Урок
Тема: Лирика: «Узник», «На холмах Грузии...», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Осень», «19 октября» (1825), «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд...», «Пророк», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг...».
Цель урока
- обучающие: обобщить сведения, полученные на предыдущих уроках, формировать умения комментировать, анализировать и интерпретировать поэтический текст.
-развивающие: формировать духовно-нравственную сферу личности ученика через внимательное и вдумчивое чтение текста художественного произведения.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя ) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, сообщает тему и задачи урока. | Приветствуют учителя, записывают тему урока, мобилизуют себя для активной творческой работы. | |||
Вступительное слово учителя | Ресурс №1 О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина. | Демонстрирует портрет А.С.Пушкина, задаёт проблемный вопрос: Главная тайна и загадка Пушкина в том, что интерес к его поэзии с каждым годом возрастает. Как вы думаете, почему это происходит? Обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку. | Отвечают на поставленные вопросы, просматривают иллюстрацию, записывают эпиграф к уроку. | ||
Выразительное чтение учащимися стихотворений, подготовленных дома(«Я вас любил…», «На холмах Грузии…») | Предоставляет слово учащимся, предварительно подготовившим выразительное чтение стихов, активизирует внимание учащихся вопросом: -Какое впечатление производят на вас эти стихи? - | Читают, слушают, отвечают на вопрос. | |||
Рассказ учителя об А.П.Керн, чтение и анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» | Ресурс№2 М.Глинка. «Я помню чудное мгновенье…» романс Ресурс№3 Портрет А.П.Керн | Рассказывает, демонстрирует иллюстрацию, прослушивает вместе с учениками аудио запись, выразительно читает стихотворение, беседует по вопросам: -Как вы думаете, почему это произведение называют вершиной любовной лирики поэта? -Какие слова и образы определяют состояние поэта? -Благодаря чему происходит воскрешение поэта к жизни? -Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение «К***», не указав имени возлюбленной? | Слушают стихотворение, Отвечают на поставленные вопросы, прослушивают аудиозапись. | ||
Чтение и анализ стихотворения «Мадонна» _ | Ресурс№4 М.И.Глинка. «Вальс фантазия». Ресурс №5 А.П.Брюллов. Портрет Н.Н.Гончаровой Ресурс№6 Рафаэль «Мадонна Конестабиле» Ресурс№7 Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» Ресурс№8 «Богоматерь Владимирская» Ресурс№9 «Богоматерь Одигитрия» Ресурс№10 «Ave Maria» Джулио Каччини. | Демонстрирует аудиозапись, иллюстрации, выразительно читает стихотворение, активизирует восприятие учащимися нового материала вопросами: -В чём сходство Лица Натали с лицами Мадонн известных художников? -Какое настроение создаёт стихотворение? -Почему поэт обращается к образу Мадонны? -Пушкин употребил слово «Мадонна» в сочетании с чисто русским словом «Пречистая». Почему он это сделал, как вы думаете? Сравните лики Богородиц на иконах и портреты Мадонн известных художников. В чём разница в изображении их? -Случайно ли обращение поэта к сонету? | Прослушивают аудиозапись, просматривают иллюстрации, читают стихотворение, самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы. | ||
Подведение итогов урока. Рефлексия. | Даёт оценку успешности достижения цели, намечает перспективу последующей работы. | Выражают своё мнение по поводу результативности работы, получают информацию о результатах обучения. | |||
Д/з. | Задаёт и комментирует д./з. 1) выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина о любви. 2) «Подготовиться к сочинению «Лирика Пушкина в моём восприятии». | Записывают домашнее задание. |
Дата: Класс: 9 урок 16-17 | |||||||||||||||||||
Тема: Жанр и проблематика повести «Пиковая дама». | |||||||||||||||||||
Цель урока: Обучающие: познакомить с повестью А.С.Пушкина «Пиковая дама»; расширить знания о биографии писателя, об эпохе; научить анализировать выборочные эпизоды текста. Развивающие: формировать навык составления характеристики героя произведения. | |||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |||||||||||||||||
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Мне в тебе нравится...». | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | |||||||||||||||||
10 мин. | II. Проверка пройденного материала. По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы. Викторина «Назови героя» Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь «…была сущею мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал…» «Он был скрытен и честолюбив… имел сильные страсти и огненное воображение, ног твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости… Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки…» «Она не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости, строго следовала модам 70-х годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад» | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. | Кубик Блума | ||||||||||||||||
20 мин. | III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала.
По методу «ДЖИГСО» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Показывает сюжет о писателе.
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
Ученики делают выводы по увиденному.
Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.
Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.
1 группа. Образ Германна.
· Какие «три верных карты» живут в душе Германна? (Расчет, умеренность, трудолюбие).
· Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.
· Запишите черты характера Германна. (Человек сильных страстей и огненного воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.)
· Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)
· Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным?
· А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.
Выводы: В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.
2 группа. Образ Лизаветы Ивановны. · Какова роль Лизаветы Ивановны в повести? · Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.) Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне? · Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину) · Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения) · Каково отношение автора к героине? Приведите примеры. · А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.
Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы. 3 группа. Образ графини. · Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит? · В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе). · Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно. (Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к безумию). · Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.
Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - _________________________ (Проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства. Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
| ||||||||||||||||||
10 мин. | IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Дерево Блоба стикеры | ||||||||||||||||
2 мин. | Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 урок 18 | |||
Тема: Вн. чт. (читательская конференция): А.С. Пушкин. «Каменный гость», «Пир во время чумы». | |||
Цель урока: Формирование представления о многогранности таланта А. С.Пушкина. Углубление знаний о драме как роде литературы. Знакомство с легендой о Дон Жуане и выяснение особенностей переосмысления образа севильского озорника в трагедии Пушкина Знакомство с музыкальной трактовкой образа Дон Жуана (В.А. | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». | Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. | Мяч |
10 мин. | II. Проверка пройденного материала. По методу «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. | Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. | |
20 мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Поп -корн» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал. - Почему Пушкин обратился к сюжету о Дон Жуане? Как это могло быть связано с его личной жизнью? - Что такое трагедия? - Что является способом ерактеристики героя драмы? (монологи героя, диалоги, высказывания о нем других персонажей драматического произведения, ремарки, поступки героя). - Что говорят о герое другие персонажи? (Монах счumаеm его «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном». Лаура называеm его «верным другом», «ветреным любовником». Дон Карлос безбожником и мерзавцем». Донна Анна высказывает сложившееся о нем мнение: «О, Дон Гуан красноречив - я знаю, Слыхала я: он хumрый uскусumель. Bы, говоряm, безбожный развраmumель, Вы сущuй демон. Сколько бедных женщин Bы погубuлu?»). - Для чего автор вводит сцену ужина у Лауры? О чем и о ком идет речь? (В этой сцене показано отношение к Дон Гуану мадридцев, мы узнаем о его нраве, о mом, чmо он является автором замечательных, трогающих души стихов, что он пленил сердце Лауры). - Что читатель узнает из монологов самого Дон Гуана? (Герой любит жизнь и живых людей, ценит красоту, способен сочувствовать другим, но быстро забывает о бывших возлюбленных). - Что говорит о своем господине Лепорелло? У вас воображенье в минуту дорисует остальное; Оно у вас проворней живописца, Baм все равно, с чего бы ни начать, С бровей ли, с ног ли. Вот ещё! Куда как нужно! Мужа повалил Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы. Бессовестный! Испанский гранд как вор Ждёт ночи и луны боится - Боже! Прокляmое жumье. Да долго ль будет Мне с ним возиться? - Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему? (Е,сть ли в тексте трагедии хоть одна ремарка («говорит в сторону») к словам Дон Гуана? На что таким образом указывают авторы драматических произведений?). «Давно или недавно, сам не знаю, Но с той поры лишь только знаю цену Мгновенной жизни, только с той поры И понял я, что значит слово счастье»; «Не правда ли, он был описан Вам злодеем, извергом. – О Донна анна, - Молва, быть может, тяготеет. Так разврата Я долго был покорный ученик. Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился»; «Вас полюбя, люблю я добродетель И в первый раз смиренно перед ней Дрожащие колени преклоняю». Герой признается Донне Анне в том, что он убил ее мужа, объясняя это искренним, глубоким чувством к ней: «Когда б я вас обманывать хотел, Признался ль я, сказал ли я то имя, Которого не можете вы слышать? Где ж . видно тут обдуманность, коварство?». - Выделите элементы сюжета. (Завязка: «Я с нею познакомлюсь». (Здесь уместно показаmь видеофрагмент 3-й сцены у памятника Командора.) Кульмuнацuя: «Донна Анна, Где твой кинжал?Вот грудь моя». Развязка: «...о, тяжело Пожатье каменной его десницы!») - Прочитаем сцену объяснения с Донной Анной (сцена IV). Любит ли она Дон Гуана? Что об этом свидетелъствует? (Она беспокоuтся о нем, о чем свидетельствует фраза: «Но как же отсюда выйти, вам, неосторожный! Ах, если б я могла вас ненавидеть!» Здесь можно показать видеофрагмент развязки.) - У предшественников Пушкина сюжет о Дон Жуане воплощался в комедии. Почему русский драатург избирает форму трагедии? Что это меняет в трактовке образа? (Для Пушкuна Дон Гуан сmановumся героем трагическим: в mоm моменm, когда он находumся на пороге счастья, гоmов переменumо прежний образ жизни, судьба в образе сmаmуи командора разруuшеm eгo надежды u планы, насmuгаеm героя, наказывая даже не за прежние прегрешения, а за желанuе обресmu счасmье). - Докажите, что Дон Гуан для Пушкина трагический герой. - Какие чувства его герой вызвал у вас? - Какой из предложенных эпиграфов соответствует Пушкинскому пониманию образа? - Определите тему произведения - Какие нравственные ценности утверждает автор в своем произведении? - Прослушайте фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан». Каким предстает перед вами герой оперы? - Рассмотрите иллюстрации художников П.Бунина и Ф.Константинова к трагедии Пушкина. Чья трактовка образа Дон Гуана вам кажется адекватной пушкинскому образу? Образ Дон Жуана чаще становится предметом изображения в литературе: драма А.К.Толстого «Дон Жуан», новелла Э,Т.А.Гофмана «Дон Жуан», поэма Дж.Г.Байрона «Дон Жуан», комедии Тирсо де Молини и Мольера, пьеса Леси Украинки «Каменный властелин», цикл стихов М.Цетаевой «Дон Жуан», стиотворения Н.Гумилева, В.Брюсова, И.Северянина, апокриф К.Чапека, пьеса Макса Фриша «Дон жуан, или Любовь к геометрии», пьеса нашего современника Эдварда Радзинского Окончание Дон Жуана». Возможно, список не полон. Но именно с Пушкина началось в литературе переосмысление образа севильского озорника. Почему, по вашему мнению, именно в литературе, искусстве слова этот образ так популярен? | |||
10 мин. | IV.Итог урока. По методу «ИНСЕРТ» закрепляет урок. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? | Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Таблица «ИНСЕРТ» Светофор Стикеры |
2 мин. | Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 19 урок | |||
Тема:. Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. | |||
Цель урока: 1. 1. Образовательная: познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; проследить развитие сюжета и сделать наблюдения, касающиеся композиции романа; 2. Развивающая сделать первые наблюдения, касающиеся жанра; | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха.Разделение на группы по стратегии «Выбери меня» | Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя. | |
10 мин. | II. Проверка пройденного материала. По методу «Мозговая атака» учитель организует проверку домашнего задания. Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин» (Запись на доске) Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба – порождение помещичье – крепостнического строя. Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». – Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»? – Полемика связана с образомОнегина. – Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему авт | Ученики демонстрируют свои знания. | |
15 мин. | III. Актуализация знаний. По методу«Броуновское движение» осуществляет усвоение нового материала. Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить», составить постеры и выступить с ним перед классом. Для групп чтение отрывков из романа «Евгений Онегин». (Иллюстрации высвечиваются на экране.) Глава 1. - Как автор относится к Онегину? - Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к первой главе. Почему он не только создал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы художник сохранил точное расположение Онегина и Автора на фоне Петропавловской крепости? - Работа с эпиграфом: чтение, осмысление. И жить торопится и чувствовать спешит. (КН. Вяземский) Глава 2. - Найдите строфы, где показана среда, с которой сталкивается Онегин? - Почему Онегин не сблизился с соседями-помещиками? - Почему сблизились Онегин и Ленский? - Какой характер носила их дружба? - Почему Пушкин говорит о дружбе Онегина и Ленского: «От делать нечего друзья»? - Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? - Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? - В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? - Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? | Ученики работают над постером. | |
10 мин. | IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока. Как лирическое отступление (строфа XIV) связано с размышлениями поэта о взаимоотношениях Онегина и Ленского? Вывод: Известная интеллектуальная близость Онегина и Ленского не скрывает их во многом принципиального различного мировосприятия. С одной стороны, идиллические представления о людях, об их отношениях, не опирающихся на действительное знание жизни; с другой – охлаждённый взгляд на мир, подчас нарочито лишённый поэзии и потому тоже неверный. Среднему романтику Ленскому, всегда восторженному, и разуверившемуся в жизни Онегину и во второй главе противостоит автор, открытый всему миру. – Во второй главе берёт начало и сюжетная линия Татьяна – Онегин. Как Пушкин изображает семью Лариных? – В чём смысл противопоставления Татьяны и Ольги (их внешность, вкусы, интересы, воспитание)? – Почему Татьяна «в семье своей родной» казалась девочкой чужой, а Ленский был принят у Лариных, как родной? | Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями. | |
5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. - Что нового я узнал на уроке? - За что я могу похвалить себя? - Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | фишки стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________
Дата: Класс: 9 урок 20 | |||
Тема: Творческая история романа «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции. Пушкинская эпоха в романе. | |||
Цель урока: сформировать ЗУН по теме урока; подготовить учащихся к восприятию пушкинского романа, познакомить с хронологией создания романа, выявить своеобразие онегинской строфы; - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; - способствовать восприятию познавательного интереса к творчеству А.С.Пушкина | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха.Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы» | Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. Исчерпать онегинский текст невозможно», - утверждал Ю. Лотман в своем комментарии к роману Пушкина. Мы же попытаемся хотя бы немного приблизиться к этому произведению. Другой комментатор романа Н. Долинина в своей книге «Прочитаем Онегина вместе » пишет: «Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна – вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. Вот почему я всегда, каждый раз с трепетом открываю эти страницы». | Ученики отвечают на вопосы учителя. | |
20 мин. | III. Актуализация знаний Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить», составить постеры и выступить с ним перед классом. Работа в группах. Изучение и разработа с хронологией романа. Самостоятельная работа с учебником. 1 группа Часть первая Предисловие 1824 год. 2 группа Часть вторая 1825-1826 год 3 группа Часть третья 1827-1829 год 4 группа Примечания 1830 год Каждая группа подробно отмечает основные даты работы. | Ученики работают над постером. Демонстрируют свои знания. | Учебник постеры маркеры |
10 мин. | IV. Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока и с Стратегия «Ключевые слова» Попытайтесь предположить историю романа. По словам «бал», «разочарование», «деревня», «любовь» придумайте свою историю. Работа индивидуальная, в парах, в группах. Презентация историй на «Авторском стуле» | Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями. | |
5 мин. | V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. - Чему научил вас урок? - Какое впечатление осталось у вас от урока? Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось | Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. | Дерево Блоба стикеры |
2 мин. | VI. Домашнее задание.Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
Дата: Класс: 9 урок 21 | |||
Тема: Недюжинная натура главного героя, его жизненные искания. | |||
Цель урока: 1продолжить формирование знаний учащихся по роману, -познакомить учащихся с главным героем, его жизненными ценностями, сформировать психологический конфликт,составляющий сущность характера Онегина, проследить взаимоотношение автора и Онегина, их близость и отличие; -развитие устной и письменной речи учащихся,способность критически мыслить, наблюдать, работать с текстом; . Тип урока: изучение нового материала | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников,проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. | |
5 мин. | II. Мотивация к изучению нового. С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | |
20 мин. |
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
19 век – «золотой век» в истории литературы
А.С. Пушкин – гений русской литературы. Учителя Пушкина: Жуковский, Державин, Батюшков.
Основные темы его творчества: судьба России и её передовых представителей, взаимоотношение государства и человека, роль народа в жизни страны, прошлое, настоящее, будущее страны, место человека в жизни
По методу «Снежный ком» изучают новый материал. Предлагает ученикам выполнить упражнение.
I.Стадия «Вызов»
1.Вопрос классу:
В чем, по-вашему, состоит ядро онегинского характера, как он описан в начале романа?
Ответы учащихся
Первая глава открывается внутренним монологом Онегина и кратким знакомством с героем. «Без предисловий, в сей же час», автор рассказывает о воспитании, образовании, привычках юного дворянина. Характер Онегина, как он описан в начале романа, отмечен противоречием между чертами передового человека своего времени и свойствами, полностью не совместимыми с такой характеристикой.
Он то приближается к идеалу «умного человека», то сливается с полярно противоположным ему типом «светского молодого человека».
2. Представление индивидуальных работ учащихся (проверка, корректировка цитатных планов)
3. Как вы ответите на вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений? »
Пушкин дает однозначный ответ: «Нет». А как считаете вы? (рассуждения учащихся)
II. Стадия «Осмысление»
Критик Д. И. Писарев поставил перед собой задачу «развенчать» пушкинского героя и выставить его пустым светским бездельником, надевшим модную маску.
Вопрос: Так ли это? В чем, по-вашему, вина, а в чем беда героя, пораженного «недугом» - «русской хандрой»?
Обсуждение в группах. Работа с текстом.
Учащиеся сопоставляют образ Онегина в 1 и 8 главах учебника.
Индивидуальная работа «3-минутное эссе»
«Каким я хочу увидеть Онегина»
Лучшие работы приглашаются на «Авторский стул».
Работа в группах. Заполнение таблицы.
Метод «Карусель» (Каждая группа заполняет свою таблицу, а после по кругу переходит к другому столу, изучает их таблицу, дополняет, если считает нужным и т.д.. После того, как группа возвращается к своей, идет обсуждение и презентация своей работы)
В романе происходит сближение автора и героя. Что их объединяет? В чем автор не согласен с Онегиным?
(примерная таблица)
Автор | Онегин | |
сходство | Неудовлетворение светской жизнью, «русской хандрой» | |
отличие | Пишет роман | Подчинен законам света, «труд упорный ему был тошен» |
Театр-«волшебный край» | «ужасно недоволен» спектаклем | |
Счастлив, что является членом «задорного» цеха | Онегин пробует писать, но.. | |
Признается, что был рожден «для деревенской тишины» | В деревне та же скука, что и в городе | |
От хандры исцелило творчество | Неизлечима «русская хандра» |