УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«Демография»
по направлению подготовки
бакалавров
«Государственное и муниципальное управление»
по специальности 061000 (080504) - ((Государственное и муниципальное
управление» (заочной формы обучения)
Кафедра: общеобразовательных дисциплин
НЕФТЕКАМСК 2012
Учебную программу
составил:_______ _______________________к.филос.н., доцент М.Т. Якупов
Учебная программа обсуждена и одобрена
на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин филиала УГАТУ в г. Нефтекамске
«_______ »____________ 2012г. (протокол №)
Заведующий кафедрой
_______ д.т.н., профессор ____________________________В.П. Павлов
Учебная программа рассмотрена и одобрена на
заседании научно-методического Совета по специальности 061000 (080504) - «Государственное и муниципальное управление»
«____ »____________ 2012 г. (протокол №)
Председатель научно-методического Совета
__________________________________ д.э.н., профессор Д. А. Гайнанов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ3
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ4
4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ5
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины
5.1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 7
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ8
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1.Основная литература
6.1.2.Дополнительная литература
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа составлена в соответствии с дополнительными требованиями к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования подготовки бакалавра по специальности «Государственное муниципальное управление».
Дисциплина «Социально-демографические проблемы населения РБ» относится к основному циклу дисциплин ГСЭ
Компонент ГОС | Цикл дисциплин по ГОС | Семестр | Всего часов | Аудитор часов | Образоват программа | Вид итогового контроля | |
Вид | Срок обучения | ||||||
Федер. компон | ОПД | 48.4 | 30.4 | Полная | 5 лет | экзамен |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательная цель дисциплины - ознакомить студентов с основными теоретическими и практическими проблемами социально-демографического развития общества. Она поможет студентам лучше понять диалектику прошлого, настоящего и будущего в развитии населения стран мира, России и Башкортостана. Основными задачами дисциплины являются:
1)формирование целостного представления о сложных взаимосвязях
между социальными, экономическими и демографическими составляющими социума;
2)изучение специфики демографических процессов в России и РБ;
3)выявление основных проблем и тенденций в развитии населения России и РБ.
Воспитательной целью данной дисциплины является формирование целостного представления современных проблемах в сфере воспроизводства населения, развитии семьи и внутрисемейных отношений.
2. ТРЕБОВАНИЯ КУРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
- основные категории, которыми оперирует социальная демография;
- теоретические концепции развития населения и отдельных демографических процессов;
- специфику взаимосвязей социально-экономических, природных и демографических процессов;
- особенности развития демографических процессов в России и РБ.
Студент должен уметь:
- применять основные социально-демографические методы к анализу
развития населения;
- находить объективные, существенные связи между социальными,
экономическими и демографическими составляющими социума.
Студент должен иметь навык:
- анализа и интерпретации данных социально-демографической статистики.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫИ ВИДЫУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Виды учебной работы | Всего часов | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 48.4 | |
Аудиторные занятия | 30.4 | |
Лекции | ||
Практические занятия Самостоятельная работа студентов | ||
Форма итогового контроля | экзам | + |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины и виды занятий
Лекции | Практические | Самостоятельная | |||||||||||||||||||||
№ | Наименования разделов | (час) | занятия | работа студент | |||||||||||||||||||
дисциплины | (час) | (час) | |||||||||||||||||||||
1. | Предмет и функции демографии Население как объект демографических | ||||||||||||||||||||||
исследований | |||||||||||||||||||||||
2. | Структура населения | ||||||||||||||||||||||
3. | Социальные проблемы детства и семьи | ||||||||||||||||||||||
4. | Социальные проблемы современной молодежи | ||||||||||||||||||||||
j | |||||||||||||||||||||||
5. | Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика |
|
Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Население как объект социологических исследований.
Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или люди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Население как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.
4.2.2. Структура населения по полу
Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное разделение труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.
4.2.3. Структура населения по возрасту
Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Исследование возрастной структуры населения РБ.
4.2.4. Социальные проблемы детства
Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Проблемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося поведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказании. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.
4.2.5. Социальные проблемы молодежи
Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Исследование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ориентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследования и формирования.
4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-
7. | Естественная и территориальная плотность населения | |||
8. | Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика | |||
Всего по курсу |
Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Население как объект социологических исследований.
Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или люди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Население как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.
4.2.2. Структура населения по полу
Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное разделение труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.
4.2.3. Структура населения по возрасту
Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Исследование возрастной структуры населения РБ.
4.2.4. Социальные проблемы детства
Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Проблемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося поведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказании. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.
4.2.5. Социальные проблемы молодежи
Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Исследование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ориентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследования и формирования.
4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-
7. | Естественная и территориальная плотность населения | |||
8. | Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика | |||
Всего по курсу |
Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Население как объект социологических исследований.
Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или люди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Население как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.
4.2.2. Структура населения по полу
Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное разделение труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.
4.2.3. Структура населения по возрасту
Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Исследование возрастной структуры населения РБ.
4.2.4. Социальные проблемы детства
Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Проблемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося поведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказании. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.
4.2.5. Социальные проблемы молодежи
Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Исследование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ориентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследования и формирования.
4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-
7. | Естественная и территориальная плотность населения | |||
8. | Проблемы регулирования демографических процессов. Демографическая политика | |||
Всего по курсу |
Содержание разделов дисциплины
4.2.1. Население как объект социологических исследований.
Понятие «население» и «народонаселение». Ф. Кенэ «Население или люди». Два подхода к анализу населения. Источники данных о населении. Население как сложная биосоциальная система. Движение и развитие населения как социальный прогресс. Структура населения. Основные принципы исследования населения. Исследование населения в России.
4.2.2. Структура населения по полу
Демографическая структура населения. Демографические коэффициенты. Структура населения РБ по полу в историческом развитии. Общественное разделение труда и структура занятого населения по полу. Противоречия между демографическим и социальным развитием населения.
4.2.3. Структура населения по возрасту
Возрастные группы населения РБ. Возрастная пирамида населения РБ. Основные тенденции и противоречия в возрастной структуре населения РБ. Проблемы социализации различных возрастных групп населения. Исследование возрастной структуры населения РБ.
4.2.4. Социальные проблемы детства
Семья как социальный институт. Социальные типы семьи и детства. Проблемы социализации ребенка. Детская смертность. Дети отклоняющегося поведения. Сиротство как социальное явление. Наказание детей и дети о наказании. Семья в формировании общественно значимых установок и ценностей.
4.2.5. Социальные проблемы молодежи
Молодежь в социальной структуре и социальная структура молодежи. Исследование молодежных проблем в РБ. Молодежь и ее работа. Особенности студенческой молодежи. Семья в системе ценностных ориентации молодежи. Преступность среди молодежи как социальная проблема. Политические ориентиры и общественная деятельность. Структура интересов: проблемы исследования и формирования.
4.2.6. Социальные проблемы пожилых. Старость как социальное явление.
Предпенсионный возраст. Социальный статус пенсионера. Противоречия меж-