Домашнее задание
Решение биологических задач.
· Ящерицы, змеи, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут “вертеть” головой?
· “И началась охота. Уж смотрел на лягушку немигающим гипнотическим взглядом, а та как околдованная сидела на месте, ожидая своей участи …”. Объясните описанное с биологической точки зрения.
· “Жало” змеи – правильно ли такое выражение? Ответ поясните.
· Можно ли ящерицу дёргать за хвост?
Продолжите мысль:
· Пресмыкающиеся – это удивительные животные, потому что…
· Они не могут быть другими потому, что….
Ознакомьтесь
1 задание «Отгадай-ка!»
Он в засаде заворожен,
Даже глазом не моргнёт.
На бревно в воде похожий,
Стиснув зубы, жертву ждёт.
Весь в пупырышках зелёных,
Проживает в реке Нил.
Часто льёт на землю слёзы...
Кто он детки?... (крокодил)
Очень медленно ползёт,
Домик свой с собой несёт,
Если в гости позовёшь,
Дольше всех её прождёшь.
Лапы сильные с когтями,
Убедитесь в этом сами,
С острым клювом голова,
Рраз - и спряталась она! (Черепаха)
Возле старого сандала
В боевую стойку встала,
Свой раскрыла капюшон,
Острый слух насторожён,
И глядит на мир недобро,
Догадались? Это … (кобра)
Я умею быстро скрыться
И тихонько затаиться.
Ну, а если ты обманешь
И за хвост меня поймаешь,
Я его тебе, прощаясь,
Сброшу, в травке растворяясь. (Ящерица)
2 задание. О них сложено много легенд, сказаний и загадок. Вот некоторые из них:
· Льёт горькие слёзы, оплакивая несчастную жертву, им же самим проглоченную (крокодил)
· В зелёной траве он зелёный, в высохшей и пожелтевшей – жёлтый. На стволе дерева он имеет цвет коры и листьев. Кто это? (хамелеон)
· Известно, что, если это животное схватить за хвост, то она резкими движениями моментально отломит его и убежит. А оторванный конец хвоста ещё какое – то время будет двигаться, изгибаясь. Какое это имеет биологическое значение? (У ящерицы – это явление называется аутотомия, нужно оно для самосохранения, движение хвоста отвлекает врага, даёт возможность ящерице убежать)
· Эти животные видят и слышат плохо. Однако когда наступают сумерки, они выходят на охоту. Назовите этих животных. Как можно объяснить этот факт? (Змеи, у них есть терморецепторы)
Проблема (учитель ставит перед учащимися проблемные вопросы на которые они должны ответить в течении урока).
- Почему животные этого класса получили название Пресмыкающиеся?
- Что позволило рептилиям распространиться на планете больше, чем земноводным?
II. Изучение нового материала.
1. Общая характеристика класса.
· Настоящие наземные позвоночные холоднокровные животные
· Тело покрыто роговыми чешуйками или щитками
· Форма тела и размеры различны
· Большинство ведет наземный образ жизни, есть вторичноводные
· Легочное дыхание
· Размножение только на суше
· Способ передвижения – ползание, водные - плавание
· Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией
· Периодически линяют
2. Многообразие пресмыкающихся.
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
ОТРЯДЧЕШУЙЧАТЫЕ КРОКОДИЛЫЧЕРЕПАХИ КЛЮВОГОЛОВЫЕ
ПОДОТРЯД ЯЩЕРИЦЫ
ПОДОТРЯД ЗМЕИ
ПОДОТРЯД ХАМЕЛЕОНЫ
3. Особенности внешнего строения.
Жесткая сухая кожа, покрыта роговым слоем в виде чешуек, щитков, шипов, когтей. Роговые образования необходимы для защиты тела и предохранения кожи от высыхания.
4. Особенности внутреннего строения
- строение скелета. Он состоит из трёх отделов: скелета головы, скелета туловища, скелета конечностей и их поясов. В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.
Сравните скелеты ящерицы и змеи (самостоятельная работа)
- пищеварительная система.
Большинство плотоядные; растительноядные (сухопутные черепахи).
Пищеварительный канал более длинный, чем у земноводных.
Пищу захватывают вытянутые челюсти, имеющие многочисленные острые зубы.
Слюна содержит ферменты.
Стенки ротовой полости и пищевода снабжены мускулатурой, которая проталкивает крупные куски пищи в желудок.
На границе тонкого и толстого кишечника есть слепая кишка, которая развита у растительноядных наземных черепах.
Пищеварительная система открывается в клоаку.
У змей есть особенность в строении ротового аппарата. Какая? (самостоятельная работа с дополнительным материалом)
- дыхательная система.
Единственный орган дыхания у пресмыкающихся - лёгкие. Они имеют ячеистое строение, это увеличивает их дыхательную поверхность. Поскольку тело покрыто чешуйками, кожное дыхание отсутствует. У пресмыкающихся впервые появились воздухоносные пути – трахея и бронхи.
- к ровеносная система.
Кровеносная система замкнутая, есть два круга кровообращения. Как и у земноводных, сердце трёхкамерное: состоит из левого и правого предсердий и желудочка. В желудочке появляется неполная перегородка, которая при его сокращении доходит до самого верха, на короткое время, разделяя его на левую и правую части и препятствует смешиванию артериальной и венозной крови. У крокодилов четырехкамерное сердце.
- нервная система. Строение нервной системы сходно с земноводными. Она состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервы).
Головной мозг так же состоит из пяти отделов: продолговатый, задний, средний, промежуточный, передний. Происходит усложнение в его строении. Гораздо лучше развиты большие полушария переднего мозга. На его поверхности появляются зачатки коры, следовательно, поведение пресмыкающихся усложняется.
Сравним строение головного мозга пресмыкающихся и земноводных.
Развиты органы обоняния (некоторые ящерицы находят пищу под песком на глубине до 6-8 см). Органы осязания не только кожа, но и язык участвует в этом процессе.
Особый орган змей – термолокатор – позволяет определить направление источника теплового излучения.
Глаза пресмыкающихся от высыхания защищают два века и мигательная перепонка, у змей и гекконов веки срастаются, рептилии их очищают языком.
- размножение.
Рептилии – раздельнополые животные. Одним из важнейших приспособлений пресмыкающихся к наземному образу жизни является внутреннее оплодотворение. Размножение и развитие происходит на суше. Большинство рептилий откладывают яйца, которые снаружи покрыты защитными оболочками. Яйца крупные, содержат большой запас питательных веществ.