Обучающиеся к концу первого года обучения должны:
Иметь представление:
- об экологии как науке естественного цикла;
- о богатстве флоры и фауны родного края, о редких и исчезающих видах животных и растений Саратовской области, понимать необходимость их охраны.
- о здоровом образе жизни и профилактике вредных привычек.
Знать:
- разные среды обитания живых организмов, важнейшие биотические и абиотические факторы среды;
- правила поведения в природе.
Уметь проводить наблюдения за объектами живой и неживой природы, делать выводы из наблюдений.
Обучающиеся к концу второго года обучения должны:
Знать:
- экосистемы окрестностей и города Саратова;
- типичных представителей флоры и фауны Саратовской области;
- принципы экологической классификации растений и животных;
- экологические проблемы своей области;
- основные экологические законы и соблюдать их.
Уметь:
- проводить исследовательскую работу;
- пользоваться справочной литературой;
- проводить мониторинги здоровья, окружающей среды;
- анализировать полученные данные и оформлять результаты исследований;
- определять животных и птиц, населяющих Саратовскую область;
- собирать и оформлять гербарии, коллекции плодов и семян;
- работать с оборудованием.
Участвовать: в природоохранных акциях и коллективно-творческих делах.
Обучающиеся к концу третьего года обучения должны:
Знать:
- экологические проблемы области и основы рационального природопользования;
- охраняемые природные территории родного края;
- типичных представителей флоры и фауны Саратовской области, уметь определять неизвестные виды;
- простейшие методы статистической обработки результатов исследования.
Уметь:
- проводить самостоятельные научно-исследовательские работы;
- проводить экологический мониторинг;
- самостоятельно пользоваться научной, учебно-методической и справочной литературой;
- оформлять свои исследовательские работы в виде докладов, плакатов, отчетов, проектов.
Участвовать:
- в научно-практических конференциях, конкурсах по профилю;
- в природоохранных мероприятиях;
- оказывать помощь в благоустройстве и восстановлении природных объектов.
Формы подведения итогов реализации данной программы
Для оценки текущих знаний, умений возможно применение зачётов и контрольных работ по разделам программы (входной, текущий, выходной контроль), которые могут проходить в письменной или устной форме. Кроме этого, целесообразно проведение собеседований по основным темам раздела, практических работ, мини-конференций с защитой сообщений или проектов. А также:
- анкетирование;
- праздники;
- проектная деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- коллективно-творческая деятельность;
- природоохранные акции;
- участие в конкурсах научных и творческих проектов, конференциях различного уровня по профилю;
- авторские разработки дидактического материала (приложение 1).
Учебный план
Года обучения | Количество часов | ||||
Аудиторные | Неаудиторные | Всего | |||
теория | прак тика | ДО | самостоятельно | ||
1 год | |||||
2 год | |||||
3 год |
Формы аттестации:
1) промежуточная аттестация: анкетирование, тесты, опрос в устной форме;
промежуточная диагностика, участие в научно-исследовательской и природоохранной деятельности, участие в конкурсах и конференциях;
2) итоговая аттестация- защита научно-исследовательских проектов.
Учебно-тематический план
Й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Аудиторные | Неаудиторные | Всего | ||||
теория | прак тика | ДО | самостоятельно | |||
1. | Вводное занятие | |||||
2. | Мир вокруг нас | |||||
3. | Современное состояние окружающей среды: проблемы и перспективы | |||||
4. | Природно-климатические условия Саратовской области | |||||
5. | Растительный мир Саратовской области | |||||
6. | Животный мир Саратовской области | |||||
7. | Охрана окружающей среды и здоровье человека | |||||
8. | Итоговое занятие | |||||
Всего часов |
Й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Аудиторные | Неаудиторные | Всего | ||||
теория | прак тика | ДО | самостоятельно | |||
1. | Вводное занятие | |||||
2. | Современные проблемы экологии и охрана живой природы | |||||
3. | Проблемы экологии в Саратовской области | |||||
4. | Здоровье и здоровый образ жизни | |||||
5. | Взаимосвязь общей и экологической культуры человека. Эстетическое воспитание. | |||||
6. | Экологический практикум | |||||
7. | История развития естествознания в регионе | |||||
8. | Итоговое занятие | |||||
Всего часов |
Й год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||
Аудиторные | Неаудиторные | Всего | ||||
теория | прак тика | ДО | самостоят. | |||
1. | Вводное занятие | |||||
2. | Охрана живой природы | |||||
3. | Экологическая обстановка в Саратовской области | |||||
4. | Экологический мониторинг | |||||
5. | Охрана окружающей среды и здоровье человека | |||||
6. | Проектная деятельность | |||||
7. | Итоговое занятие | |||||
Всего часов |