и обеспечения ее национальной безопасности.
Начало формы