Назначение и цели АПК «Безопасный город»




У т в е р ж д а ю

Начальник кафедры ИТ УНК АСИТ

подполковник внутренней службы,

к. т. н., доцент

 

__________Р.Ш. Хабибулин

«»____________2015 г.

фондовая лекция
по дисциплине «Информационные технологии

В сфере безопасности»

тема: АПК Безопасный город

 

 

по специальности 380404 – Государственное и муниципальное управление

 

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании методической секции

Протокол № от «»_________2015 г.

 

Рассматриваемые вопросы:

 

Введение.

1. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"

2. Общие сведения

3. Мероприятия и средства повышения безопасности вычислительных систем

4. Криптографические методы зашиты информации

5. Правовая защита информации

6. Основы информационной безопасности.

 

Введение

 

Технические требования к сегментам аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город», детализирующие положения концепции построения и развития АПК «Безопасный город» утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации № 2446-р от 3 декабря 2014 года

Под АПК «Безопасный город» понимается совокупность сопряженных между собой сегментов, объединяющих сгруппированные в соответствие с целевой областью применения КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления и организаций, на местном уровне решающих задачи обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

В рамках реализуемых сегментов АПК «Безопасный город» предусматривается взаимодействие с КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также организаций, в том числе коммерческих, в функции которых не входит непосредственное обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, однако информация КСА которых, может быть использована в целях эффективной реализации задач, предусмотренных Концепцией построения и развития АПК «Безопасный город».

Реализуемые в муниципальных образованиях сегменты АПК «Безопасный город» закладывают основу для решения задачи создания интегрированных региональных автоматизированных систем – комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации.

  1. Предпосылки построения и развития комплекса "Безопасный город"

 

Актуальность мероприятий по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания каждого субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности обусловливается наличием различного рода угроз (природного, техногенного, биолого-социального, экологического и другого характера) для всей среды обитания населения (жилых, общественных и административных зданий, объектов промышленного и сельскохозяйственного производства, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, технических сооружений и систем коммунального хозяйства (водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.), систем водоотведения, природных ресурсов и др.).

Природными угрозами являются природные явления или процессы, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также к нарушению жизнедеятельности населения (опасные геофизические, геологические, метеорологические явления, гидрологические явления).

К основным природным угрозам относятся:

возможность подтопления территории города;

сейсмическая опасность, появление деформации земной поверхности в виде провалов и неравномерных оседаний земли;

появление оползней;

вероятность ураганов, штормового ветра, обильных снегопадов и затяжных дождей, обледенения дорог и токонесущих проводов;

падение крупных небесных тел (метеоритов, болидов);

задымление вследствие массовых торфяных и лесных пожаров.

Техногенными угрозами являются опасные ситуации, спровоцированные хозяйственной деятельностью человека, несущие угрозу вредного физического, химического и механического воздействия на население и среду обитания.

К основным техногенным угрозам относятся:

транспортные аварии, включая дорожно-транспортные происшествия, крушения поездов, железнодорожные аварии и авиационные катастрофы;

пожары на промышленных объектах, транспорте и в жилых зданиях;

обрушения элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;

аварии на магистральных трубопроводах;

аварии на подземных сооружениях;

прорывы гидротехнических сооружений, являющихся гидродинамически опасными объектами (плотин, запруд, дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;

аварии с выбросом химически опасных веществ и образованием зон химического заражения;

аварии с выбросом радиоактивных веществ с образованием обширных зон загрязнения;

аварии с разливом нефтепродуктов;

аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей;

аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;

прорывы в сетях тепло- и водоснабжения;

старение жилого фонда, инженерной инфраструктуры;

снижение надежности и устойчивости энергоснабжения;

перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

дефицит источников теплоснабжения;

медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды;

несвоевременная и некачественная уборка улиц;

нарушение порядка утилизации производственных и бытовых отходов;

воздействие внешних факторов на качество питьевой воды;

несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности автомобильных перевозок.

Биолого-социальными угрозами являются ситуации, возникшие на определенной территории, когда нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных.

К основным биолого-социальным угрозам относятся:

инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей;

особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб;

карантинные и особо опасные болезни.

Экологическими угрозами являются ситуации, обусловленные критическим состоянием атмосферного воздуха, воды и почв.

К основным экологическим угрозам относятся:

просадки, оползни, обвалы земной поверхности из-за выработки недр при добыче полезных ископаемых и другой деятельности человека;

наличие тяжелых металлов (в том числе радионуклидов) и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций;

интенсивная деградация почв, опустынивание на обширных территориях из-за эрозии, засоления, заболачивания почв и так далее;

ситуации, связанные с истощением невозобновляемых природных ископаемых;

ситуации, вызванные переполнением хранилищ (свалок) промышленными и бытовыми отходами, загрязнением ими окружающей среды;

резкие изменения погоды или климата в результате антропогенной деятельности;

превышение предельно допустимой концентрации вредных примесей в атмосфере;

температурные инверсии над городами;

"кислородный" голод в городах;

значительное превышение предельно допустимого уровня городского шума;

образование обширной зоны кислотных осадков;

разрушение озонового слоя атмосферы;

значительные изменения прозрачности атмосферы;

недостаток питьевой воды вследствие истощения водных источников или их загрязнения;

истощение водных ресурсов, необходимых для организации хозяйственно-бытового водоснабжения и обеспечения технологических процессов;

нарушение хозяйственной деятельности и экологического равновесия вследствие загрязнения зон внутренних морей и мирового океана.

Угрозами в сфере транспортной безопасности являются условия и факторы, способные привести к понижению уровня транспортной безопасности.

К основным угрозам транспортной безопасности относятся:

террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и прочее);

иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, "телефонный терроризм", противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические и психологические последствия;

криминальные действия против пассажиров;

криминальные действия против грузов;

чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью и несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.

Конфликтными угрозами являются ситуации, при которых возможно возникновение социальных взрывов, криминогенных и террористических угроз, эскалация экстремистской деятельности, разжигание национальных и религиозных конфликтов и др.

К основным конфликтным угрозам относятся:

нападения на объекты и их захват;

взрывы;

похищения людей;

применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ;

преступления (правонарушения), совершаемые на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах;

действия организованной преступности;

несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.

Угрозами информационной безопасности является совокупность условий и факторов, создающих опасность нарушения информационной безопасности.

К основным угрозам информационной безопасности относятся:

нарушение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

перехват трансляций телерадиовещания, систем оповещения и информирования населения;

несанкционированный доступ к информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных предприятий и служб;

несанкционированный доступ к управлению информационными ресурсами;

оказание целенаправленного негативного информационного воздействия на население через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";

неполная реализация прав граждан в области получения и обмена достоверной информацией, в том числе манипулирование массовым сознанием с использованием информационно-психологического воздействия;

провоцирование социальной, межнациональной и религиозной напряженности через деятельность отдельных (в том числе электронных) средств массовой информации;

распространение злоупотреблений в кредитно-финансовой сфере, связанных с проникновением в компьютерные системы и сети.

Управленческими (операционными) рисками являются ситуации, грозящие нарушением жизнедеятельности населения ввиду низкой эффективности контроля и взаимодействия оперативных служб, государственных органов исполнительной власти.

К основным управленческим (операционным) рискам относятся:

риски возникновения потенциально опасных техногенных угроз при работе с объектами муниципальной инфраструктуры;

нарушение нормальных условий жизнедеятельности населения в силу несвоевременного устранения последствий происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций;

риски причинения ущерба среде обитания и здоровью людей, а также дополнительных материальных расходов на устранение последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий в силу низкой эффективности систем прогнозирования и поддержки решений.

Общей характерной особенностью угроз на современном этапе является их взаимосвязанный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие (или реализация угрозы) может вызывать целую цепочку других катастрофических процессов (эффект домино), что определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования.

Настоящая Концепция предполагает в том числе создание единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:

центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

служб скорой медицинской помощи;

дежурных служб территориальных центров медицины катастроф;

дежурных служб Министерства внутренних дел Российской Федерации;

дежурных служб территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

подразделений госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и районном уровнях;

дежурных служб линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

дежурных служб территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб объектов экономики;

дежурно-диспетчерских служб "01";

дежурно-диспетчерских служб Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

иных служб оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой.

Общие сведения

Аппаратно-программный комплекс технических средств «Безопасный город» (далее по тексту – АПК «Безопасный город»).

используются следующие понятия:

"автоматизированная система" - система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций;

"биллинг" - процесс определения стоимости услуг, реализующий функции установления размеров тарифных ставок, определения тарификационных признаков объекта счетообложения, персонифицированного выставления счетов за пользование тарифицированными услугами;

"геолокация" - обнаружение координат реального географического положения любого объекта;

"геоинформационная система" - информационная система, оперирующая пространственными данными;

"государственная система мониторинга состояния общественной безопасности" - единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

"дежурный план города" - единый информационный ресурс картографических материалов в масштабе 1:500 территории муниципального образования;

"единая транспортная диспетчерская" - специализированная диспетчерская служба, осуществляющая мониторинг работы пассажирского транспорта и оперативное реагирование на возможные нештатные ситуации;

"единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования" - орган повседневного управления местного (городского) звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях;

"задача автоматизированной системы" - функция или часть функции автоматизированной системы, представляющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида;

"интегрированная автоматизированная система" - совокупность двух или более взаимоувязанных автоматизированных систем, в которой функционирование одной из них зависит от результатов функционирования другой (других) так, что эту совокупность можно рассматривать как единую автоматизированную систему;

"информатизация" - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

"информационно-вычислительная инфраструктура" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для автоматизации процессов ввода, хранения и обработки информации;

"информационно-коммуникационная инфраструктура" - совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационных систем, сетей связи, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, нормативных правовых механизмов регулирования, обеспечивающих их эффективное функционирование;

"информационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в автоматизированной системе при ее функционировании;

"информационный ресурс" - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других видах информационных систем);

"интеграционная платформа" - комплекс программно-технических средств, предназначенных для комплексной автоматизации процессов преобразования (трансляции) информации в целях обеспечения информационного взаимодействия сопрягаемых разнородных компонентов;

"инцидент" - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;

"комплекс средств автоматизации автоматизированной системы" - совокупность всех компонентов автоматизированной системы, за исключением людей;

"компонент автоматизированной системы" - часть автоматизированной системы, выделенная по определенному признаку или совокупности признаков и рассматриваемая как единое целое;

"критически важный объект" - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой страны, субъекта или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени;

"лингвистическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы с комплексом средств автоматизации при функционировании автоматизированной системы;

"математическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в автоматизированной системе;

"методическое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, описывающих технологию функционирования автоматизированной системы, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании автоматизированной системы;

"мониторинг объектов и грузов" - осуществляемые непрерывно или с заданной периодичностью контроль (наблюдение, измерение, фиксация) и анализ обобщенных параметров состояния защищенности объектов и грузов и влияющих на объекты и грузы факторов с целью подготовки необходимых решений для предупреждения и ликвидации негативных последствий кризисных ситуаций природного и техногенного характера, а также вызванных проявлениями терроризма;

"муниципальное образование" - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

"обеспечение общественной безопасности" - реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

"объекты транспортной инфраструктуры" - технологический комплекс, включающий в себя:

железнодорожные и автомобильные вокзалы и станции;

метрополитены;

тоннели, эстакады, мосты;

морские терминалы и акватории морских портов;

порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляется посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности, судоходные гидротехнические сооружения;

искусственные острова, установки и сооружения, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации;

аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;

участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;

"оперативное управление" - деятельность, заключающаяся в выработке управляющего воздействия и его осуществлении, направленная на эффективное достижение цели деятельности при должным образом организованном контроле;

"организационное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала автоматизированной системы в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности автоматизированной системы;

"пользователь автоматизированной системы" - лицо, участвующее в функционировании автоматизированной системы или использующее результаты ее функционирования;

"пользователь (потребитель) информации" - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею;

"потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации" - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации;

"правовое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании автоматизированной системы;

"программное обеспечение автоматизированной системы" - совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности автоматизированной системы;

"силы обеспечения общественной безопасности" - уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления, иные органы и организации, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации;

"система обеспечения общественной безопасности" - силы и средства обеспечения общественной безопасности;

"система сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры" - автоматизированная система сбора информации о состоянии объектов транспортной инфраструктуры для информационного обеспечения деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере транспортной безопасности;

"специальное программное обеспечение" - программная часть автоматизированной системы, представляющая собой совокупность программ, разработанных при создании такой автоматизированной системы;

"среда обитания" - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

"средства обеспечения общественной безопасности" - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению;

"телекоммуникационная инфраструктура" - совокупность взаимодействующих подсистем, которые решают задачу передачи различной информации;

"техническое обеспечение автоматизированной системы" - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании автоматизированной системы;

"угроза общественной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

"уровень информатизации" - степень обеспеченности объекта информатизации информационными ресурсами;

"ущерб" - потери субъекта или группы субъектов части или всех своих ценностей;

"функция автоматизированной системы" - совокупность действий автоматизированной системы, направленных на достижение определенной цели;

"центр обработки вызовов" - совокупность аппаратных и программных средств и алгоритмов, предназначенных для регистрации заявок пользователей (поступающих по телефону или с помощью других средств связи - радио, пейджинговая связь и др.), их маршрутизации, контроля решения задач и выдачи информации пользователю;

"численность населения" - абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определенной территории;

"чрезвычайная ситуация" - совокупность условий и обстоятельств, создающих опасную для жизнедеятельности человека обстановку на конкретном объекте, территории (акватории), возникших в результате совершившейся аварии или катастрофы, опасного природного явления;

"эксплуатационный персонал автоматизированной системы" - персонал, обеспечивающий функционирование автоматизированной системы.

Перечень документов АПК «Безопасный город» [1-22]

Назначение и цели АПК «Безопасный город»

АПК «Безопасный город» предназначен для решения комплексных задач обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: