Тема. Социализация и развитие личности




1. Личность в социальной психологии. Социализация как усвоение личностью социального опыта.

2. Роль общения и деятельности в процессе социализации. Социальная установка и реальное поведение. Институты социализации.

3. Развитие личности. Теория "персонализации" А.В. Петровского. Личность как совокупность "личностных вкладов" в других людей.

4. Самоактуализация личности и личностный рост (А. Маслоу, К. Роджерс). Стремление к смыслу как базовая потребность человека. (В. Франкл).

5. Содержание процесса социализации личности. Стадии процесса социализации личности. Социальная идентичность личности.

 

а) основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2009. 362 с.

2. Галустова О.В. Социальная психология. Конспект лекций. М.: А-Приор, 2012. 128 с.

3. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672с.

4. Социальная психология. Практикум / Под. ред. Т.В. Фоломеева. М.: Аспект Пресс, 2009. 480 с.

 

1. б) дополнительная литература:

2. Сухова А. Н. Социальная психология. М.: Юнити-Дана, 2011. 616 с.

3. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Инфра-М, Альфа-М, 2009. 336 с.

4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Социальная психология. М.: Феникс, 2009. 480с.

5. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Ларькова Е.П. Социальная психология. М.: Феникс, 2009. 352 с.

 

Основные понятия: социализация, воспитание, персонализация, самооценка, самосознание, самоактуализация, индивидуализация, адаптация, культура.

 

Тестовый материал:

Семестр 3. Модуль 1. Тема 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Тема 2. Психология общения. Общение как обмен информацией. Общение как взаимодействие. Тема 3. Межличностное восприятие в структуре общения.

1. Приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия:

1) социальная апперцепция

2) объективность

3) социальная перцепция

4) социальная атрибуция

2. Перцептивная сторона общения состоит:

1) в обмене информацией между партнерами по общению;

2) в организации взаимодействия между общающимися индивидами;

3) в познании понимании людьми друг друга;

4) в планировании общей деятельности.

3. Процесс, возникающий при межчеловеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого:

1) социальная перцепция

2) социальная атрибуция

3) межличностная аттракция

4) социальная апперцепция

4. Процесс предпочтения одних людей другими, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии:

1) межличностная аттракция

2) социальная апперцепция

3) социальная атрибуция

4) социальная перцепция

5. Схемы формирования первого впечатления о человеке включают следующие факторы:

1) привлекательности;

2) превосходства;

3) положительного отношения к партнеру;

4) образования;

1) 1,2,4;

2) 1,2,3;

3) 2,3,4;

4) 4,1,3.

6.Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:

1) Г.Фестингер;

2) У.Макдауголл;

3) З.Фрейд;

4) Э.Росс;

7.Идея разделить психологию на социальную и собственно психологию в 20-е годы 20 века, принадлежит:

1) В.М. Бехтереву;

2) Г.И. Челпанову;

3) Л.С. Выготскому;

4) П.Ф. Нечаеву.

8. Вид психологического воздействия, направленного на человека, подавляющий способность к сопротивлению:

1) влияние

2) манипуляция

3) внушение

4) принуждение

9. Интерактивная сторона общения состоит в:

1) в восприятии и познании партнера по общению;

2) в обмене информацей между партнерами по общению;

3) в установлении контакта между людьми;

4) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

10. Агрессивные действия индивида, направленные на самого себя, - это:

1) фрустрация;

2) интроспекция;

3) сужение сознания;

4) аутоагрессия.

11. К механизмам социальной перцепции относятся:

1) десакрализация;

2) аттракция;

3) идентификация;

4) сублимация.

12. Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные…:

а) потребностями совместного существования;

б) включенностью в социальные общности;

в) государственным социальным заказом;

г) коллективной идеологией.

13. Средством невербального общения не может выступать:

а) взгляд;

б) мимика;

в) речь;

г) поза.

14. Устойчивый образ какого-либо явления или человека, является:

а) стереотип;

б) эмпатия;

в) идентификация;

г) каузальная атрибуция.

15. Интерактивная сторона общения это:

а) обмен информацией между общающимися людьми;

б) обмен действиями;

в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

г) регуляция отношений между людьми.

16. Конформизму особенно сильно подвержены:

а) внушаемые люди;

б) сравнительно умные люди;

в) стрессоустойчивые люди;

г) ни один ответ не верен.

17. Различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реального общения, называется речью:

а) внутренней;

б) диалогической;

в) автономной;

г) дактильной.

18. Факторами эффективной коммуникации являются:

а) знание своих целей и мотивов;

б) знание целей и мотивов партнера по общению;

в) совпадение предметной области общения;

г) все ответы верны.

19. Неосознаваемая готовность воспринимать и оценивать людей:

а) мотив;

б) эмпатия;

в) установка;

г) рефлексия.

20. Перцептивная сторона общения означает:

а) процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению;

б) обмен информацией между общающимися индивидами;

в) организацию взаимодействия между общающимися;

г) самоорганизацию и создание новых связей и отношений между людьми;

21. Для того чтобы сообщение звучало убедительно, оно должно:

а) не слишком отличаться от опыта и мнения слушателя;

б) часто видоизменяться;

в) вызывать страх;

г) ни один ответ не верен.

22. Коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих;

г) все ответы верны.

23. В структуре общения чаще всего выделяют:

а) 5 сторон;

6) 7 сторон;

в) 3 стороны;

г) 2 стороны.

24. Человек в процессе общения склонен:

а) может изменять свои взгляды;

б) может проявлять симпатии;

в) может объективно расшифровывать сообщения;

г) все ответы верны.

25. Способность понимания психических состояний других людей и сопереживание им называется:

а) каузальной атрибуцией;

б) стереотипом;

в) эмпатией;

г) идентификацией.

26. "Эффект ореола" означает:

а) влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности;

б) щедрую, излишнюю благожелательность при восприятии другого человека;

в) перенесение качеств группы на личность;

г) повышенную внушаемость.

27. Функциями общения являются:

а) передача информации;

б) регуляция совместной деятельности;

в) удовлетворение личностных потребностей;

г) все ответы верны;

28. Отождествление себя с партнером по общению - это

а) идентификация;

б) рефлексия;

в) эмпатия;

г) стереотипизация.

 

Семестр 3, модуль 2. Тема 4. Группа как социально-психологический феномен. Тема 5. Особенности межличностных отношений в группах и коллективах. Тема 6 Социально-психологические характеристики межличностных конфликтов Тема7. Социализация и развитие личности.

 

1. Ключом к пониманию состояния общества и формирования различных типов стихийных групп (толпа, масса), является:

а) стиль руководства и лидерства в группе;

б) уровень интеллектуального развития членов группы;

в) общественное мнение в группе;

г) количество членов группы.

2. Социометрию разработал:

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) Э. Берн;

г) Дж. Морено.

3. Социальные роли связаны:

а) с социальным положением;

б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы;

в) с фактическим поведением человека;

г) все ответы верны.

4. Руководитель становится неформальным лидером

а) если соответствующим образом прописаны его должностные обязанности;

б) если его выбирают в группе по различным социометрическим категориям;

в) если он обладает потребностью в лидерской позиции;

г) имеет высокую самооценку.

5. Конформизму особенно сильно подвержены:

а) внушаемые люди;

б) сравнительно умные люди;

в) стрессоустойчивые люди;

г) ни один ответ не верен.

6. Взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели, называется:

а) конкуренция;

б) сотрудничество;

в) кооперация;

г) компромисс.

7. Основными типами конфликта является:

а) внутриличностный;

б) межличностный;

в) межгрупповой;

г) все ответы верны.

8. Социограмма – это:

а) весь объем знакомства человека;

б) графическое изображение эмоциональной структуры группы;

в) статус человека в группе;

г) нет верного ответа,

9. Способом разрешения конфликта в педагогической среде считается:

а) проявление эмпатии;

б) двусторонний анализ;

в) ультиматум;

г) все ответы верны.

10. По Эриксону в ходе социализации человек проходит:

а) через 5 кризисов;

б) через 3 кризиса;

в) через 8 кризисов;

г) через 10 кризисов.

