При составлении данной профессиограмма применялись субъектно-деятельностный и операторно-психологический типы интерпретационного анализа.
Сопоставление объективной цели деятельности (составление искового заявления соответственно установленным нормам) с предметом труда юриста (ситуация конфликта, которую юрист должен преобразовать в определенный алгоритм решения конфликтной ситуации и выработать способы и варианты доказательства юридической правоты защищаемой им стороны) со средствами, используемыми им в процессе работы (информационный письменный материал, законодательную базу, устную информацию, представления о различных спорных ситуациях) и его профессиональными служебными обязанностями позволило определить наиболее ответственные и сложные этапы работы данного юриста. Итак, основными этапами работы можно считать изучение конфликтной ситуации; разработку варианта решения конфликтной ситуации; подачу искового заявления в суд; выступление на суде. Эти этапы работы были рассмотрены в аналитической профессиограмма как основные нормативно заданные профессиональные задачи, выделены профессиональные действия, обеспечивающие их решение и нормативные правила решения задач (табл. 1). Как показано в аналитической профессиограмме при изучении конфликтной ситуации юристу необходимо осознавать и стремиться к достижению следующих целей: познать, сформировать собственное представление о деле, сопоставить, осмыслить причины и суть конфликта, что может быть достигнуто следующими психологическими действиями: перцептивными, коммуникативными, когнитивными при активизации процессов восприятия (слухового и зрительного), внимания устойчивого, памяти оперативной и долговременной, мышления репродуктивного словесно-логического, образного; общения при коммуникативном взаимодействии.
Исполнение другой задачи — разработки варианта решения конфликтной ситуации и судебной позиции требует осознания других целей: изучить и создать, что может быть достигнуто когнитивными действиями, актуализирующими уже наряду с репродуктивным и продуктивное, словесно-логическое, дискурсивное мышление. Завершающим весь процесс защиты является выступление юриста на суде. Это требует осознания таких целей, как обосновать и защитить, что достигается коммуникативными действиями, исполняемыми посредством активизации процесса общения, раскрывающего через речь, способность к социальной перцепции, эмпатии, обеспечиваемого продуктивным словесно-логическим и образным мышлением, устойчивым вниманием, памятью долговременной и оперативной, эмоционально-волевой регуляцией.
Итак, на основе такой профессиограммы легко выделить область, требующую изучения с точки зрения перспектив или тенденций ее развития в данной профессиональной деятельности. Из аналитической профессиограммы четко выделились основные психологические действия, обеспечивающие ее исполнение: когнитивные и коммуникативные. Исполнение этих действий должно осуществляться в рамках законодательных и нормативных положений, указанных в операционно-технологической структуре труда. Следовательно, организация диагностической процедуры для изучения процессов мышления и общения может строиться на основе данного законодательного материала. Изучение же тенденций развития репродуктивного и продуктивного мышления в сочетании с исследованием развития устойчивого и распределенного внимания, оперативной и долговременной памяти, целенаправленности и селективности восприятия (зрительного и слухового) можно проводить в рамках решения специально разработанных задач, идентичных задачам, стоящим в реальной деятельности. Посредством изучения приемов и способов решения субъектом этих задач оценивать уровень успешности и способы исполнения профессиональных действий.
Также можно оценить уровень сформированности, тенденции развития и способы коммуникативного взаимодействия (вербального и невербального) посредством ситуационного эксперимента по типу выступления в суде.
Таблица 1.Аналитическая профессиограмма деятельности юриста.
Операционно-техническая структура труда | Психологическая структура деятельности субъекта труда | ||||
Профессиональные задачи | Профессиональные действия | Нормативно-ориентирующие правила исполнения профессиональных задач | Цели действий | Психологическая характеристика действия | Психические процессы ПВК, обеспечивающие их протекание |
Изучение конфликтной ситуации | Получение краткой информации от руководителя, обсуждение информации | Область права, к которой относится данная конфликтная ситуация; гражданское, процессуальное, корпоративное. Информация о сторонах (пожелания клиента). Законодательство. | Познать. Сформировать собственное представление о деле. | Перцептивные. Коммуникативные. Когнитивные. | Восприятие (слуховое); внимание устойчивое; память оперативная. Общение: речь, социальная перцепция, эмпатия; Мышление репродуктивное, словесно-логическое, образное; внимание устойчивое распределяемое; память долговременная и оперативная. |
Ознакомление с материалами дела | Судебный архив (исковые заявления, доверенности, ходатайства). Претензиционные жалобы (письма, уставные документы, договоры, судебные решения). Документы клиента (письма, договоры, соглашения). Законодательство. | Познать. Сопоставить. Осмыслить причины и суть конфликта. | Перцептивные. Когнитивные. | Восприятие (зрительное); внимание устойчивое; память оперативная. Мышление репродуктивное, словесно-логическое; внимание устойчивое распределенное; память долговременная и оперативная. эмоционально-волевая регуляция. | |
Разработка варианта решения конфликтной ситуации и судебной позиции | Поиск и изучение нормативных документов, касающихся специфики решаемого вопроса | Федеральные законы, кодексы, судебная практика, постановления и т.п. | Изучить. Создать. | Когнитивные. | Мышление репродуктивное и продуктивное, словесно-логическое; дискурсивное; восприятие зрительное; внимание устойчивое, селективное; память долговременная и оперативная. |
Подача в суд искового заявления | Подбор нормативных документов, на которые будут даваться ссылки в исковом заявлении. Составление искового заявления. | Нормативные документы, соответствующие конфликтной проблеме. | Оценить. Сформировать | Когнитивные. | Мышление репродуктивное, словесно-логическое; восприятие зрительное; внимание сосредоточенное; память долговременная и оперативная; эмоционально-волевая регуляция. |
Выступления в суде | Ознакомление суда с делом. Отстаивание своей позиции в суде. | Порядок поведения в веду, установленный законодательством. | Обосновать. Защитить. | Коммуникативные. | Общение: речь, социальная перцепция, эмпатия; мышление продуктивное, словесно-логическое и образное; внимание сосредоточенное и распределенное; память долговременная, оперативная; эмоционально-волевая регуляция. |