МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По дисциплине «Психология и педагогика»
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 27
ТЕМА: «Основы теории воспитания»
Утверждена на кафедральном заседании
протокол № ____от «___»_________________ 2012 г.
Заведующий кафедрой
д.псх.н., доцент_________________________________Логинова И.О.
Составители:
к.псх.н., доцент_________________________________Чупина В.Б.
преподаватель _________________________________Чернова Е.И
преподаватель__________________________________Сенченко Г.В.
Красноярск
Занятие № 27
Тема: «Основы теории воспитания»
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
Значение темы (актуальность изучаемой проблемы).
Цели обучения:
- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК–5); профессиональными компетенциями способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1)
- учебная: Основы профессиональной этики деятельности медицинских работников.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Фронтальный опрос
1. Факторы, влияющие на формирование стиля.
2. Характеристика стилей управления и результатов деятельности.
3. Роль управления поведением других.
4. Значение процесса принятия решения и факторы на него влияющие.
Основные понятия и положения темы.
Воспитание как система; сущность, структурные элементы воспитания и их взаимосвязь; развитие проблемы целей и содержания воспитания; современные концепции воспитания.
Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.
Понятие формы, метода, приема, средства воспитания; проблема классификации методов воспитания; взаимосвязь форм и методов воспитания; условия эффективного их использования в процессе воспитания; факторы, определяющие оптимальный выбор форм методов воспитания; обновление форм и методов воспитания на современном этапе.
В конце 70 - начале 80-х годов в педагогике оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию (Т.Е.Конникова, Г.И.Щукина). В их системе рассматривались три группы методов воспитания: методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; методы формирования общественного сознания; методы стимуляции деятельности.
Педагогическое требование широко используется в воспитательном процессе и поэтому по форме очень разнообразно: это и прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, и облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает как указание действовать именно так.
Упражнение.В старые времена в классической педагогике этот метод чаще именовали «приучение». Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки. В воспитании детей, особенно дошкольников, большое место занимают прямые упражнения, т. е. совершенно открытая демонстрация ребенку той или иной поведенческой ситуации и тщательная, многократная тренировка показанного действия. Методом прямого упражнения малыша учат пить из чашки, держать ложку, надевать одежду.
Не меньшую значимость в воспитательном процессе имеют косвенные упражнения. Определение это довольно условно, оно лишь подчеркивает «непрямую» природу таких упражнений, более скрытую от детей.
Поручение- один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными.
Пример.Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания.
Пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.
Рассказ.Наиболее распространенный метод в работе с дошкольниками. По своей методической сути - это монолог взрослого, который строится как повествование, описание или разъяснение. Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи.
Беседа - это диалог взрослого и детей (или одного воспитанника, если беседа индивидуальная). Беседа не только разъясняет нормы и правила поведения, не только формирует представление о главных жизненных ценностях, но и вырабатывает у детей их собственные оценки происходящего, взгляды и суждения.
Соревнование.Соревновательность заложена в самой психологии человека. Даже ребенку свойственно сравнивать свои результаты с результатами сверстников. На этом механизме состязательности и строится метод соревнования. Поощрение.Важным методом педагогической поддержки, коррекции деятельности и отношений детей является поощрение. Этот метод призван выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки детей; поддержать и развить у них стремление так действовать, самоутвердиться в правильной линии поведения.
Наказание -указать ребенку на его ошибку, помочь осознать ее, признать свою вину, направить к действиям, которые помогли бы исправить ошибку, а в некоторых случаях даже убедить, что без ошибок в жизни невозможно научиться ничему.
Воспитательный прием – конкретное приложение метода в определенных специфических условиях.
5.3.Самостоятельная работа по теме:
Поразмышляйте над нижеприведенными высказываниями. Какие из них Вам кажутся наиболее убедительными и почему?
а. Воспитание - это наука, которая учит детей обходиться без нас.
б.Разговаривая с детьми с самого раннего возраста на непонятном (пока) для них языке, мы приучаем их обходиться словами (Ж.-Ж. Руссо).
в. Строго накажи твое детище, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство (Пифагор).
г. Способность быть интересным для всех дана только одному детству и составляет одну из его очаровательных принадлежностей (Азане).
д. Дитя! Ты плачешь, являясь на свет, а вокруг тебя все улыбаются: сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался (индийское изречение).
- Поразмышляйте над приведенными ниже высказываниями. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие обозначенные позиции.
· Надежда - это единственная собственность человека, которой его невозможно лишить (Томас Карлейль, англ. писатель).
· Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется (Франсуа де Ларошфуко).
· Опыт - учитель, очень дорого берущий за свои уроки. Но зато никто не научает лучше его (Томас Карлейяь, англ. писатель).
Умение прощать - свойство сильных, слабые никогда не прощают (Махаматма Ганди).
5.4. Итоговый контроль знаний:
1.СИСТЕМЫСВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗРАБОТАЛИ:
1) А.С.Макаренко;
2) Л.Н. Толстой;
3) Ж.-Ж.Руссо;
4) А.Дистервег;
5) правильного ответа нет.
2.ОСНОВНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) сохранение традиций;
2) соблюдение норм и правил;
3) законы воспитания;
4) ребенок как самоценность.
3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ОСНОВАМИ СИСТЕМЫВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ АВТОРИТЕТА ИЗВНЕ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) учет индивидуальных особенностей в воспитании;
2) творчество как средство развития и самореализации;
3) авторитет педагога как незыблемая ценность;
4) управление как поддержание порядка.
4.МЕТОДЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ АВТОРИТАРНОЙ СИСТЕМЫВОСПИТАНИЯ:
1) соревнование
2) убеждение;
3) диалог;
4) требование.
5.ОРИЕНТАЦИЯ НА НАКАЗАНИЯ И ПОКОРНОСТЬ СВОЙСТВЕННЫ:
1) предсоциальному;
2) социальному;
3) постсоциальному уровню;
4) асоциальному.
Ситуационные задачи.
1. При авторитарной позиции педагога многие его ученики обладают исполнительностью и ответственностью, но зачастую безинициативны.
Чем можно объяснить данное явление? Необходимо ли вмешательство со стороны родителей?
2. Многие родители при выборе педагога для своего подвижного ребенка-первоклассника останавливают свой выбор на строгом и требовательном учителе начальной школы.