Исследование в малых группах.
– Ребята, посмотрите на слайды. И вот первая загадка леса. Как называются эти растения? И почему их так назвали?
Сейчас вы будете работать в группах. Вам даны задания. Внимательно читайте инструкцию и попробуйте выполнить её. (Инструкционная карта и помощница представления на партах).
Инструкционная карта
1. Определи растение по атласу-определителю.
2. Подумай, почему оно так называется?
3. Прочитай об этом в дополнительном источнике.
4. Представь свои факты в «Помощнице ответа».
Помощник ответа.
Растение --------------------.
Оно называется так, потому что-----------
Обмен информацией.
1.Листья этого растения похожи на след лошадиного копыта.
2. У этого растения цветы похожи на звездочки.
3. Существует такая легенда: молодые люди — парень и девушка — горячо полюбили друг друга, а затем поженились, не ведая о том, что они являются братом и сестрой. А когда узнали об этом, то, чтобы не разлучаться, превратились в цветы — иван-да-марья, окрашенные в разные цвета. И стал этот цветок с тех пор символом верности.
Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.
4. Есть в лесах интересное растение, которое называется медуница. Она зацветает очень рано весной, как только сойдет снег и долго — почти всю весну, вплоть до начала лета. Цветки этого растения богаты нектаром, их охотно посещают насекомые: пчёлы, которые делают из нектара мёд и толстые мохнатые шмели.
5. При прикосновении к ней во время созревания она растрескивается и с силой выбрасывает семена. Отсюда и название растения — недотрога.
Связывание информации, формулирование вывода.
Растения так называются, потому что они похожи на что-то, по легенде, по характеру растения.
Фронтальная работа.
А теперь снова загадка. Попробуйте самостоятельно объяснить названия других растений.
Почему дышу я вольно,
И судьбой своей доволен.
Хоть расту я вдоль дорог,
И меня топчут сотни ног? (Подорожник.)
Почему его так называют?
- Вывод: по месту произрастания.
Он желтыми цветками распускается,
А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
Почему его так называют?
-Вывод: по легенде.
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит. (Колокольчик.) Почему его так называют?
- Вывод: схожи.
Дети, а можно рвать в лесу цветы?
Физкультминутка. Давайте вспомним слова, которые мы учили, когда ходили на экскурсию и проговорим их.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок.
Если все: и я, и ты, мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: Вот новая загадка. Отгадайте её.
Работа с учебником.
Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом (Жук).
- Посмотрите, в лесу не только растут растения, но и есть насекомые. Давайте с ними познакомимся. Для этого откроем книгу на с. 99. (На слайде жук-олень, жук-носорог, жук-слоник).
-Как вы думаете почему их так назвали? Ответы детей.
-Найдите рисунки жуков. Соедините линиями насекомых с тем животным, которое они напоминают. (Работа в парах. Взаимопроверка.)
-Ребята, отгадайте, о каком жуке сейчас расскажу вам я:
«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят названия того месяца, в котором они появляются» (Майские жуки).(Слайд)
Как вы думаете, почему его так назвали? Ответы детей.
Игра «Озвучь картинку».
-Лес шелестит, поет, звенит, жужжит… Слушай лес и радуйся его живым голосам! (Показ слайда.)
– Весенний ручеек в лесу… Прислушайся к его журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка?
– Шелест листьев… Он может быть радостным и тревожным. Какие звуки издают листья на ветру?
– Какие звуки издают насекомые?
– Чудесный концерт в лесу дают птицы. Каждая поет по-своему. Слушай пение птиц, наслаждайся им!
- Давайте и мы с вами сделаем шелест леса. - Каждому ряду дам задание, какие звуки они должны произнести. Это делаем одновременно. И мы услышим «звуки леса»
– шелест листвы ш-ш-ш-ш
– пение птиц, например, кукушки
– жужжание насекомых.
Составление памятки.
– Ребята, можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему? (Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).
– Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.
Давайте составим памятку, как себя вести в лесу.
8. Работа в тетради:
- Ребята, посмотрите: что-то есть в траве!
Отгадайте загадку:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы).
– Около 100 тысяч грибов растут на нашей планете. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками, обычно селятся под ними. Отгадайте, что это за грибы.
1.Серенькие шляпки, рябенькие ножки.
Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали? Ответы детей.
2.Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом (Лисички). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали? Ответы детей.
3. Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (Опята). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали? Ответы детей.
4. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нем сер кафтанчик, красна шапочка (Подосиновик). (Показ слайда.)
-Почему его так назвали?
5. Серенькие шляпки, рябенькие ножки.
Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Показ слайда.)
6.А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (Мухомор). (Показ слайда.)
– А почему мухомор получил такое название?
(Настоем этого гриба раньше морили мух).
– Этот гриб является съедобным?
– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?
(Нет, он служит лекарством для животных).
7.Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок… (масленок) (Показ слайда.)
– Почему его так назвали?
(Шляпки блестят, будто смазанные маслом).
8.Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой
Собирай, не мешкай это… (сыроежки). (Показ слайда.)
– Почему их так назвали?
(Они любят сырые места, сухости не переносят). Давайте сразу договоримся, сырыми есть их не будем!
-Найдите грибы на картинке и раскрасьте их.
– Какое правило должен знать каждый, кто собирает грибы?
-Знать, где съедобные, а где ядовитые грибы. Не вырывать грибы с грибницей, не нарушать моховый ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножом.