Откровение Господства Иисуса Христа




Мне хочется начать рассуждение о Господстве Иисуса Христа с одного очень важного, но сурового откровения, имеющего самое прямое отношение к служителям Божьим и связанного с их отношением к Богу:

"Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое" (Малахия 1:6).

Я верю, что для многих христиан, вкусивших любви Отца и Его благости, переживать почтительное отношение к Богу – это реальность. Панибратскому и вольному отношению к Богу в Церкви просто не должно быть места. Однако, несмотря на многочисленные библейские тексты вопрос о господстве Христа в жизни верующего различными "мудрыми" толкованиями и всевозможными допущениями нашей "свободной эпохи" оказался, к сожалению, достаточно пренебрежен и унижен.

С чего начиналось, если так можно сказать, евангелие следования за Христом. Речь, напоминаю, идет об уже уверовавших людях:

"С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником" (Ев. Луки 14:25-27).

Эти слова повторяют и евангелисты Матфей и Марк, а также несколько по-другому это звучит и у апостола Иоанна. Серьезность данного заявления в словах Христа говорит сама за себя. А утверждение "не может быть Моим учеником" звучит явно отрезвляюще. Но, кажется, подобные слова не очень популярны в современном христианстве. Особенно, когда это касается жизни, а не просто учения. Гораздо проще вести трогательные разговоры о некой всеобщей любви и далеко не библейской милости.

Почему в жизни того или иного христианина проходит много лет, а он так ничему и не может научиться или учится весьма слабо? Его по-прежнему преследуют прежние грехи, терзает "плоть", а сердце и уста так и остаются достаточно необрезанными и необузданными. Но ведь он по-прежнему молится, посещает собрания, дает десятину… Драматизм этой ситуации в том, что он идет за Иисусом, но не так, как Сам Иисус сказал идти. Альтернативный вариант следования стоит весьма дорого. Как пастор достаточно немаленькой церкви, я неоднократно видел таких "следующих" за Ним, но не признавших Его господство в своей жизни. Давайте прислушаемся к апостолу Павлу, тому, как он, давая миру прекрасное, красивое в богословском смысле послание к Римлянам, с первых же его строк мощно утверждает господство и власть Иисуса:

"Павел, раб Иисуса Христа… о Иисусе Христе Господе нашем" (Римлянам 1:1,4).

Все акценты расставлены: я – раб, а Он – Господин. Слово "Господь", в греческом "куриос", означает того, "кто имеет полное и безусловное право владения личностью или вещью". После этого добавлять просто нечего. Однако Дух Божий, зная изменчивость, лукавство и изобретательность человеческого сердца, много раз на страницах Нового Завета призывает нас к признанию истины о власти Божьей в нашей жизни:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божьи" (1Коринфянам 6:19-20).

"Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего" (2Коринфянам 5:14-15).

Нет нужды приводить много текстов в доказательство этой замечательной истины: просто необходимо честно читать Библию. Итак, как же все-таки с господством Христа в нашей жизни? Если Дом открывает нам Отца, то Храм открывает нам Господина нашей жизни и, собственно, всего в нашей судьбе. Я понимаю, что восторженно петь определенные песни на собраниях намного легче, чем следовать пропетым словам. К примеру: "Иисус, Ты мой Господь…", при этом, не понимая, что господство Его – это реальная жизнь. И если поющий имеет смутное представление о власти Христа в его собственной жизни, а не только над чьей-то болезнью и проблемами, то тогда он еще не приступал к откровению Храма. От разумения господства Христа проистекает и наше реальное послушание Ему. Ведь мы, согласно Писанию, не свои, а "купленные дорогой ценой". Я думаю, что Христос – это великий джентльмен вечности. Имея всех нас Своей собственностью, Он терпеливо ожидает, когда же мы реально признаем Его господство и начнем жить жизнью глубокого послушания и посвящения.

"Если Я – Господь, то где благоговение предо Мною…" Хочется, чтобы эти слова буквально настигали нас на наших, не всегда святых путях и чтобы подобное отношение Бога сохранилось к нам во всякое время. Наше непослушание очень дорого стоит, как нам самим, так и самим поместным церквям. Достаточно вспомнить две истории Ветхого Завета, чтобы честно и со слезами молиться Богу о достойной жизни и святом отношении к Его заповедям. Первая – это история Надава и Авиуда, сыновей Аарона (см. Левит 10:1-11). Эти два человека, зная постановление Бога о священнодействии, подошли к нему не так, как говорил им Бог. Они приступили к служению Богу с чуждым огнем, будучи не совсем в трезвом состоянии. Суд над ними будет вечным напоминанием для всех, идущих подобными путями: огонь Божий просто поразил их на месте.

Вторая история затрагивает судьбу Саула, первого царя в Израиле, также имевшего ясное повеление от Бога через пророка Самуила (см. 1Царств 13:8-14; 15:10-11 и 22-23). Его отличало то, что он рассматривал Божье повеление с позиции выгоды, и там где она терялась, он не считал повеление Бога обязательным для исполнения. Его самоволие и неповиновение дорого стоили не только ему, но и всему Израилю. Он потерял не только царство и свою жизнь, но также загубил жизнь всего своего дома и десятков тысяч израильтян. Но ведь он старался, так сказать, для Господа… Бог не нуждается в подобных стараниях, так как наше послушание для Него намного дороже.

Всех этих людей объединяло одно: они прежде переживали Божью милость, даже помазание на служение священников и царя, но не сочли Бога Господином для всех случаев жизни. Повествование о многих других, шедших такими же путями, и судах Божьих над ними, может занять слишком много места и времени. Но, слава Богу, все внимательно читающие Библию знают об этом. Мы еще много раз будем возвращаться к господству Иисуса Христа, что особенно важно для нас, так как без этого понимания остальные грани тайны Храма не смогут осуществиться в нашей жизни.

 

Ходатайство в Храме

Продолжая рассматривать тайну Храма, важно отметить одну деталь: откровение об этой тайне должно носить глубоко прикладной характер для нашей христианской жизни. Мысль о Храме должна быть накрепко соединена с пониманием того, что это место для нашего всестороннего практического образования. Церковь для уже спасенных людей является тем местом, где они должны многому научиться. Одна из этих граней раскрывает для нас вопрос служения, яркой формой которого является ходатайство:

"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника" (1Иоанна 2:1).

"Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными" (Римлянам 8:26).

Размышляя над предназначением Храма, а значит и Церкви, просто невозможно не остановится с трепетом на вышеприведенных текстах. Это далеко не единственные места в Библии, в которых ясно представлен ходатайствующий характер Христа и Духа Святого. Но, помня о том, что Церковь есть Тело Христово, о чем уже говорилось ранее, можно смело говорить о том, что подобное ходатайственное служение должно быть присуще и самой Церкви. Хорошо будет при этом еще раз взглянуть, как Вечный Господь рассматривает ходатайство в храме времен Ветхого Завета. Для нас это должно быть более, чем пророческий прообраз.

Образ священника, постоянно приносящего жертвы за себя и грехи народа, так ясно запечатленный в Библии, доносит до нас яркую картину ходатайственного служения Богу за Его народ. Первосвященник нес на своих плечах, а также у своей груди память народа, его боли и надежды. Здесь имеется в виду известное повеление Бога, касающееся одежды священников. Все, кто интересуется этим откровением, могут внимательно прочитать об этих пророческих образах в книге Исход 28:4-29. Измученная совесть еврея только тогда находила покой, хотя и несовершенный, когда священник в ходатайственном служении возносил к Богу его жертву. Упоминая о несовершенном покое, основываюсь на словах апостола о временной роли священной скинии в жизни еврея: "…она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего…" (Евреям 9:9). Святое Писание сохранило для нас несколько ярких случаев подобного ходатайственного служения святых Ветхого Завета. Один из первых – это молитвы Моисея, раба Божия:

"И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он --жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.

На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, (выделено мною) в которую Ты вписал " (Исход 32:9-14, 30-32).

Думаю, что не только непросто, но даже страшно умолять Господа, когда Он столь ясно выразил Свой гнев и четкое указание Своему рабу. Умолять же такими аргументами… разум просто отказывается понимать. Сколько же мужества и веры было в сердце этого святого. Как же нужно было хорошо знать сердце Бога и любить людей, чтобы произнести подобное прошение. О, Господь милосердный, вложи подобный дух в сердца многих Твоих детей! Да обретем мы достаточно смирения, чтобы взглянуть на еще одно ходатайство:

"И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей, и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном; и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: "Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне". Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря: "Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода". Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему" (Числа 14:11-20).

Не знаю, как тебе, дорогой читатель, но мне очень непросто читать это повествование. Каким-то очень глубоким, мужественным смирением веет от этих текстов, сурово обличающих слабодушие, а порой и просто трусость, как евреев, так и современных христиан. А ведь у Моисея была возможность стать родоначальником нового поколения евреев. Как же высок этот герой веры в своем смирении и любви к людям.

Другой, не менее драматичный случай ходатайства представлен служением Первосвященника Аарона:

"И сказал Господь Моисею, говоря: отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось. И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. И возвратился Аарон к Моисею, ко входу скинии собрания, после того как поражение прекратилось" (Числа 16:44-50).

Буквально еще вчера евреи видели могучую силу Бога и Его великое правосудие, но сегодня вновь готовы бросать камни в Моисея и Аарона, обвиняя их в смерти мятежников. Гнев Божий не заставил себя ждать: святой писатель повествует о начавшемся грандиозном поражении в стане израильском. Необычность ходатайства Аарона была в том, что с курением в кадильнице он стал между мертвыми и живыми! Аарон, было ли тебе страшно, ведь ты стоял пред Господом, Который изливал Свой гнев на согрешивший народ!

Кажется, что сейчас, пройдя многие годы следования за Господом, я понимаю Аарона. Однако, если бы я мог встретить этого смелого священника, обязательно задал бы ему много вопросов, а может и нет… Порой мне кажется, что для многих современных христиан вообще очень непривычно размышлять над подобными случаями. Они даже как-то страшат нас своей необычной обнаженностью. От сознания того, что Аарон стоял против определения Самого Бога, уже начинает трепетать вся внутренность. Попробуй задать себе, дорогой читатель, честный вопрос о том, смог бы ты прикоснуться к подобному ходатайству? При этом и ответ попробуй дать также честный.

Впрочем, кто-то может сказать, с некой надеждой, что ходатайство, в том числе и подобное, это удел особо избранных священников. Однако Библия утверждает обратное:

"Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание" (Исаия 43:27-28).

Ясно, что предстоятель святилища и ходатай – суть одно лицо. И речь не может идти только о Первосвященнике, так как он был один, а слово "предстоятель" стоит во множественном числе. Итак, ходатайство в храме за народ – это неотъемлемая часть храмового служения. Это означает, что жизнь Церкви, в лице ее членов, уже принявших решение следовать за Господом, должна быть научена ходатайству.

Ходатайство, или углубленное молитвенное служение, это то, что может открывать ранее безнадежно закрытые двери, изменять сердца, спасать людей… Одним словом, наклонять небеса в ответах! Все мужи веры, представленные в Библии, были ходатаями за свой народ. Мне думается, что научиться этому не так уж просто, но и не так трудно, как это представлено некоторыми учителями.

Однажды, будучи уже пастором церкви в Ижевске, я попросил членов церкви из своего молитвенного времени уделить мне две минуты для серьезной молитвы о моей жизни и служении. Многим это показалось так мало и так просто, что они с легкостью громко выразили свое согласие. Но опыт молитвы в дальнейшем показал, что это было не так уж и легко. Представьте себе такую картину, картину молящегося о пасторе: "Господи, благослови нашего дорогого пастора!" - 5 секунд прошло... "Господи, благослови Павла Ивановича, нашего дорогого и любимого пастора!" - еще 10 секунд… "О, почему так медленно тянется время…" Краски явно сгущены, но разве они так уж и незнакомы нам?

Молитве, как служению, необходимо учить людей. Отмечая, что это именно служение, а не просто естественная потребность обычного, среднего христианина, хочу обратить внимание на одну деталь. Служение может быть разумным и неразумным:

"Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Римлянам 12:1).

Согласно этому тексту, есть разумное служение, которое можно определить таковым только в свете существования и неразумного служения. Разумное служение, будь это молитва или что иное, всегда связано с жертвенностью, с напряжением и духа, и души, и тела. Подобное молитвенное служение немыслимо без признания авторитета и власти Иисуса и без любви к тем, о ком ходатайствуешь. Если это отсутствует, служение неизбежно будет неразумным. Отличительная же черта неразумного служения в том, что оно всегда в основе своей будет иметь человеческую самость и будет отличаться "запахом плоти" и желанием человеческого признания и славы. Вместе с тем, речь не идет о специальном молитвенном служении, которое имели и имеют определенные Божьи избранники. Речь идет о ходатайственном духе, присущем всему Храму!

Разумное же служение, как уже было обозначено, неизбежно связано с некой жертвой и дисциплиной жизни. Наиболее хорошо это заметно в жизни и служении апостола Павла. У него было ярко выраженное служение от Бога: служение Апостола и учителя язычников. Понимая серьезность врученного ему служения, он много молился и ходатайствовал за жизни и развитие церквей, при этом во всем являя себя как служителя Божия:

"Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах" (2Коринфянам 6:3-5).

"В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу" (2Коринфянам 11:27-31).

Подобному служению просто невозможно научиться без дисциплины жизни. К сожалению, понятие дисциплины становится все менее популярным и любезным для некоторых, а возможно, и многих христиан. Оно все более заменяется туманным понятием о некой "жизни в духе", которое каждый волен толковать по-своему. Весьма драматично, но… "современно". Когда же речь заходит о дисциплине, Бог настаивает на том, чтобы это захватило всю нашу жизнь, все сферы нашей личности. Дело в том, что служение – это не вопрос части свободного от остальных занятий времени. И это также не некоторые всплески молитвенной жизни, после чего наступает длительное затишье и почти охлаждение.

Есть также одна опасность, подстерегающая служащих людей. Она связана с тем, что нам приходится неизбежно что-то терять. Да, в служении мы можем, безусловно, переживать увеличение Божьего помазания и ответственности, однако взгляд назад может стать роковым. Примером тому является судьба жены Лота, о которой Христос посоветовал никогда не забывать. Тот, кто положил, по словам Христа, "руку на плуг" и при этом озирается назад, неблагонадежен для царствия Божия. В жизни еврейского народа неоднократно происходили подобные оглядывания на прошлую жизнь. Всякий, читающий Библию, знает, чем, обычно, это заканчивалось. Но все, что происходило с ними, происходило как образы для нас, христиан, достигших последних веков:

"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков" (1Коринфянам 10:1-11).

Не сделать фундаментальных выводов после подобного напоминания, просто неразумно. Однако, как же порой некоторые из нас упрямы сердцем и разумом.

Однажды ученики обратились к Иисусу с просьбой: "Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников". Иисус ответил явно положительно на эту просьбу. Почему бы и нам не углубить нашей зависимости от Него в вопросах молитвенной жизни? Я убежден, что в каждой поместной церкви должна быть ясно очерченная молитвенная программа для членов церкви. Люди должны не только уметь молиться, но и знать, о чем молиться, когда и как. Так было с сынами Иссахаровыми, "…которые знали, что когда надлежало делать Израилю, - их было двести главных, и все братья их следовали слову их" (1Параллпоменон 12:32).

