Семинарское занятие № 5.
Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Цель занятия: формирование представления о ребёнке как субъекте педагогического процесса; выявление роли различных факторов в формировании и развитии личности ребёнка; формирование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.
Основные понятия: личность, индивид, индивидуальность, человек ребёнок, субъект, объект, развитие, воспитание, самовоспитание, обучение, целостный педагогический процесс, гуманизм, личностно-ориентированный подход.
Вопросы для обсуждения
1. Сущность понятий «человек», «ребёнок», «индивид», «индивидуальность», «личность», «формирование», «развитие».
2. Философско-педагогические концепции развития личности: идеалистическая, биологизаторская, материалистическая.
3. Сущность и структура личностных качеств обучающихся.
4. Факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности (подобрать примеры влияния разнообразных факторов на развитие человека на основе изучения художественной и педагогической литературы).
5. Всестороннее формирование и развитие личности как цель воспитания.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему личность представляет собой социально-психологическое образование, а не совокупность социальных свойств и качеств?
2. Какие стороны выделяют в структуре личности? Что является источником их формирования и развития?
3. В чём выражается индивидуальность человека как личности?
4. Как соотносятся понятия «формирование» и «развитие»?
5. В чём заключается сущность биологизаторской и социологизаторской концепций развития?
6. Раскройте сущность гуманистической концепции развития и формирования личности.
7. В чём принципиальное отличие взглядов представителей различных концепций на роль наследственности и среды в развитии личности?
8. Укажите основные закономерности и движущие силы развития личности.
9. Какие факторы являются ведущими в развитии и формировании человека?
10. Чем обусловлено деление детей на возрастные группы? Укажите возрастные группы школьников.
11. Какие сильные и слабые психолого-педагогические особенности развития детей младшего, среднего, старшего школьного возраста необходимо учитывать в процессе воспитания?
12. Какими методами можно выявить индивидуальные особенности школьников?
13. Почему целью воспитания выступает всестороннее формирование и развитие личности?
14. На примерах из своего жизненного опыта покажите зависимость воспитания от определяющих его факторов.
15. От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Подумайте, как бы вы объяснили 10-летнему школьнику, что такое личность.
Задание 2.
Приведите доводы в пользу тезиса: «Школьник – не только объект воспитательных влияний, но и субъект воспитательного процесса».
Задание 3.
Выскажите свою точку зрения на такой тезис: «Ребенок развивает, воспитывает, строит себя сам и достигает ровно того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне». (В.П. Созонов).
Задание 4.
Составьте памятку себе как будущему учителю, начальные слова которой: «Если я хочу воспитать из ребёнка личность, я никогда не буду …».
Задание 5.
Изучите по учебнику педагогики особенности возрастного развития школьников и систематизируйте свои знания, заполняя таблицу.
Возраст | Особенности возрастного развития | Стратегия педагога в работе с детьми (учёт возрастных особенностей) | |
Новообразования возраста | Ведущая деятельность | ||
Младший школьный возраст | |||
Средний школьный возраст | |||
Старший школьный возраст |
Задание 6.
Продолжите фразу: «Если ребёнок совершил проступок, лучше всего…».
Литература
Основная:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // https://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
2. Загвязинский, В.И. Общая педагогика: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - Москва: Высшая школа, 2008. - 391 с.: ил.
3. Педагогика [ Электронный ресурс ]: электронный учебник; допущено М-вом образования и науки РФ / под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: КноРУС, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Электронный учебник).
4. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 6-е изд. - М.: Академия, 2007. – 480 с.
Дополнительная:
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев,. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан.- СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
3. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 256 с.
4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн.1 / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2005. – 576 с.
6. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А.Радугина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2002. - 256 с.
7. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб пособие / В.И. Смирнов. - М.: Логос, 2003. - 304 с.
9. Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 527 с.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник / Г.М. Коджаспирова.- М.: Гардарики,2004.- 528 с.
11. Александрова, В.Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики / В.Г. Александрова // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 42-47.
Семинарское занятие № 6.