6 Принципы логопедии
Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Для правильной оценки генезиса того или иного отклонения, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать причины происхождения изменений развития, характер этих изменений, их последовательное появление и образование, а также причинно-следственные зависимости между ними.
Для осуществления генетического причинно-следственного анализа необходимо представлять и учитывать комплекс условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития.
Принцип системного подхода. В сложном строении речевой деятельности различают проявления, составляющие звуковую, т. е. произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. При нарушениях речи могут пострадать все или некоторые из этих компонентов. Одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушениях звукопро- изношения и внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие отклонения затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в неточностях различения звуков, дефиците фонематических представлений, недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой в школьном возрасте нарушения чтения и письма. Значительную группу составляют сложные по структуре нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматиче- скую системы и выражаются в общем недоразвитии речи.
Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи и грамотно определять направления логопедического воздействия. Раннее распознавание возможных отклонений как в устной, так и в дальнейшем в письменной речи позволяет предупреждать их с помощью педагогических приемов.
Изучение структуры нарушения речи предполагает, таким образом, анализ связей, существующих между различными компонентами языковой системы, понимание значимости этих связей.
Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Речевая деятельность ребенка формируется и функционирует в тесной связи с его психическим развитием, с различными ее процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Эти связи проявляются не только в нормальном, но и в аномальном развитии.
Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта и в его устранении. Наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
Специальное обучение в логопедии тесно связано с коррекцион- но-воспитательным воздействием, направление и содержание которого определяются зависимостью речевых нарушений от особенностей других сторон психической деятельности ребенка.
Логопедия имеет тесные междисциплинарные связи с другими науками, прежде всего с психологией, педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой, языкознанием, физиологией речи, различными областями медицины (в том числе нейронаукой).
Комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений предполагает знание теоретических достижений каждой из вышеназванных отраслей науки, координированную разработку практических мероприятий.
Широко используются в логопедии данные психологии мышления, восприятия, памяти. Лингвистическую основу логопедии составляют фонологическая теория языка, учение о сложной структуре речевой деятельности, о процессе порождения речевого высказывания.
Необходимость хорошо представлять причины, механизмы и симптоматику речевой патологии, уметь дифференцировать первичное недоразвитие речи от сходных состояний при умственной отсталости, тугоухости, психических нарушениях и др. определяет связь логопедии с медициной (психиатрия, неврология, отоларингология и др.). Логопед должен ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций ребенка, особенностей поведения в коллективе.
Коррекция речевых дефектов у детей осуществляется методами обучения и воспитания. Большое значение имеет умелое использование дидактических принципов, разработанных в общей и дошкольной педагогике.
В логопедии разработаны различные формы воздействия: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация. В дошкольной логопедии преимущественно используются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, абилитация.
Огромное значение для осуществления полноценного логопедического воздействия имеет уровень педагогической квалификации воспитателя и логопеда. Работая со сложным контингентом детей, педагог должен обладать профессиональными компетенциями в области логопедии, коррекционной педагогики, специальной психологии, хорошо знать психологические особенности.детей, проявлять терпение и любовь к детям, постоянно чувствовать ответственность за успех их обучения, воспитания и полноценной интеграции в социум.
Принципы логопедии