Молящаяся, ходатайствующая Церковь – это сильная Церковь, способная выстоять при любых жизненных трудностях. Понятно, что подобное ходатайственное состояние не может существовать без любви к Богу и ближнему. Но в этом и есть чудо Божьей Церкви. Человек учится понимать и переживать любовь Божью при откровении Дома, а в жизни Церкви как Храма, он уже просто реализует свой потенциал служителя. Ведь Церковь как Храм, Дом, Тело, Невеста – это суть одна Церковь, в которой эти тайны постоянно встречаются и переплетаются. А потому так важно раскрыть любовь Божью к человеку до того, как брат или сестра решатся приблизиться к служению в Храме. И на это стоит обратить серьезное внимание, помня предостережение апостола Павла о служении без любви:

"И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Коринфянам 13:1-3).

Об этом стоит постоянно напоминать в Церкви, чтобы служение молитвенного ходатайства не стало просто формализмом, по типу фарисейского молитвенного многословия, что так было неприятно Христу.

Понимая, что вопрос молитвенного служения велик и о нем написано много прекрасных книг, не стану более отнимать время читателя. Для понимания этой грани откровения Храма достаточно отметить важность и необходимость библейской разумной молитвы.

 

Образование в Храме

"Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа" (Малахия 2:7).

"Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто" (Иезекииль 44:23).

Очередной задачей Храма, а значит и Церкви, является духовное образование человека. Это было достаточно серьезной и глубокой задачей в ветхозаветном служении храма, о чем и говорят эти приведенные тексты. Ничто другое не могло подменить образование, и наивность в этих вопросах не просто неуместна, но и опасна. Возможно, кто-то подумает, что после того, как много и серьезно говорит Библия об образовании, возвращаться к этому вопросу просто уже нет необходимости. Но все оказывается не так просто. Сердце человеческое лукаво и способно убегать от знания, думая, что так можно избежать ответственности пред Богом. Заблуждение достаточно древнее, но живучее. Что же говорит Библия:

"Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет - кто скажет ему?" (Екклисиаст 8:5-7).

"Не хорошо душе без знания…" (Притчи 19:2).

И еще: "Гибнет народ из-за недостатка ведения (знания) ".

В этих текстах присутствует не только тревожная весть, но утешение и надежда. Только вдумайся, дорогой читатель: Библия утверждает, что человеку либо будет хорошо в жизни, либо очень плохо. И ответ на эти переживания кроется в отношении к заповедям Божьим, которые просто нельзя исполнить, если мы их не знаем или не понимаем. А реальность возможных огромных проблем, вплоть до гибели, становится все ближе и звучит просто устрашающе. Не задуматься над этим просто нельзя.

К сожалению, даже доныне есть много христиан, пренебрегающих библейским образованием. Мне приходилось слышать печальную статистику об огромном количестве христиан, не чтящих Бога своим стремлением к ежедневному духовному образованию. Что можно сказать на это, кроме одного: невежество, особенно религиозное, крайне опасно, так как рождает фанатизм и сектантство. Кто-то сказал, что фанатик – это тот, кто потерял цель, но удвоил усилия, чтобы достичь ее. Пожалуй, лучше сказать трудно. Фанатизм, более чем неприятное явление. Однако, есть и еще одна проблема, связанная с образованием, точнее, с нежеланием познания воли Бога и исполнения ее. Тот, кто убегает от этой воли, становится социально опасной личностью, как это и было в истории с непослушным пророком Ионой.

Что же вменялось в ответственность священнику? Чему он должен был учить народ в храме? Ведь, желает он того, или нет, но от него ищут понимания Божьих законов. В этом случае движение к просвещению становится двусторонним. Одна задача для священника уже была определена – это вопрос отличия чистого от нечистого и священного от несвященного. Даже одно только это уже невероятно важно для христиан в наше время. Все мы живем в век не просто яркого проявления нечистоты и потери святости, но попытки смешения святого и несвятого, как в сознании человека, так и в его повседневной жизни. Достаточно вспомнить драматический эпизод вхождения сынов Божьих к дочерям человеческим, описанный в первых главах книги Бытия, чтобы наш дух оказался весьма встревоженным. Смешение святого и грешного всегда производит весьма стойкое и необычное противостояние Богу. В случае из книги Бытие, это были известные исполины, отмеченные своей ярко выраженной враждой к народу Божьему. Сюда же можно отнести историю появления двух народов, моавитян и аммонитян, описанную в той же книге Бытие в 19 главе. Их появление было результатом греха дочерей Лота с их опьяненным отцом, названным в Библии праведником. Два этих народа стали, в дальнейшем, самыми ярыми врагами народа Божьего. Перечень подобных примеров можно, безусловно, продолжить. Характерным отличием всех этих случаев будет смешение святого и несвятого, последствия чего весьма печальны. Кажется, это всегда было одним из излюбленных приемов дьявола – произвести смешение, принося проблемы и беды.

Но возможно кто-то, ссылаясь на слова апостола Павла "для чистых все чисто " (Тит 1:15) и "нет ничего в себе самом нечистого" (Римлянам 14:14), скажет, что этот вопрос устарел, и об этом давно уже не стоит говорить в Церкви. Не касаясь толкования приведенных текстов, скажу только одно: "плоть" все еще жива, а одно из ее дел – нечистота. Более того, от понимания чистого – нечистого зависит напрямую вопрос глубоких отношений с Богом:

"И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прийму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2Коринфянам 6:17-18).

Слова Господа адресованы верующим людям, а потому длительные и трогательные дискуссии на эту тему просто неуместны. Хочу отметить только одно: основной массе пришедших к Богу людей страстно хочется знать правду о святости, а потому проблема больше в учителях и их личном примере. Я очень благодарен Богу, что Он вложил в мое сердце много лет назад молитву о познании Его Слова, Его правды. Это не могло быть моим достижением, так как мое время и мое поколение не отличалось стремлением к изучению Библии. В то время тем, кто стремился больше понимать учение Христа, было очень просто попасть в разряд "мудреца" со всеми вытекающими последствиями.

Итак, во-первых, христиане, как и евреи Ветхого Завета, должны быть научены знанию о сути греха, чистоте и святости. Если нет библейского понимания греха, как же можно будет утвердить жизнь святости? Более того, как можно тогда научить свободе от греха, если непонятно то, что он вообще собой представляет. Во-вторых, очень важно личное знание заповедей и строгое их исполнение. Это касалось заповедей общения с Богом, а также с людьми и государством. Безусловно, в жизни Церкви, строгое исполнение заповедей носит другую мотивацию, чем в ветхозаветный период. Наша мотивация основана на любви Христа к нам и нашей любви к Нему. Также невероятно важен был вопрос брака. Серьезность Божьих требований определялось одним известным текстом:

"И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Второзаконие 6:6-9).

Добавить к этому просто нечего. Это значит: окружи свой разум и сердце заповедями Божьими, так, чтобы это буквально пропитало всю твою жизнь, в чем, собственно, и есть тайна Нового Завета: "…вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом" (Евреям 8:10). Это особенно важно, потому что тайна духовного падения, а равно и духовного подъема, кроется в состоянии нашего разума. Тот, кто владеет нашим разумом, будет владеть и всей жизнью. Только в отличие от сатаны, Бог владеет нами на основании нашего добровольного Ему посвящения, что и ведет нас к дальнейшим благословениям. И разве не это же продолжает утверждать для нас Новый Завет:

"…а Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его" (Ев. Луки 11:28).

"Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики" (Ев. Иоанна 8:31).

"Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1Петра 2:2).

"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тимофею 4:16).

Итак, суть Божьего определения с течением времени не изменилась. Бог желает видеть христиан, наученных всякой правде Божьей, так как религиозное невежество крайне опасно и агрессивно. Так жил и этому учил великий Апостол язычников:

"Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам" (Деяния 20:20).

Но, полагаю, самая важная истина, главная наша задача – это дать знание и научить человека личным отношениям с Христом, открывая сердцу и разуму христианина Его великую Личность:

"Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Колоссянам 1:28-29). Павел знал, что делать!

Итак, одна из задач Храма-Церкви – это образование христианина, обучение его всякой правде, так необходимой нам для строительства правильных отношений с Богом, ближним и миром. Чтобы еще яснее и серьезнее обозначить этот аспект назначения Церкви, приведу еще два текста из Библии:

"Без откровения свыше народ необуздан…" (Притчи 29:18).

"Блажен муж… но в законе Господа воля его, и о законе Его он размышляет день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он не делает, успеет" (Псалтирь 1:1-3).

Необузданность, а значит беспорядок, с одной стороны и блаженство со всяким порядком и успехом - с другой! Просто трудно не избрать второго. При этом я должен с грустью поделиться своим удивлением: мне сложно понять, почему же многим людям трудно избрать блаженство, которого они так отчаянно хотят и о чем так много говорится в церквях. У меня остается только одно грустное утешение: Христос был Самый лучший учитель в мире, но и Им пренебрегало много людей того времени.

Нам остается только одно: выразить благодарность и славу Господу за это определение, что именно в Церкви христианин должен получить столь жизненно важное знание. Как же может выглядеть этот процесс? Сделал ли Бог нечто для этого процесса? Что призваны делать мы, а что только Он? Лучший ответ, как всегда содержится в самой Библии:

"И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения …" (Ефесянам 4:11).

Как замечательно: Бог поставил в Церкви специальных людей, в обязанности которых и входит организация этого процесса. В этом случае, в Церкви должна быть достаточно ясно очерченная и реально применяемая в практике система образования – "всенародно и по домам". Это Воскресные школы для детей и подростков, а также специальные собрания по изучению Библии для всех возрастов и социальных групп. Это и различные духовные образовательные учреждения, начиная от Библейских школ до высших духовных заведений. Это также молитвенно продуманные различные семинары, конференции, а равно индивидуальные занятия. Безусловно, что это не полный перечень различных возможностей Церкви. Важно, чтобы все это служило познанию Господа и прославлению Его великого имени.

При этом хочу еще нечто добавить. Полагаю, что дьяволу весьма известна значимость образования христианских умов. Надеяться в этом случае на его бездеятельность – занятие безнадежное, да и опасное. Боюсь, что основным его методом является не отрицание образования, хотя он и не пренебрегает этим, но попытка установления некоего "смешанного", а еще лучше, полностью альтернативного образования, в котором он большой специалист. Диапазон здесь достаточно широк, начиная от либерального богословия и заканчивая конкретным гностицизмом, с его порочными идеями тайного знания для особо избранных. Церкви просто необходимо быть бодрствующей в вопросе образования, внимательно наблюдая за различными методическими пособиями, христианской литературой и иными носителями информации.

Размышляя об образовании, хочу обратить внимание на одну очень важную деталь еврейской скинии. Это удивительная красота ворот, красота покрывал для завесы в Святое и красота самой завесы в Святое Святых. Эта красота просто призвана увлекать вперед. В этом есть великий пророческий образ для церковной системы образования и занятий по изучению Библии. О Боге и всем, что с Ним связано, должно говорить не только достойно, но и красиво. Ведь все, что с этим связано, величественно красиво, и эту красоту мы призваны передать окружающим. Как не вспомнить здесь замечательные слова известного псалмопевца: "Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви. Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой - трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки" (Псалтирь 44:1-3).

Я понимаю тех людей, которые не хотят посещать церковных занятий по изучению Библии, напоминающих более плохой пересказ хорошего библейского текста. Это скорее похоже на состязание с "миром" в вопросе быстрого отвращения молодых христиан от любви к знанию. Впрочем по этому пово



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: