Принцип размагничивания кораблей.




История развития теории размагничивания кораблей.

24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный».

 

 

В 4 часа 21 минуту в этом районе подорвался на мине крейсер «Максим Горький», но своим ходом пришел в Таллин. Предполагалось, что мины были бесконтактные (магнитными). Противник уже в первые годы войны создал серьёзную минную угрозу у выхода из советских военно-морских баз и на основных морских путях сообщения, использовав в общей сложности 1060 якорных ударных мин и до 160 донных неконтактных мин.

Для взрыва магнитной мины не требовалось непосредственного соприкосновения её с корпусом корабля. Идея изготовления такого взрывателя очень проста.

 

 

Магнитный взрыватель мины срабатывает под влиянием магнитного поля корабля, проходящего над ней или на некотором от неё расстоянии. С приближением корабля к такой мине магнитное поле искажается, установленная во взрывателе магнитная стрелка в связи с этим отклоняется на некоторый угол и тем самым замыкает контакты в боевой цепи мины, вызывая её взрыв.

 

 

Кроме того, магнитные мины, лежащие на дне, не поддавались обычным методам траления, рассчитанным на подсекание и подрыв якорных мин.

Эти преимущества магнитных мин перед обычными якорными минами дали основание военно-морским специалистам заранее предугадать их применение в предстоящей войне, тем более, что нашим военным морякам пришлось впервые с магнитными минами английских интервентов ещё в сентябре 1919 года на Северной Двине.

 

 

Естественно было ожидать, что в новой войне будут использоваться усовершенствованные магнитные мины: более чувствительные, с приспособлениями, затрудняющими их траление и уничтожении. Всё это заставило командование Военно-Морского Флота СССР поставить перед специалистами задачу - разработать метод защиты кораблей от неконтактного магнитного минного и торпедного оружия.

 

 

Эта важная задача была поручена Ленинградскому физико-техническому институту Академии наук СССР ещё в 1936 году. За её выполнение взялись Анатолий Петрович Александров и Борис Александрович Гаев. А.П.Александров организовал в своей лаборатории специальную группу, возглавляемую Б.А.Гаевым, которая занималась проблемой размагничивания кораблей.

Принцип размагничивания кораблей.

Идея, положенная в основу работ по защите кораблей от неконтактных мин, состояла в размагничивании кораблей. Предполагалось, что это можно сделать путём компенсации магнитного поля корабля с помощью закреплённых на нём специальных обмоток, через которые пропускался постоянный ток. При этом магнитное поле корабля может быть скомпенсировано магнитным полем тока в такой степени, что прохождение корабля над миной не будет вызывать срабатывания взрывателя, имеющего ограниченную чувствительность.

 

 

Принцип обмоточного размагничивания кораблей:

1-кабель размагничивающего устройства;

2-магнитное поле корабля;

3-магнитное поле обмотки с током;

4-результирующее магнитное поле корабля;

5-допустимый предел результирующего магнитного поля, не оказывающий влияния на магнитный взрыватель мины.

Простая идея, предложенная А.П.Александровым, Б.А.Гаевым и инженером Балтийского завода А.А.Кортиковским, не сразу получила поддержку со стороны специалистов. Некоторые специалисты считали даже, что корабль нужно не размагничивать, а намагничивать ещё сильнее, с тем, чтобы увеличенное магнитное поле вызывало взрыв магнитной мины на большом расстоянии от корабля.

 

 

Группе А.П.Александрова надо было, прежде всего, самой убедиться в осуществимости идеи размагничивания. Сначала исследования проводились на лабораторной модели корабля, сделанной из дерева и обитой листовым железом. В результате этих опытов были найдены наиболее оптимальные виды размагничивающих обмоток. Решено было переходить на плавучие корабли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: