Воспитатель. Следующая остановка «Кто где живет». Чтобы отправиться дальше нам нужно выполнить задание (обращает внимание детей на картинки). Посмотрите, ребята, в большом обруче лежат картинки с изображением разных животных и растений (кабан, лось, кукушка, орешник, дуб, черника, ель, бабочка, пчела, кузнечик, жаворонок, одуванчик, ромашка, лягушка, сом, кувшинка, щука, камыш), а рядом три больших обруча. Лесовичок хочет проверить ваши знания о том, что растения и животные могут жить только в определенных условиях: одни обитают в воде (вот обруч синего цвета), другие живут в лесу (вот обруч зеленого цвета), а есть еще растения и животные, которые живут на лугу (вот обруч желтого цвета). Перед вами картинки с изображением растений и животных. Надо взять картинку, определить, кто это, где живет или растет.
Дети берут по одной картинке и свободно расходятся по комнате. По команде воспитателя: «Найди свой дом!» каждый ребенок должен занять место в одном из обручей.
Воспитатель. Молодцы, отправляемся дальше на следующую остановку. Посмотрите, на ветке дерева что-то висит...Записка, а в ней вопрос: «Что такое лес?» Как мы можем ответить на этот вопрос? (Лес —это общий дом для растений и животных.) Лесовичок хочет проверить, знаем ли мы, что в лесу, как и в любом доме, есть этажи, которые называются... Как? (Ярусы.) Давайте покажем Лесовичку, что мы не только знаем, что в лесу есть ярусы, но еще и знаем, кто живет на этих этажах.
Дидактическая игра «Лес — многоэтажный дом».
Педагог дает каждому ребенку картину-модель с изображением леса, маленькие картинки с изображениями разных животных и дает задание: «Расположите животных по этажам леса». Дети садятся на ковер и располагают животных по «этажам»— ярусам леса.
Воспитатель. Видимо, Лесовичку понравилось с нами играть. Посмотрите, он еще что-то приготовил. Вот три плотных листа бумаги — зеленый, красный и пестрый. Я думаю, что это «обеденные» столы для животных. А вот и набор картинок с изображением разных животных. Лесовичок хочет нам сказать, что разные животные питаются разной пищей: одни питаются растениями, другие —животными, а третьи —и растениями, и животными. Как называются животные, которые питаются растениями? (Растительноядные.)
Как называются животные, которые питаются другими животными? (Хищники.) Как называются животные, которые питаются и растениями, и животными? (Всеядные.)
Дидактическая игра «Способы питания животных».
Воспитатель раскладывает листы бумаги на некотором расстоянии друг от друга и дает детям задание: правильно рассадить предложенных животных за «обеденные» столы (хищников —за красный стол, растительноядных — за зеленый, всеядных —за пестрый стол). Дети берут по одной картинке и относят их к соответствующим «обеденным» столам.
Воспитатель. Ребята, следующая остановка называется «Цепи питания», но ведь мы знаем и про «цепи питания». Давайте удивим Лесовичка и построим разные цепи питания.
Проводится дидактическая игра «Цепи питания». Педагог обращает внимание детей на картинки с изображением обитателей леса (листья, гусеница, кукушка, сокол; ствол дерева с корой, личинка жука короеда, дятел; хищная птица, трава, заяц, волк); дает задание: взять одну картинку, определить, кто на ней нарисован и чем он может питаться. По команде: «Цепочка, постройся!» дети должны встать таким образом, чтобы получилась цепь питания: растение, растительноядное животное, хищник первого порядка, хищник второго порядка. Группа детей, которая первой правильно построится, побеждает.
Дидактическая игра «Что можно приготовить из злаков». Педагог подводит детей к обручу, в котором лежат картинки с изображением культурных злаков.
Воспитатель. Что растет на поле? (Рожь, пшеница, кукуруза, овес.) А вот и четыре чудо-печи, которые могут испечь много вкусного. Посмотрите, что печет первая печь, вторая печь, третья, четвертая.
Дети подходят к картинкам, на которых изображены печи, и рассматривают, что эти печи пекут.
Воспитатель. Вот задание: надо подойти к обручу-полю, взять картинку с изображением злака, принести ее к печи. Но следует быть внимательным и правильно расположить злаки, так как каждая печь печет только одно свое изделие: первая — овсяное печенье, вторая —белый хлеб, баранки; третья — ржаной хлеб; четвертая — кукурузные хлопья.
Дети подходят к обручу-полю, берут по одной картинке с изображением злака и относят к соответствующей чудо-печи.
Воспитатель. Наше путешествие закончилось. Вот мы снова в детском саду. Посмотрите, здесь много растений. Как одним словом можно назвать эти растения? (Комнатные растения.) Какие условия необходимы растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, земля.) Правильно, всем растениям необходим свет. Но одним нужен яркий свет. Как одним словом называются такие растения? (Светолюбивые.) Другие растения могут выносить и тень. Как они называются? (Теневыносливые.)
Педагог раздает детям, по 4—5 эмблем (на одних изображено яркое солнце, на других солнце закрыто тучками) и дает задание: эмблемы с изображением яркого солнца поставить около светолюбивых комнатных растений, а эмблемы с изображением солнца, закрытого тучами, около теневыносливых растений. Дети берут эмблемы, ходят по зимнему саду и расставляют их около растений.
Воспитатель. Мы с вами знаем, что всем растениям нужна вода. Но растения и к воде относятся по-разному: одни очень любят воду. Как они называются? (Влаголюбивые.) Другие растения устойчивы к засухе. Как называются такие растения? (Засухоустойчивые.)
Воспитатель раздает детям по 4—5 эмблем (на одних изображена заполненная водой лейка, на других —лейка, в которой мало воды) и дает задание: расположить эмблемы около растений с учетом их отношения к воде. Дети располагают полученные эмблемы около комнатных растений.
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Со всеми заданиями справились, и Лесовичок поручил мне вручить вам дипломы «Юный эколог».
Список литературы:
1. Рунова, М.А., Бутилова, А.В. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г., 110 с.
2. Смирнова, В.В., Балуева, Н.И., Парфенова, Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. [Текст]- Сб.: Союз, 2001 г., 116 с.