Домашнее задание для уяснения темы занятия.




Найдите эпитеты, сравнения и метафоры в «Песне о Буревестнике» М. Горького.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. Использование выразительных средств в публичных выступлениях.

 

Тема: «Богатство речи ».

Основные понятия и положения темы.

Занятие начинается с называния темы и цели и определения исходного уровня языковой подготовки студентов. Затем вводится новый материал:

БОГАТСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ РЕЧИ

Богатство речи – коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Богатство речи можно определить как максимально возможное насыщение ее разными, не повторяющимися средствами языка, в той мере, в какой это необходимо для реализации коммуникативного намерения. Чем разнообразнее речь, тем больше в ней содержится информации, больше личных оценок, авторского отношения к предмету речи. В общем понятии речевого богатства можно выделить некоторые его разновидности. Лексическое богатство речи проявляется в том, что слова, не несущие специального коммуникативного намерения, применяются как можно реже. Этого можно достигнуть лишь при наличии у говорящего-пишущего большого словарного запаса. Для количественного исчисления уровня лексического богатства речи существует такой критерий, как коэффициент лексического богатства. Он представляет собой отношение между лексемами (разными словами) и общим количеством слов в тексте. Это можно представить в виде следующей формулы:

Коэффициент лексического богатства = Лексемы / Общее количество слов в тексте.

Лексическое богатство речи отражает и информативную насыщенность текста, что зависит не только от выбора языкового материала, но и от насыщения его мыслями автора, его чувствами, различными состояниями сознания.

Семантическое богатство речи проявляется в разнообразии и обновлении словесных связей, т. е. в данном случае имеется в виду значение слова, приобретенное в контексте.

Синтаксическое богатство речи проявляется в использовании разнообразных синтаксических средств.

Интонационное богатство речи тесно связано с лексическим, семантическим и синтаксическим богатством речи. Но интонационное богатство и интонационная бедность явно выражены в речи звучащей и слышимой, а в речи письменной, читаемой интонация всегда задана лексико-семантической и синтаксической структурой речи и всегда присутствует лишь в сознании как пишущего, так и читающего. Речевые недочеты, в которых проявляется бедность речи:

1) повторение одного и того же слова в рамках небольшого контекста, например: Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо;

2) употребление рядом или близко однокоренных слов, например: Однажды охотники охотились на зайцев;

3) однотипность и слабая распространенность синтаксических конструкций, например: Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Самостоятельная работа по теме: Выполнение упражнений для усвоения материала. Задание 1. Являются ли синонимами следующие слова? Есть ли различия в их значениях?

Бомонд – элита – истеблишмент; вердикт – вотум; демагогический –декларативный; интеграция – консолидация; конфессия – вероисповедание; коммивояжер – дистрибьютор – менеджер – брокер; клиринг – клирос; ликвидный – легитимный; мажорный –мажоритарный; масс-медиа – средства массовой информации; меценат – спонсор; геноцид – шовинизм; холдинг – хоспис; суицид – самоубийство; вестерн – триллер; локальный – лояльный; фикция – фантом – мистификация; компиляция – плагиат; корректный – вежливый; маркетинг –менеджмент; субсидия – заработная плата.

Задание2. Исправьте допущенные ошибки. Объясните, в чем они заключаются.

1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж. 4. Каждый год в нашем городе проходят художественные биеннале. 5. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. 6. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. 7. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. 8. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. 9. Это случилось уже после постфактум. 10. Выдуманная вами фикция не поможет вам! 11. Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок. 12. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь.

Итоговый контроль знаний:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: