Несмотря на то, что групповая арт-терапия может применяться с широким кругом клиентов, ее эффективность во многом зависит от того, насколько точно специалист может определить не только целесообразность включения клиента в арт-терапевтическую группу, но и применение в отношении него конкретной формы и модели групповой арт-терапии. Для этого специалист должен принять во внимание следующее:
· характер ведущих психологических проблем школьника и связанные с этим его коммуникативные, эмоционально-волевые и когнитивные возможности. А также уровень мотивации к прохождению групповой арт-терапии;
· принадлежность клиента к той или иной классовой, половой, возрастной группам, а также его внутрисемейные отношения.
Принято считать, что в качестве особой формы психотерапевтической работы групповая арт-терапия в наибольшей степени подходит клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми школьниками, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, либо, когда у клиента имеется выраженное сопротивление раскрытию своих переживаний в связи с их сложностью или особой личностной структурой клиента (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством). Это не значит, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей художественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выражать свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью, либо найти более целостный и аутентичный способ творческого самовыражения.
Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной деятельности большого значения при этом не имеет.[6]
Показаниями к групповой интерактивной арт-терапии могут являться:
· осознанная потребность в других,
· способность к саморефлексии,
· ролевая гибкость,
· способность давать и получать обратную связь
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
По целому ряду причин можно считать, что применительно к работе с данной возрастной группой школьников групповая арт-терапия обладает определенными преимуществами перед другими подходами.
· Групповая арт-терапия дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность.
· В отличии от индивидуальной, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей автономности и тем самым удовлетворяет столь значимой для них потребности в независимости и сохранении границ своего личного пространства.
· Групповая арт-терапия обеспечивает школьникам возможность взаимной поддержки в период их дистанцирования от семьи и психологического самоопределения.
· Большое значение имеет использование невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация обеспечивает большую безопасность и психологическую защищенность. Обсуждения и интерпретации должны применяться в такой форме, которая бы соответствовала данной возрастной группе учащихся. Лучше, если ведущий будет использовать непрямые вопросы и интерпретации. Возможно использование языка метафор и ссылок на третьих лиц. Целесообразно избегать однозначных трактовок поведения и изобразительной продукции участников группы и тем самым навешивания на них ярлыков. Любая попытка ведущего патологизировать переживания и поведение подростков сразу же вызовет у них крайне негативную реакцию.
· Для школьников данной возрастной группы так же будет характерно обостренное реагирование на приход новых членов группы. Поэтому группа должна быть по возможности закрытой или полузакрытой.
· Структурирование работы с учащимися должно быть мягким и ненавязчивым. Не смотря на то, что групповая работа носит тематический характер, ведущий должен проявлять гибкость и допускать возможность изменения плана занятий и высокую степень спонтанности участников группы.
· Для того чтобы помочь школьникам почувствовать в группе безопасность, ведущий может предлагать учащимся такие задания, которые связаны с обозначением личных границ. [7]