Марксизм
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, социолог и экономист. Родился в городе Трир в семье адвоката (крещёного еврея, в семье многие поколения предков были раввинами).
В 17 лет закончил Трирскую гимназию, учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университетов (изучал не только юридические науки, но и историю, историю искусств, философию).
1837г. – тайно обручается с Женни фон Вестфален, женится на ней только в 1843г. (прожили в браке почти 40 лет, имели 7 детей, четверо из которых умерли в детском возрасте).
По окончании Берлинского университета (в 1841г.) в 1842г. – редактор демократической «Рейнской газеты», в газете много революционных идей и критики прусской монархии (газету закрывают). Изучает политическую экономию. В 1843 – переезд в Париж, затем – в Брюссель.
1844 – начало дружбы с Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Контактирует с представителями организаций рабочих. Вместе участвуют в работе международной организации «Союз коммунистов», для которой в 1848г. написали программу «Манифест Коммунистической партии».
1848г. издание «Новой Рейнской газеты». Маркс переезжает в Париж, затем – в Лондон, где живёт до конца своих дней. Жил с семьёй исключительно за счёт финансовой поддержки Ф.Энгельса, небольших наследств от родственников и случайных заработков.
1864 – Маркс организовал I Интернационал – Международное товарищество рабочих, целью которого было освобождение пролетариата от эксплуатации и создание нового, коммунистического общества.
1867 – «Капитал» (1 том) главный труд Маркса.
Научное становление начинал как младогегельянец, однако, с первых шагов пытался сделать из философии Гегеля практические, прежде всего революционные выводы. Учение носит ярко выраженный практический характер, направлено на преобразование общества. «Философы лишь различным образом объяснили мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его».
Марксистская философия состоит из двух взаимосвязанных частей:
Диалектический материализм | Исторический материализм |
Учение о природе и познании | Учение об обществе |
Основные идеи диалектического материализма:
- Материя первична, а человеческое сознание вторично, производно от материи, при этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных надприродных сущностей (Бог, гегелевская Абсолютная идея и др.)
- Материя вечна, несотворима, неуничтожима, важнейшим её свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без движения, а движения без материи.
- развитие материи в целом и любых объектов осуществляется в соответствии с тремя законами материалистической диалектики:
Закон | Значение закона |
1. Закон единства и борьбы противоположностей | Указывает на внутренний источник всякого развития |
2. Закон перехода количественных изменений в качественные | Указывает на механизм развития |
3. Закон отрицания отрицания | Указывает на общее направление развития |
Гносеология: теория отражения процесс познания трактуется как отражение в человеческом сознании определённых впечатлений, приходящих в него извне.
Исторический материализм: общественное бытие понимается как совокупность материальных общественных интересов и отношений, существующих независимо от воли и сознания отдельных индивидов или общества в целом. Общественное сознание трактуется как отражение общественного бытия.
Теория отчуждения: частная собственность меняет характер труда, делает его принудительным. Результат противостоит рабочему как нечто чуждое, чем он не может распоряжаться по своему усмотрению. В результате господства частной собственности происходит отчуждение производителя от продуктов труда.
Товар
Потребительская стоимость | Меновая стоимость |
Полезность вещи, её способность удовлетворить ту или иную потребность человека | Пропорция при обмене некоторого числа вещей одного вида на некоторое число вещей другого вида |
В условиях рынка рабочий отчуждается не только от продуктов труда, но и от собственной трудовой активности, труд для рабочего лишь средство к существованию.
Маркс предложил оригинальный подход к истории и общественной жизни: он распространил материализм не только на природу, но и на общество.
Приоритет материальных факторов над духовными явлениями.
В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения, в своей совокупности, составляющие реальный базис общества, на котором строятся политическая и идеологическая надстройка. Единство производительных сил и производственных отношений задает способ производства, определяющий общественно-экономическую формацию. В истории человечества выделяются пять основных общественно-экономических формаций:
1. Первобытно-общинная
2. Рабовладельческая
3. Феодальная
4. Капиталистическая
5. Коммунистическая (в будущем, первая её фаза - социалистическая)
Устаревшие производственные отношения начинают сдерживать развитие производительных сил, становятся их оковы. Наступает эпоха социальной революции: возникает необходимость смены производственных отношений, перехода к новой формации.
В каждой общественно-экономической формации Маркс выделил два основных противостоящих друг другу по своим интересам класса. «История всех до сих пор существующих обществ – была историей борьбы классов».
Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.
Критика марксизма:
- абсолютизация экономики как единственного решающего фактора исторического развития
- принижение роли личности в истории
- неприменимость его теории общественно-экономических формаций ко многим обществам.