Объем дисциплины и виды учебной работы.




Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы,180 часов.

Учебно-тематический план дисциплины

Очная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. Учебный семестр В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
    180/5                
  Тема 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов 2/72                 Доклад, дискуссия
  Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований   3/ 108                   Выступление, дискуссия на семинарах
  Промежуточный контроль – зачет: 0,5/18               0,5/18
  Итоговый контроль экзамен: 0,5/18               0,5/18
  Итого: 5/180   18/0,5 18/0,5       108/3 36/1

Заочная форма обучения

№ п/п Наименование раздела (темы) Всего ак. час./ зач. ед. Учебный семестр В том числе, ак. час./ зач. ед. Формы контроля
Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. зан. Малогруп. зан. Инд. зан.
    180/5                
  Тема 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов 2/72                 Доклад, дискуссия
  Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований   3/ 108                     Выступление, дискуссия на семинарах
  Промежуточный контроль – зачет: 0,5/18               0,5/18
  Итоговый контроль экзамен: 0,5/18               0,5/18
  Итого: 5/180   18/0,5 18/0,5       108/3 36/1

 

 

Содержание дисциплины

5.1 Наименование и содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов

Рассмотрение антропологических, социологических, семиотических и аксиологических трактовок культуры, возможностей комплексной трактовки. Следствия выбора того или иного понимания культуры для разработки конкретных исследовательских тем. Формулировки тем. Культура и цивилизация, прогресс: взаимосвязь, соотношение понятий и явлений. Необходимость учете тонкости их соотношений и связей в конкретной исследовательской работе. Специфика культуры как общего объекта исследований. В.Дильтей и неокантианцы о своеобразии «наук о духе» Определение предмета исследования на примерах конкретных диссертационных работ. Проблема материального и духовного в связи с исследованиями культуры. носители духовных ценностей, смыслов культуры. Своеобразие духовных ценностей, которое необходимо учитывать при их изучении.

Раздел 2. Общенаучные и специальные методологии культурологических исследований.

Подход и метод в культурологических исследованиях.

Применимость общенаучных методов при изучении культуры. Наблюдение, описание, анализ, обобщения, индукция, дедукция, сравнения, системный метод, социологические методы, выдвижение гипотез.

Специфические методы гуманитарного познания, применимые в культурологических исследованиях. Структурно-функциональный метод, феноменология, герменевтика, психоаналитические методологии, историко-генетический метод, сравнительно-исторический метод.

Возможности комплексных методологий. Методы и конкретные методики исследований.

Виды занятий (лекционных, семинарских) по каждому из разделов (тем)

Учебной дисциплины

№ п/п Наименование раздела учебной дисциплины Вид занятия Тема занятия Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.)
    Тема 1. Организация образования в высшей школе   Проблемная лекция Рациональное и иррациональное в культурологии   3/ 0,08
Семинар Рациональное и иррациональное в культурологии 3/ 0,08
Лекция Выявление актуальности проблем и специфики постановок проблем в культурологических исследованиях 3/ 0,08
Семинар Выявление актуальности проблем и специфики постановок проблем в культурологических исследованиях 3/ 0,08
Лекция Определение исходных для культурологических исследований пониманий базовых понятий 3/ 0,08
Семинар Определение исходных для культурологических исследований пониманий базовых понятий дисциплин теории и истории культуры 3/ 0,08
  Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований Тема 4. Принципы построения курса теории и истории культуры.   Лекция Выявление степени разработанности проблем культурологических исследований 3/ 0,08
Семинар Выбор подходов к исследованию явлений культуры и методов их исследований 3/ 0,08
Лекция Особенности применения общенаучных подходов в культурологических исследованиях. 3/ 0,08
Семинар Особенности применения общенаучных подходов в культурологических исследованиях 3/ 0,08
Лекция Особенности методологии гуманитарного познания. 3/ 0,08
Семинар Возможности и ограниченность применения структурно-функциональных методологий при изучении явлений культуры. Применимость и ограниченность возможностей специальных методов при изучении культуры(феноменология, герменевтика, психоанализ, деконструкция) 3/ 0,08

 

Самостоятельная работа аспиранта Таблица №5

№ п/п Наименование раздела (темы) дисциплины для самостоятельного изучения Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) Вид контроля
  Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов.     Основная литература:   1. Асоян, Юлий Арамович. Практика исследования концептов: от категорий культуры к концептосфере и семантике понятий / Ю.А. Асоян // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 207-230 2. Большаков В.П.. Принципы развития современного понимания культуры / В.П. Большаков // Первый Российский культурологический конгресс = The First Russian Congress in Cultural Research: прогр., тезисы докл. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2006. - С. 88-89. 3. Культурология: учебник / СПбГУКИ, Каф. теории и истории культуры; ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - Москва: Проспект, 2013. - 527 с. 4. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - Москва: О.Г.И., 2005. - 183 с.   Дополнительная литература: 5. Иванов С.А. Методы изучения культуры. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с. 6. Иконникова, Светлана Николаевна. История культурологических теорий: учеб. пособие: [рек...] / С.Н. Иконникова; Учеб.-метод. об-ние вузов по образованию в обл. ист.-архивоведения. - 2-е изд. доп. и перераб. - Москва: Питер, 2005. - 473 с. 7. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Истина и метод: пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.; 8. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с. 9. Ковалева С.В. Анализ текстов культуры: теория и практика / Ковалева Светлана Викторовна // Вопросы культурологии. - 2009. - № 7. - С. 62-66. 10. Мухамеджанова, Н. М. Социокультурная синергетика как альтернативная теория развития культуры / Н.М. Мухамеджанова // ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. - 2005. - № 2. - С. 10-14 11. Скотникова Г.В. Тип культуры: поиск адекватной культурологической парадигмы / Г.В. Скотникова // Труды. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. - Т. 169: Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. - С. 303-306. 12. Тарасова, О. Университет в универсуме письменной культуры / О. Тарасова // АЛЬМА МАТЕР (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ). - 2005. - № 5. - С. 23-26. Выступления на первых семинарах, знание соответствующих вопросов, проявленное на зачете
  Общенаучные и специальные методологии культурологических исследований   Основная литература: 1. Асоян, Юлий Арамович. Практика исследования концептов: от категорий культуры к концептосфере и семантике понятий / Ю.А. Асоян // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 207-230 2. Большаков В.П.. Принципы развития современного понимания культуры / В.П. Большаков // Первый Российский культурологический конгресс = The First Russian Congress in Cultural Research: прогр., тезисы докл. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2006. - С. 88-89. 3. Культурология: учебник / СПбГУКИ, Каф. теории и истории культуры; ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - Москва: Проспект, 2013. - 527 с. 4. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - Москва: О.Г.И., 2005. - 183 с. 5. Розин, Вадим Маркович (философ). Теория культуры / В.М. Розин. - Москва: Nota Bene, 2005. - 415 с.   Дополнительная литература:   1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. – 271 с. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Здательство. М.: Искусство, 1986. – 445 с. 3. Иванов С.А. Методы изучения культуры. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с. 4. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. — 252 с. 5. Культурология ХХ век Антология / сост. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1995 — 703 с 6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с. 7. Пелипенко, А. А. Смыслогенетическая теория культуры: общий обзор / А.А. Пелипенко // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 143-206 8. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. / [пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича]. – М.: Ренессанс, 1992. 134 с. Выступление на семинаре, участие в дискуссии
  Подготовка к зачету часов Вся вышеуказанная зачет

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: