Тема: «Сюжет и фабула. Мотив.»
План:
I. Сюжет и фабула, критерии отличия (кругозор автора, читателя и мир персонажа; композиционные, со- противопоставительные отношения сходства и причинно-следственные, пространственно-временные отношения смежности; «событие самого рассказывания» и «событие, о котором рассказывается»; дискурс и история; форма и материал; герой и персонаж; финал и развязка)
II. Сюжет как целенаправленный ряд событий, ситуаций, коллизий.
III. Сюжет как повторяющиеся традиционные элементы (мотивы: предикат + актанты + обстоятельства; семантика – синтактика – прагматика мотива), устойчивые комплексы мотивов (сюжетные схемы).
IV. Классификация сюжетов: по типу героя (испытания, становления), по доминирующей сюжетной схеме (универсальная - кумулятивная, циклическая; жанровая), по родовой специфике.
Задания и упражнения:
Сформулируйте тему отрывка, назовите мотив, определите актантов / действующих лиц, охарактеризуйте обстоятельства / хронотоп.
В день Вознесения, часов около трех пополудни, через Черные ворота в Дрездене стремительно шел молодой человек и как раз попа в корзину с яблоками и пирожками, которыми торговала старая, безобразная женщина <…> Э.Т.А. Гофман «Золотой горшок» |
А дело было в том, что десять тысяч человек на площади у ворот на окружающих склонах внезапно, в один миг, прониклись непоколебимой верой, что маленький человек в голубой куртке, только что вышедший из кареты, никак не мог быть убийцей. <…> В результате запланированная казнь омерзительнейшего преступника своего времени превратилась в величайшую вакханалию, какую видел мир со второго века от Рождества Христова <…> П. Зюскинд «Парфюмер» |
В конце октября 1829 года один молодой человек вошел в Пале-Руаяль, как раз к тому времени, когда открываются игорные дома, согласно закону, охраняющему права страсти, подлежащей обложению по самой своей сущности. Не колеблясь, он поднялся по лестнице притона, на котором значился номер "36". <…> Когда вы входите в игорный дом, то закон прежде всего отнимает у вас шляпу. Быть может, это своего рода евангельская притча, предупреждение, ниспосланное небом, или, скорее, особый вид адского договора, требующего от нас некоего залога? <…> Но имейте в виду, что, как только вы делаете первый шаг по направлению к зеленому полю, шляпа вам уже не принадлежит, точно так же, как и сами вы себе не принадлежите: вы во власти игры и вы сами, и ваше богатство, и ваша шляпа, и трость, и плащ. О. де Бальзак «Шагреневая кожа» |
2. Определите, где событие, где ситуация, где коллизия:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», пересказ эпизодов |
Раскольников после сна на островах (про забитую клячу) отказывается от своей «проклятой мечты»: «Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода!». Он идет домой через Сенную площадь, не той дорогой, какой следовало, и случайно слышит разговор о том, что завтра старуха «остается дома одна»: «Первоначальное изумление его мало-помалу сменилось ужасом, как будто мороз прошел по спине его. <…> До его квартиры оставалось только несколько шагов. Он вошел к себе, как приговоренный к смерти. Ни о чем он не рассуждал и совершенно не мог рассуждать; но всем существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». |
Установите соответствие термин – пример. Подберите свои примеры из фольклора и литературы.
Кумулятивная сюжетная схема (мена форм при сохранении семантического тождества), циклическая сюжетная схема.
СКАЗКАЖил-был один человек, звали его Семёнов. Пошел однажды Семёнов гулять и потерял носовой платок.Семёнов начал искать носовой платок и потерял шапку.Начал искать шапку и потерял куртку. Начал куртку искать и потерял сапоги.- Ну, - сказал Семёнов,- этак все растеряешь. Пойду лучше домой. Пошел Семёнов домой и заблудился.- Нет,- сказал Семёнов, - лучше я сяду и посижу. Сел Семёнов на камушек и заснул. Д. Хармс |
Жила-была мама. А дочка у нее была Красная Шапочка. Раз в неделю мама пекла пирожки и просила дочку отнести гостинцы старенькой бабушке. - Только не разговаривай, пожалуйста, в лесу с волками, - говорила мама. (А раньше в лесах Франции водилось мно-о-го волков!) Но девочка не слушала маму. И волк съедал ее вместе с бабушкой. Охотники, слава богу, поспевали вовремя, и все заканчивалось хорошо. Мама на радостях угощала охотников <…>. Угощение было таким вкусным, что охотники потом до-о-олго причмокивали губами и с нетерпением ждали, когда же Красная Шапочка снова пойдет к бабушке. С. Седов «Сказки про мам» |
странствия Одиссея (пересказ фабулы) |
Одиссей вынужден поехать на Троянскую войну, начавшуюся из-за похищения Елены. После падения Трои Одиссей отправляется на Итаку. Он и его спутники посещают остров лотофагов, отведав еды которых многие забывают о доме. Спасаются из пещеры Полифема, ослепив его и спрятавшись под овцами. Посещают остров Эола, земли людоедов-лестригонов. На острове волшебницы Кирки людей Одиссея превратили в свиней, при помощи Гермеса колдовство снято, одиссей становится мужем Кирки на год. Одиссей спускается в преисподнюю, общается с тенями прорицателя Тиресия, матери, героев. Корабль Одиссея проплывает мимо острова Сирен, Сциллы и Харибды. Люди Одиссея убивают стада бога Гелиоса, оказавшись на его острове. Спасшийся от шторма Одиссей оказывается на острове нимфы Калипсо («покрывательница»), которая его удерживает. По приказу Зевса Одиссей плывет к феакам. Царь Феаков предлагает в жены Одиссею свою дочь, Навсикаю, герой отказывается. Феаки доставляют Одиссея на Итаку, оставляют спящим. Одиссей неузнанным, в виде нищего, является на пир и убивает женихов Пенелопы. Воцаряется. |
Эпический сюжет (события рассказываются кем-то), лирический сюжет (события переживаются кем-то), драматический сюжет (события демонстрируются кому-то).
И. Бунин СТАТУЯ РАБЫНИ-ХРИСТИАНКИ |
Не скрыть от дерзких взоров наготы, Но навсегда я очи опустила: Не жаль земной, мгновенной красоты, - Я красоту небесную сокрыла. |
И. Бунин ЛЕГЕНДА Под орган и пение, - все пели под орган нежное, грустное, умиленное, говорившие: "Хорошо нам с тобой, господи!" - под орган и пение вдруг так живо увидел, почувствовал ее, - мой вымысел, неожиданный, внезапный, неведомо откуда взявшийся, как все мои подобные вымыслы, - что вот весь день думаю о ней, живу ее жизнью, ее временем. Она была в те давние дни, что мы зовем древностью; но видела вот это же солнце, что вижу и я сейчас, эту землю, столь любимую мной, этот старый город, этот собор, крест которого все так же, как в древности, плывет в облаках, слышала те же песнопения, что слышал нынче и я. Она была молода, ела, пила, смеялась, болтала с соседками, работала и пела, была девушкой, невестой, женой, матерью... Она умерла рано, как часто умирают милые и веселые женщины, и была отпета в этом соборе, и вот уже несколько веков нет ее в мире, где без нее было столько новых войн, новых пап, королей, солдат, купцов, монахов, рыцарей, меж тем как все лежали и лежали в земле ее пористые кости, ее пустой маленький череп... Сколько их в земле, этих костей, черепов! Все человеческое прошлое, вся людская история - сонмы, легионы умерших! И будет день, когда буду и я, сопричисленный к ним, так же страшен своими костями и гробом воображению живых, как все они, - то несметное полчище, что затопит всю землю в оный Судный час, - и все-таки будут новые живые жить мечтами о нас, Умерших, о нашей древней жизни, о нашем давнем времени, что будет казаться им прекрасным и счастливым, - ибо легендарным. (1949) |
Д. Хармс АДАМ И ЕВА Водевиль в четырех частях Цена 30 рублей Часть первая АНТОН ИСААКОВИЧ. Не хочу больше быть Антоном, а хочу быть Адамом. А ты, Наташа, будь Евой. НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (сидя на кордонке с халвой). Да ты что: с ума сошел? АНТОН ИСААКОВИЧ. Ничего я с ума не сошел! Я буду Адам, а ты будешь Ева! НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (смотря налево и направо). Ничего не понимаю! АНТОН ИСААКОВИЧ. Это очень просто! Мы встанем на письменный стол, и, когда кто-нибудь будет входить к нам, мы будем кланяться и говорить: "Разрешите представиться - Адам и Ева". НАТАЛИЯ БОРИСОВНА. Ты сошел с ума! Ты сошел с ума! АНТОН ИСААКОВИЧ (залезая на письменный стол и таща за руку Наталию Борисовну). Ну вот, будем тут стоять и кланяться пришедшим. НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (залезая на письменный стол). Почему? Почему? АНТОН ИСААКОВИЧ. Ну вот, слышишь два звонка! Это к нам. Приготовься. В д в е р ь с т у ч а т. Войдите! В х о д и т В е й с б р е м. АНТОН ИСААКОВИЧ и НАТАЛИЯ БОРИСОВНА (кланяясь). Разрешите представиться: Адам и Ева! В е й с б р е м п а д а е т к а к п о р а ж е н н ы й г р о м о м. З а н а в е с Часть вторая По улице скачут люди на трех ногах. Из Москвы дует фиолетовый ветер. З а н а в е с Часть третья Адам Исаакович и Ева Борисовна летают над городом Ленинградом. Народ стоит на коленях и просит о пощаде. Адам Исаакович и Ева Борисовна добродушно смеются. З а н а в е с Часть четвертая и последняя Адам и Ева сидят на березе и поют. З а н а в е с |
2. Установите соответствие:
жанр | предмет изображения |
Сказка | Герой как частный человек, его жизненный путь как личная судьба |
Эпос | Индивидуальная судьба, но предопределенная Божественным провидением |
Житие | Индивидуальная, но заданная мифом и ритуалом судьба героя |
Роман | Судьба героя как персонализированное выражение коллективных судеб народа |
сюжет | сюжетная схема |
Инициации | Начальная беда / недостача – переправа в иной мир – испытания (бой-победа / задача-решение) – возврат – брак / воцарение |
Сказки | Герой (вынужденно) оказывается в «чужом мире» - испытания на самотождественность (жизнью, смертью, страданием, любовью, соблазнами, делом и т.п.) – возвращение в «свой мир» неизменным / смерть |
Древней эпопеи | В-смерти-рождение |
Греческого любовного авантюрного романа | Событийный ряд подчинен идее несовпадения героя с самим собой, его незавершенного самоопределения героя в исторически меняющемся мире |
Романа испытания | Исчезновение – поиск – нахождение. |
Романа становления | Разлука – поиск - воссоединение |
3. Дифференцируйте составляющие житийного сюжета, авантюрного сюжета.
Житие Ксенофонта и Марии (пересказ фабулы Силантьевым) |
Ксенофонт, константинопольский вельможе, отправил сыновей Иоанна и Аркадия в Финикию обучаться наукам. Корабль, на котором плыли отроки, настигла буря. Кораблекрушение разлучило братьев. В скорби друг о друге и потерянном доме они постриглись в монахи – Иоанн неподалеку от места кораблекрушения, Аркадий же – близ Иерусалима, где его поначалу приютил некий святой старец. Слуга, посланный родителями на поиски сына, вернулся с горькой вестью об их гибели. Безутешные родители раздали имение и богатства нищим и отправились в Иерусалим к святым местам. В это время и Иоанн по поручению игумена пришел в святой город. Стараниями святого-прозорливца братья встретились и признали друг друга. Вскоре произошла и их встреча с родителями. Ксенофонт и Мария, вслед детям, ушли в монастыри. |
Литература:
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературной эстетики.
6. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001.
7. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. – М., 1994.
8. Греймас А.Ж. Структурная семантика: поиск метода. – М., 2004.
9. Женетт Ж. повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т., Т.2. – М., 1998.
10. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Основы изучения сюжета. – Рига, 1990.
11. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. – Рига, 1990.
12. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. – М., 1994.
13. Мелетинский Е.Л. Структура волшебной сказки. – М., 2001.
14. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. – М., 1989.
15. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки.
16. Силантьев И.В. Поэтика мотива. – М., 2004.
17. Силантьев И.В. Сюжетологические исследования. – М., 2009.
18. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. – М., 1997.
19. Шмид В. Нарратология. – М., 2003.