11. Теорию самоактуализации в психологии разработал:

а) К. Роджерс;

б) А. Маслоу;

в) В. Петровский;

г) ни один ответ не верен.

12. Группы внутри, которых отношения между ее членами, не опосредованы совместной деятельностью и ценностно-ориентационным единством, называют:

а) диффузными;

б) неформальными;

в) референтными;

г) малыми.

13. Процесс, в результате которого индивид получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей по мнению В.А. Петровского есть:

а) самоопределение;

б) персонализация;

в) самоактуализация;

г) адаптация.

14. Наиболее стихийным групповым образованием принято считать:

а) толпу;

б) коллектив;

в) публику;

г) собрание.

15. Группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной социально-ценностной деятельности высокого уровня развития, называется:

а) объединение;

б) коллектив;

в) ассоциация;

г) корпорация.

16. Общение, при котором один из партнеров выступает активным его членом, подчиняя себе другого, пассивного, используя свою власть и директиву, называется:

а) авторитарным;

б) манипулятивным;

в) диалогическим;

г) конструктивным.

17. Человека, без сомнения изменяющего свое поведение в соответствии с групповым воздействием, т.е. соглашающегося с мнением группы, называют:

а) конформистом;

б) нонконформистом;

в) коллективистом;

г) аутсайдером.

18. Стратегия поведения в процессе взаимодействия с людьми, при которой человек стремится к максимальному выигрышу без учета целей партнеров по общению, называется:

а) избегание;

6) компромисс;

в) соперничество;

г) сотрудничество.

19. Непосредственное общение характерно для людей находящихся в:

а) большая группа;

б) макросреде;

в) малой группе;

г) все ответы верны.

20. Выделите наиболее конструктивный способ разрешения конфликтов:

а) конкуренция;

б) сотрудничество;

в) компромисс;

г) избегание.

21. Референтная группа - это:

а) случайно собравшиеся люди, объединенные какими-то обстоятельствами;

б) группа единомышленников;

в) формальная группа;

г) группа значимых для личности людей.

22. Общности людей, в которых протекает процесс адаптации, развития личности и отказ их от наивных детских представлений, называются:

а) образовательными учреждениями;

б) институтами социализации;

в) ведомствами социальной поддержки и развития;

г) нет правильного ответа.

23. Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющий его:

а) мотивы и ценности;

б) права и обязанности;

в) стереотипы и привычки;

г) цели и установки.

24. Характер разногласия между людьми не определяется … условиями, протекающими в конфликте:

а) пространственно-временными;

б) социально-психологическими;

в) социальными;

г) социально- экономическими.

25. Ценностно-ориентационное единство – это показатель:

а) сплоченности группы;

б) направленности группы;

в) обособленности;

г) все ответы верны.

26. Группа, цели деятельности и обязанности которой определяются самой группой, называется:

а) неформальной;

б) официальной;

в) группой развития;

г) референтной.

27. Психология межличностных отношений изучает разнообразные психологические взаимосвязи типа:

а) симпатии;

б) совместимости;

в) срабатываемости;

г) все ответы верны

28. Демократический стиль лидерства ориентирован на:

а) детальный контроль;

б) равноправные межличностные отношения;

в) спонтанную активность;

г) решение алгоритмизированных задач.

29. Тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного человека обществу:

а) консерватизм;

б) идеализм;

в) индивидуализм;

г) эгоизм.

30. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является:

1) повышение интеллектуальных возможностей;

2) утрата личной ответственности;

3) повышение личной ответственности;

4) повышение самоконтроля.

31.Изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы:

1) адаптация

2) барьер

3) конформизм

4) интеграция

32.Стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем – это:

1) конформизм

2) нонконформизм

3) соглашение

4) непринятие

33. К способам воздействия большой социальной группы на человека относятся (указать три правильных ответа):

1) заражение,

2) альтруизм,

3) внушение,

4) подражание.

34.Совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы – это:

1) групповые нормы

2) групповые ценности

3) групповые требования

4) характеристика группы

35. Сущность метода социометрии сводится к выявлению:

1) социальных качеств членов группы;

2) ценностных ориентацией членов группы;

3) системы симпатий – антипатий;

4) системы внешних связей группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: