ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Нижний Тагил
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль:
«Специальная педагогика и психология»
«Психология образования»
Срок изучения – 2 семестр
Лекции – 4 час.
Практические занятия – 4 час.
Форма отчетности – зачет (9 час. или 0,25 з. е.).
Наименование раздела, темы | Распределение часов | ||||||
Тру-доем-кость | Аудит. занятия | Виды занятий | Самост. работа | ||||
Лекции | Практ. занятия | ||||||
3 КУРС, 6 СЕМЕСТР | |||||||
Введение в реабилитационно-педагогическую традицию. Основы реабилитационной педагогики | |||||||
История и современное состояние образования в интернатных учреждениях в России и за рубежом. | |||||||
Педагог как источник формирования реабилитационной образовательной среды | |||||||
Типология и деятельность образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||||||
Явление «социального сиротства»: подходы и причины в контексте современной российской действительности | |||||||
Семейное неблагополучие: факторы, причины, психологическая характеристика | |||||||
Оказание помощи неблагополучным семьям. Формы работы с неблагополучной семьей | |||||||
Теория развития личности в норме и в условиях депривации | |||||||
Особенности социализации детей-сирот | |||||||
Особенности психического развития детей, оставшихся без попечения родителей (младенческий, ранний, дошкольный возраст). | |||||||
Психолого-педагогическое сопровождение образования младших школьников в школе-интернате. | |||||||
Психолого-педагогическое сопровождение социального и личностного развития подростков в школе-интернате. Профессиональное самоопределение подростков-сирот. | |||||||
Психологические проблемы при усыновлении и воспитании в замещающих семьях | |||||||
Ресоциализация детей-сирот в системе профессионального образования | |||||||
Зачет: | |||||||
Всего в часах: | |||||||
Всего в зачетных единицах: | |||||||
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕМА 4. ТИПОЛОГИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Практическое занятие
Тема: Типология и деятельность образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Задания к практическому занятию:
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе о деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Проанализировать опыт деятельности одного из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подготовить презентацию, посвященную его деятельности и выступить в группе.
3. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе о деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Проанализировать нормативно-правовую базу социальной защиты семьи и ребенка и подготовить презентации тех или иных законодательных проектов и выступить в группе.
ТЕМА 9. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Практическое занятие (2 час.)
Задания к практическому занятию
1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный проблемам социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Подготовить мини-презентации для десятиминутной демонстрации на практическом занятии. Темы мини-презентаций:
2.1. Нарушение психических функций детей-сирот.
2.2. Основные причины нарушения социализации.
2.3. Причины школьной дезадаптации и эмоциональной депривации.
2.4. Комплексная подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни.
2.5. Проблемы постинтернатной адаптации.
ТЕМА 12. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ-СИРОТ.
Практическое занятие
Задания к практическому занятию
1. Познакомиться с литературой по исследуемой проблеме.
2. Подготовить сообщения на тему:
2.1. Развитие самосознания, Я-концепции у подростков, лишенных родительского попечения.
2.2. Факторы постинтернатной дезадаптации выпускников. Формирование психологической готовности к самостоятельной жизни.
2.3. Особенности профориентационной работы с подростками-сиротами.
3. Подготовить авторскую программу «личностного роста» для подростков-сирот, указать ее цели, условия и принципы реализации.