Книга мертвых имен (Некрономикои) была написана Абдулом Аль-Хазредом в Дамаске в 730 г. н. э. До наших времен дошло мало сведений об этом человеке, а большая часть из того, что о нем известно, содержится в краткой автобиографии, прилагаемой к самой книге. Он родился в Йемене, в городе Сана, и в течение жизни много путешествовал от Александрии до Пенджаба. Аль-Хазред провел много лет в полном одиночестве в диких пустынях на юге Аравийского полуострова. Он имел склонность к языкам и перевел множество трудных манускриптов, на которых обломали себе зубы другие ученые. Однако его
исследовательская методология больше напоминает Нострадамуса, чем Геродота.
Этого человека часто называют «безумным арабом» или «безумным поэтом», но хотя его личность была весьма эксцентричной по современным меркам, доказательств его безумия не существует (если не считать его хроническую неспособность поддерживать связную цепочку мыслей больше чем на несколько параграфов без ухода от обсуждаемой темы).
Так же, как Нострадамус использовал магические церемонии, чтобы предсказывать будущее, Аль-Хазред применял те же техники и ладан, смешанный с наркотическими веществами, чтобы прояснить прошлое. Его можно сравнить с греческим философом-неоплатоии-стом Проклом (410 — 485 гг. н. э.), который прекрасно владел астрономией, математикой, философией и метафизикой того времени и вместе с этим изучил тайны магии и мог добиться появления богини Гекаты в видимом образе. Прокл также был посвящен в мистические религии египтян и халдеев. Не случайно, что Аль-Хазред был хорошо знаком с работами Прокла.
Книга «Некрономикон» наиболее известна заключенными в ней рассуждениями о допотопных временах. Известно, что Аль-Хазред имел доступ ко многим ныне утерянным источникам, и события, о которых в Книге Бытия и апокрифической Книге Еноха имеются лишь намеки, а в других манускриптах они замаскированы под мифы, в этой книге описаны детально. Аль-Хазред мог использовать сомнительные магические техники, чтобы прояснить прошлое, но он также разделял критический взгляд на вещи и был полон желания изучить тайный смысл мифов и священных писаний. Мысли, которыми Аль-Хазред поделился в своей книге, сегодня приобрели дополнительную актуальность. Он считал, что до людей на Земле существовало много других видов разумных существ и что значительная часть знаний, которыми владеют люди, была подарена им существами, жив-
шими в «других сферах». Аль-Хазред разделял точку зрения неоплатонистов, что звезды аналогичны по своей природе Солнцу, а вокруг них крутятся населенные живыми существами планеты, которые недоступны человеческому глазу. Однако эти взгляды у него были щедро разбавлены метафизическими рассуждениями о том, что существа с других планет являются звеньями космической иерархии духовной эволюции.
Достоверно известно, что Аль-Хазред лишь разрабатывал существующие традиции «древних», а не изобретал свои собственные. Согласно ему, «древние» были существами «из-за сфер», по-видимому, сфер планет, и в космографии того времени это означало звезды или что-то потустороннее. «Древние» были сверхлюдьми и чем-то совершенно отличным от людей. Некоторые из них сочетались браком с людьми, и в результате на свет появлялись их совместные потомки — монстры. «Древние» передали людям запретные знания. Они всегда искали проходы на наш план бытия.
Очень напоминают этот миф еврейские легенды о гигантах, описанные в Книге Бытия. История, приведенная там, является лишь частью существовавшей традиции, упоминание о другой части которой можно найти в апокрифической Книге Еноха. Согласно этому источнику, часть посланных для контроля над Землей ангелов увидели человеческих дочерей и воспылали к ним страстью. Не желая действовать поодиночке, они принесли друг другу клятву и объединились, и двести этих «наблюдателей» опустились на Землю и взяли себе жен среди людей. Вскоре родилось потомство — гиганты, которые взбунтовались против природы и начали «грешить против птиц, и зверей, и рептилий, и рыб, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь». Падшие ангелы научили людей, как делать орудия войны, ювелирные украшения, косметику, как колдовать и заниматься астрологией, а также рассказали другие секреты.
Согласно арабской традиции джинны были расой сверхлюдей, которая существовала до появления человечества. Джинны были созданы из огня. В некоторых источниках говорится, что они были меньше людей, но в любом случае указывается, что они обладали неограниченной магической силой. Упоминание о джиннах дожило до наших дней только в арабских сказках, а ислам подчинил их Корану, и подобно эльфам и феям с течением времени джинны утратили свою темную и крайне зловещую сущность. Во времена Аль-Хазреда более древние и темные традиции джиннов еще не умерли окончательно, и арабские маги тех пор — му-гаррибы — пытались вступить с ними в торговлю, чтобы получить от них запретные знания и силу.
Книга «Некрономикои» не успокаивает читателя, говоря, что Вселенная является безопасным и удобным местом. В ней написано, что мы являемся всего лишь горсточкой пыли в безбрежном и враждебном космосе, в котором случается множество странных вещей.
Шаманизм в Лапландии
Лапландия — это территория, включающая в себя северо-восточные районы Финляндии, Швеции и Норвегии, а также Кольский полуостров, принадлежащий России. Коренные обитатели этих мест — племя саамов, которых русские звали лопарями. В результате многовековых гонений со стороны христианской церкви традиция шаманизма в этом районе пришла в упадок — тогда по церковным законам даже держать барабан в доме считалось весьма тяжким преступлением. Однако в прошлом в Лапландии жили могущественные шаманы, которых называли нойдами.
Любой саам мог почувствовать зов со стороны духов, но это еще не означало, что соплеменники признавали его нойдой. Шаманом мог стать только человек в расцвете физических и духовных сил, которому
еще не исполнилось 50 лет. Так как при камлании нойда обращался к духам, то для того чтобы они правильно поняли его просьбу, шаман должен был иметь здоровые зубы и хорошую дикцию.
Иоганн Шеффер писал в труде «Лаппония», напечатанном в 1673 г., что у некоторых лапландцев еще в раннем детстве обнаруживалась склонность к шаманству (шаманская болезнь). Присутствуя на камлании взрослого нойды, ребенок учился, набирался шаманского опыта и ждал своего часа.
Затем будущий шаман должен был пройти весьма трудное испытание. От него могли потребовать пробыть длительное время легко одетым и без обуви на морозе или облизать языком раскаленные докрасна железные предметы. Но цель этих испытаний заключалась не в том, чтобы проверить стойкость его характера. Наоборот, для истинного шамана оно должно было пройти легко и без вреда. Отсутствие обморожений и ожогов доказывало, что духи покровительствуют нойде, и племя может рассчитывать на него при общении с потусторонним миром. Другими испытаниями могли быть поиски спрятанных предметов (ведь шаман должен был уметь находить пропавшие вещи и вора) и ориентирование и передвижение по пересеченной местности с завязанными глазами («внутреннее зрение»). Последняя способность использовалась при розыске соплеменников, засыпанных снегом во время пурги, когда их не удавалось обнаружить по следам или с помощью собак.
Таким образом, нойда выполнял функции жреца, знахаря, колдуна, предсказателя будущего, посредника между миром людей и миром духов. Получив право называться шаманом, человек утверждал это право всей своей дальнейшей жизнью — ведь разочаровавшись в его способностях, соплеменники переставали считать его «сильным нойдой». Многие саамские шаманы относились к своему ремеслу как к тяжкому бремени, и подавляющее число нойд были
бедны, так как не имели времени заниматься хозяйством, а подношения соплеменников почти всегда были скудными.
И даже смерть не освобождала саамского шамана от служения людям. Воздействие нойд на умы соплеменников было так велико, что они сохраняли свое могущество в сознании саамов даже после смерти. Когда сильный нойда умирал, он превращался в сеид — камень, имеющий собственную душу и даже способный, как верили саамы, перелетать по своей воле с места на место. Обычному человеку уничтожить сеид практически невозможно — ведь тот, подняв ураган, может покарать противника или же просто перелетит в другое место.
Как говорят предания, недалеко от Печенги жил когда-то нойда по имени Сырнец. Перед своей смертью он сказал людям, что пойдет на гору Угойв и превратится в камень. Так и случилось. Теперь этот камень зовется Реит-Кедги. Когда люди просили у него хорошей погоды, сеид выполнял их желание. Если же кто-нибудь поднимался в гору, чтобы уничтожить этот камень, сеид поднимал такую сильную бурю, что редкий человек умудрялся невредимым спуститься вниз.
Превратиться в сеид шаман мог и другим образом. Например, для переправы через озеро нойде не требовалась лодка: он отрезал кусок земли, читал заклинание и пускался в плавание на нем, как на плоту. Но если кто-то в этот момент окликал его по имени, то плот немедленно превращался в остров, а нойда — в камень.
На одном из лапландских озер, Сейдозере, раньше стоял сеид. Финский этнограф А. Кастрен, побывавший здесь в 1838 г., записал об этом сеиде следующую легенду.
Когда-то этот сеид принадлежал знаменитому нойде по имени Ломпсоло. Как-то раз на противоположном берегу озера поселился другой нойда. Но хотя Ломпсоло постоянно везло на рыбной ловле, прише-
Рисунок из книги 1674 г., изображающий двух лапландских шаманов
лец удачи не видел. Тогда тот понял, что Ломисоло помогает сеид и решил его уничтожить. Сеид, как и человек, нуждается в пище и заботе, а без этого теряет свои особые свойства (в том числе и умение летать но воздуху) и становится обычным камнем. Новый нойда стал следить за Ломисоло и, подсмотрев, обнаружил, как тот кормит свой сеид жиром и кровью и при этом просит у него удачи в рыбной ловле. Так как противник Ломпсоло был сильным шаманом, с помощью колдовства ему удалось уничтожить сеид. В гневе Ломисоло вызвал пришельца на поединок, а чтобы застать противника врасплох, принял образ оленя. Но другой нойда был очень сильным и без труда распознал эту уловку. Еще издали увидев оленя, он закричал: «Ты Ломпсоло!» Тот был вынужден признать себя побежденным и навсегда покинул Сейд-озеро.
Злой нойда мог стать после смерти и равком, то есть упырем. По этому поводу существует такое предание. Когда умер нойда Риз с Нотозера, никто не хотел его хоронить. Наконец, вызвался другой нойда, запряг оленей в сани, положил мертвеца в гроб и повез его на кладбище. По дороге, в полночь, мертвец вдруг сел в гробу, но после окрика шамана лег опять. Через некоторое время он вновь поднялся, и тогда нойда, не знавший всех тонкостей, погрозил мертвецу ножом,
вместо того чтобы замахнуться на пего палкой. Это была крупная ошибка, потому что хотя мертвец и лег опять в гроб, но в лунном свете нойда увидел, что зубы у того стали железными. Понял нойда свою ошибку и попытался спасти себе жизнь, забравшись на высокую ель. Однако равк встал из гроба, подошел к дереву и принялся грызть его зубами. Только утро спасло пойду от смерти: при первых лучах солнца равк опять лег в гроб. Шаман отвез его на кладбище, но сделал там еще одну ошибку, захоронив упыря лежа на боку, хотя нужно было положить его лицом вниз, чтобы равк не нашел потом выхода из могилы. Поэтому вскоре упырь стал выходить из могилы и преследовать людей. Однажды парни, проходя мимо его могилы, обронили фразу: «Был большой нойда, да тут и лег». Спустя некоторое время могила зашевелилась, и равк вышел из нее, чтобы догнать путников. Услышав погоню, парни срезали осиновый кол и принялись чертить кресты на земле. Упырю пришлось тратить время на обходы, а люди добежали до реки Туломы и спаслись, переплыв ее на лодке.
В средневековье лапландских шаманов стали считать чародеями. То, что саамы обладали властью над ветрами, знали по всей Европе. Как писал тогда Циг-лер, нойда развязывал по очереди три волшебных узла и вызывал появление сначала умеренного ветра, потом сильного и, наконец, урагана с громом и молниями.
Конечно, во времена мракобесия и охоты на ведьм подобные умения были не в почете. Лапландских шаманов нещадно преследовали и казнили. Свидетельством этому являются два документа, в которых говорится о лапландце Айки Айкиссоне, приговоренным в 1671 г. к смерти за занятия «колдовством». Приговор этот не был приведен в исполнение, так как шаман успел совершить загадочное самоубийство. Ниже приводится перевод обоих документов, представляющих большой интерес также как источник сведений о методах лапландских нойд.
Судебный протокол:
«Нижняя судебная палата в Кеми Ланиланд, 8 марта 1671 г.
Сегодня судебный пристав Аррендт Граи представил в суд письменное заявление, написанное 3 января 1671 г. лапландским священником сэром Габриэлем Тудерусом и пономарем деревни Китка Уула Уулас-соном.
В заявлении говорится, что Айки Айкиссон из деревни Китка рассказал сэру Габриэлю [Тудерусу], что один крестьянин (рыбак) из деревни Мордула, по имени Тобиас, попросил Айкиссона послать ему с помощью магических сил удачу в ловле лосося и обещал в качестве платы за это собачий мех. Но так как Тобиас не исполнил своего обещания, несмотря на то что его удача в рыбной ловле возросла, Айки Айкиссон вызвал его смерть, когда тот рыбачил с лососевой запруды.
И когда сэр Габриэль потребовал от судебного пристава деревни Инари, чтобы тот арестовал Айки Айкиссона за его злое преступление и привел его в суд, это было выполнено. Тогда же Айки Айкиссон, которому было около 80 лет, был доставлен в суд.
Первый [судья] спросил, подтвердит ли Айкиссон сказанное им 3 января 1671 г. своему священнику сэру Габриэлю Тудерусу и пономарю Уула Уулассону.
Сперва тот ответил, что не может вспомнить, что он говорил сэру Габриэлю, так как был тогда сильно пьян.
Когда допрос был продолжен и ему приказали говорить правду, Айкиссон вынужден был признать, что три или четыре года тому назад Тобиас из деревни Мордула попросил его с помощью колдовства послать ему удачу в ловле лосося и обещал заплатить за это овечьей шерстью.
Подсудимого спросили, сделал ли он что-нибудь, чтобы послать Тобиасу удачу в ловле лосося. Он ответил, что сделал это с помощью своей магической силы.
Также он сказал, что в качестве платы за это получил только пару перчаток и пару носков из хлопка.
Допрашиваемый далее, он подтвердил, что использовал свой барабан и пел песни (произносил магические стихи), чтобы достичь желаемого, так как этот метод почти всегда эффективно действовал, неважно, чего он хотел достичь для себя или других.
После этого его спросили, подтвердит ли он, что убил Тобиаса неподалеку от запруды для ловли лосося с помощью своей магии, за то что тот не заплатил ему мехом, а дал лишь пару перчаток и носков против обещанного.
Обвиняемый ответил, что он не может отрицать этого, так как совершил магические обряды, чтобы убить Тобиаса за то, что тот не выполнил обещанного. Для этого он использовал свой барабан и песни. Он сказал, что не может знать всей правды, но двумя годами позже Тобиас упал в реку со своей запруды и утонул в ней. В то же время один финн, по имени Никкарис Кауппи, сказал Айкиссону, что Тобиас утонул, и пристав Арренд Граи подтвердил, что он слышал о том же от сэра Габриэля Тудеруса, который жил с Тобиасом в одной деревне.
После этого Айки Айкиссона спросили, какие слова, песни и методы он использует во время игры на своем барабане и как все это происходит.
Он ответил, что уже настолько стар, что не помнит, какие песни пел. Также он сказал, что отдал свой барабан три года тому назад, потому что его левая рука настолько ослабла, что уже не могла держать барабан.
Но он вспомнил, что на кожу барабана клались пять металлических колец, и во время игры они прыгали по ней иод действием ударов и силы звука. Удары продолжались, пока кольца не оказывались на каком-нибудь из нарисованных символов или картинок. В зависимости от этого шаман знал, что произойдет или чего он может достичь. В конце концов кольца сами по себе так плотно прижимались к символам, что уже
не перемещались, даже если он продолжал барабанить, и их приходилось снимать рукой.
После этого Айкиссона спросили, как он убил Тоби-аса. Он ответил, что пел песню, состоящую из плохих слов, которых уже не может вспомнить, и бил в барабан до тех пор, пока кольца не перемещались в его нижнюю часть, туда, где были нарисованы дьявол и ад.
И наоборот: когда кто-то хочет сделать какое-нибудь доброе дело для человека, он бьет в барабан до тех пор, пока кольца не переместятся в его верхнюю часть, где нарисованы изображения и символы ангелов, солнца, луны и звезд.
Наконец он сообщил, что получил эти знания от своего отца, когда ему (Айки) было около десяти лет. Это было лучшее признание, которое суд мог получить от него.
Все эти факты были представлены присяжным, и они вынесли вердикт, в котором говорилось, что Айки Айкиссон сам признался в том, что использовал против крестьянина Тобиаса из деревни Мордула злое колдовство, в результате которого тот упал в реку со своей собственной запруды и утонул. За это преступление присяжные приговорили Айки Айкиссона к смертной казни на плахе согласно главе б Уголовного кодекса тяжких преступлений, каковой вердикт был послан затем в Верховный апелляционный суд для утверждения».
Об этом же шамане Иоганн Шеффер в своей книге «Лаппония» написал следующее:
«Среди этих лапландцев был один старик восьмидесяти лет, который признался, что до настоящего времени использовал черную магию, которой научился от своего отца. В 1670 г. с помощью злых сил он убил одного крестьянина из Кеми всего лишь за пару перчаток, сделав так, что тот утонул в реке. Колдуна приговорили к смерти и заковали в кандалы, чтобы перевезти в город Пиитиме. Но по пути он использовал свои магические песни и с их помощью умер, хотя
и продолжал сидеть и казался внешне живым и здоровым. Ранее он предсказал свою смерть, потому что лучше было умереть, чем попасть в руки палача».
Барабаны лапландских шаманов
Как и везде, в Лапландии шаманы для вхождения в состояние транса и поиска «правды» в других мирах использовали барабан. С его помощью они общались с духами, спрашивая их о причинах болезней и о будущем, прося послать удачу. Почти все из настоящих финских шаманских барабанов были уничтожены церковью в XVII столетии.
Лапландские шаманские бубны
Священник Самуэль Рин, живший в то время, писал, что барабан помогал шаману:
1) получить знание того, что произошло в других местах, даже весьма отдаленных;
2) предсказывать, будет ли сопутствовать успех планам на будущее, а также то, заболеет ли какой-либо человек;
3) находить метод лечения больного;
4) узнать, какое жертвоприношение умилостивит богов и какое животное необходимо принести в жертву.
Изображения лапландских барабанов, нарисованные в XVII веке, показаны на рисунке.
«Колдовской», или «лапландский», барабан делали из дерева и кожи. На ее поверхности рисовали символы, каждый из которых служил для собственной цели. На некоторых барабанах были изображены символы разных мест и событий, таких как охота. На других — более новых, относящихся к христианскому периоду, — были нарисованы рай с ангелами и ад с дьяволом. Перед игрой на барабан клался небольшой предмет, который под воздействием боя перемещался в какую-либо область. С помощью этого перемещения шаман ставил свой «диагноз» или заставлял духов выполнять то, что он хотел.