ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Максимальная нагрузка студента | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самостоятельная работа студента | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Теоретический раздел | 3 | 3 | 3 | ||
2 | Общефизическая подготовка и легкая атлетика. | 38 | 27 | - | 27 | 11 |
3 | Волейбол | 30 | 26 | - | 26 | 4 |
4 | Баскетбол | 30 | 22 | - | 22 | 8 |
5 | Лыжная подготовка | 32 | 22 | 1 | 21 | 10 |
6 | Гимнастика | 27 | 24 | - | 24 | 3 |
ИТОГО: |
Содержание программы.
Теоретический раздел.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
Основные понятия. Физическая культура и спорт; физическое воспитание, самовоспитание и самообразование; ценности физической культуры, ценностное отношение и ориентация, физическое развитие, физическая функциональная подготовленность, психофизическая и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Физическая культура личности. Основы законодательства Российской федерации о физической культуре и спорте. Деятельная сущность физической культуры и спорта. Ценности физической культуры. Физическая культура как учебная дисциплина среднего профессионального образования. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту.
Тема: Социально-биологические основы физической культуры и спорта.
Студент должен
Знать: Основные понятия: организм человека, функциональные системы, саморегуляция, самосовершенствование, адаптация, биоритмы, двигательная активность, максимальное потребление кислорода, гиподинамия, гипокинезия и гипоксия.
Уметь: Использовать средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма и обеспечении его устойчивости к умственной и физической деятельности.
Биологические и гуманитарные дисциплины, изучающие человека. Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система. Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Краткая характеристика функциональных систем организма. Развитие человека как личности и его организма в процессе активной двигательной деятельности. Возрастные особенности развития. Физиологические и биохимические изменения, происходящие в организме под воздействием активной двигательной деятельности. Физиологическая характеристика некоторых состояний, возникающих в процессе двигательной деятельности (предстартовое состояние, разминка, врабатывание, «мёртвая точка», «второе дыхание», утомление). Средства физической культуры и спорта в управлении совершенствованием функциональных возможностей организма и обеспечение его устойчивости к умственной и физической деятельности, различным условиям внешней среды.
Тема: Основы здорового образа жизни.
Студент должен
Знать: Основные понятия: здоровье, образ, уровень, качество и стиль жизни; дееспособность, трудоспособность; саморегуляция, самонаблюдение, самооценка.
Уметь: применять основные требования к организации здорового образа жизни.
Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Здоровый образ жизни и его взаимосвязь с общей культурой индивида. Составляющие здорового образа жизни. Основные требования к его организации. Физическое самовоспитание и самосовершенствование при здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.
Раздел: «Общефизическая подготовка и Лёгкая атлетика»
Студент должен
Знать: Предупреждение травматизма. Организация самостоятельных занятий. Требования программы и норматива.
Уметь: Выполнять легкоатлетические упражнения; нормативы по бегу на 30 (100) м, кроссу, прыжкам в длину с места, с разбега.
Лёгкая атлетика в системе физического воспитания. Краткие сведения о развитии лёгкой атлетики в России и в Олимпийском движении. Роль и оздоровительное значение лёгкой атлетики и общефизической подготовки в профессионально-прикладной подготовке студентов. Классификация видов.
Общее ознакомление с техникой бега на различные дистанции. Специальные упражнения бегуна. Бег на короткие дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиширование. Кросс (бег по пересеченной местности): высокий старт. стартовое ускорение, бег по твердому, мягкому грунту, бег в гору и под уклон, финиширование.
Прыжки: прыжок в длину с места, с разбега способом согнув ноги.
Специальные упражнения прыгуна. Метание: изучение техники метания гранаты (малого мяча). Специальные упражнения.
Контрольные нормативы – бег 60(100)м.; Бег 2000м (девушки), 3000м (юноши), прыжок с места, метание гранаты, подтягивание (юноши), владение техникой бега.
Самостоятельная работа – кросс: 1-3 км, метание малого мяча (камней).
Раздел «Волейбол».
Студент должен
Уметь: Владеть техникой игры в нападении и защите; элементами тактики игры в нападении и защите.
Волейбол в системе физического воспитания, как средство совершенствования общей физической подготовленности, активного отдыха. Особенности регулирования физической нагрузки. Применение средств физической культуры для направленной коррекции усталости, утомления. Профилактика травматизма. Организация и проведение соревнований (правила игры, судейство)
Техника игры в нападении: стойка и перемещения; техника владения мячом: подачи: верхняя прямая и нижняя прямая.
Техника игры в защите: стойки волейболиста (низкая, средняя, высокая); перемещение приставными шагами, выпадами в различных направлениях; прием и передача мяча сверху (снизу) двумя руками в различных направлениях стоя на месте и в движении; блокирование.
Тактика игры: Выбор места игроком для получения мяча. Индивидуальные и командные тактические действия в нападении и защите.
Двусторонняя игра.
Контрольные нормативы: Прием и передачи на месте над собой, в движении, в парах; подачи (количество раз).
Самостоятельная работа: Составление комплекса упражнений волейболиста и их практическое выполнение.
Раздел «Баскетбол».
Студент должен
Уметь: Владеть техникой игры в нападении и защите; техникой овладения мячом противодействия; элементами тактики игры в нападении и защите.
Баскетбол в системе физического воспитания, как средство совершенствования общей физической подготовленности, активного отдыха. Организация и проведение соревнований (правила игры, судейство)
Техника игры в нападении: перемещения, бег с изменением направления и скорости, старты, прыжки, остановки, повороты. Владение мячом: ловля и передача на месте и в движении, ведение правой и левой рукой на месте и в движении, броски в корзину. Техника игры в защите: перемещения, защитная стойка, передвижение обычными и приставными шагами в различных направлениях, передвижение спиной. Техника овладения мячом и противодействия: овладение мячом при отскоке от щита (корзины), перехваты, вырывание и выбивание мяча; способы противодействия броскам в корзину. Элементы тактики игры в нападении: индивидуальные тактические действия игрока с мячом и без мяча. Взаимодействие двух, трёх без «противника» и с «противником». Элементы тактики игры в защите: действия защитника против игрока с мячом и без мяча; взаимодействие двух, трех игроков в защите. Тренировка и двусторонняя игра.
Контрольные нормативы: Техника ведения мяча; прием и передачи на скорость; штрафные броски; броски в движении (с попаданием в кольцо).
Самостоятельная работа:
Составление комплекса упражнений баскетболиста и их практическое выполнение.