Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы,180 часов.
Учебно-тематический план дисциплины
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего ак. час./ зач. ед. | Учебный семестр | В том числе, ак. час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. зан. | Инд. зан. | ||||||
180/5 | ||||||||||
Тема 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов | 2/72 | Доклад, дискуссия | ||||||||
Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований | 3/ 108 | Выступление, дискуссия на семинарах | ||||||||
Промежуточный контроль – зачет: | 0,5/18 | 0,5/18 | ||||||||
Итоговый контроль экзамен: | 0,5/18 | 0,5/18 | ||||||||
Итого: | 5/180 | 18/0,5 | 18/0,5 | 108/3 | 36/1 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Всего ак. час./ зач. ед. | Учебный семестр | В том числе, ак. час./ зач. ед. | Формы контроля | |||||
Аудиторные занятия | Самост. работа | |||||||||
Лекции | Семинары | Практ. зан. | Малогруп. зан. | Инд. зан. | ||||||
180/5 | ||||||||||
Тема 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов | 2/72 | Доклад, дискуссия | ||||||||
Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований | 3/ 108 | Выступление, дискуссия на семинарах | ||||||||
Промежуточный контроль – зачет: | 0,5/18 | 0,5/18 | ||||||||
Итоговый контроль экзамен: | 0,5/18 | 0,5/18 | ||||||||
Итого: | 5/180 | 18/0,5 | 18/0,5 | 108/3 | 36/1 |
Содержание дисциплины
5.1 Наименование и содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов
Рассмотрение антропологических, социологических, семиотических и аксиологических трактовок культуры, возможностей комплексной трактовки. Следствия выбора того или иного понимания культуры для разработки конкретных исследовательских тем. Формулировки тем. Культура и цивилизация, прогресс: взаимосвязь, соотношение понятий и явлений. Необходимость учете тонкости их соотношений и связей в конкретной исследовательской работе. Специфика культуры как общего объекта исследований. В.Дильтей и неокантианцы о своеобразии «наук о духе» Определение предмета исследования на примерах конкретных диссертационных работ. Проблема материального и духовного в связи с исследованиями культуры. носители духовных ценностей, смыслов культуры. Своеобразие духовных ценностей, которое необходимо учитывать при их изучении.
Раздел 2. Общенаучные и специальные методологии культурологических исследований.
Подход и метод в культурологических исследованиях.
Применимость общенаучных методов при изучении культуры. Наблюдение, описание, анализ, обобщения, индукция, дедукция, сравнения, системный метод, социологические методы, выдвижение гипотез.
Специфические методы гуманитарного познания, применимые в культурологических исследованиях. Структурно-функциональный метод, феноменология, герменевтика, психоаналитические методологии, историко-генетический метод, сравнительно-исторический метод.
Возможности комплексных методологий. Методы и конкретные методики исследований.
Виды занятий (лекционных, семинарских) по каждому из разделов (тем)
Учебной дисциплины
№ п/п | Наименование раздела учебной дисциплины | Вид занятия | Тема занятия | Трудоемкость (ак. час./ зач. ед.) |
Тема 1. Организация образования в высшей школе | Проблемная лекция | Рациональное и иррациональное в культурологии | 3/ 0,08 | |
Семинар | Рациональное и иррациональное в культурологии | 3/ 0,08 | ||
Лекция | Выявление актуальности проблем и специфики постановок проблем в культурологических исследованиях | 3/ 0,08 | ||
Семинар | Выявление актуальности проблем и специфики постановок проблем в культурологических исследованиях | 3/ 0,08 | ||
Лекция | Определение исходных для культурологических исследований пониманий базовых понятий | 3/ 0,08 | ||
Семинар | Определение исходных для культурологических исследований пониманий базовых понятий дисциплин теории и истории культуры | 3/ 0,08 | ||
Тема 2. Общенаучные и специальные методы культурологических исследований Тема 4. Принципы построения курса теории и истории культуры. | Лекция | Выявление степени разработанности проблем культурологических исследований | 3/ 0,08 | |
Семинар | Выбор подходов к исследованию явлений культуры и методов их исследований | 3/ 0,08 | ||
Лекция | Особенности применения общенаучных подходов в культурологических исследованиях. | 3/ 0,08 | ||
Семинар | Особенности применения общенаучных подходов в культурологических исследованиях | 3/ 0,08 | ||
Лекция | Особенности методологии гуманитарного познания. | 3/ 0,08 | ||
Семинар | Возможности и ограниченность применения структурно-функциональных методологий при изучении явлений культуры. Применимость и ограниченность возможностей специальных методов при изучении культуры(феноменология, герменевтика, психоанализ, деконструкция) | 3/ 0,08 |
Самостоятельная работа аспиранта Таблица №5
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины для самостоятельного изучения | Трудоемкость, час. | Список рекомендуемой литературы (основная, дополнительная) | Вид контроля |
Особенности методологии культурологических исследований, определяемые спецификой их объектов и предметов. | Основная литература: 1. Асоян, Юлий Арамович. Практика исследования концептов: от категорий культуры к концептосфере и семантике понятий / Ю.А. Асоян // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 207-230 2. Большаков В.П.. Принципы развития современного понимания культуры / В.П. Большаков // Первый Российский культурологический конгресс = The First Russian Congress in Cultural Research: прогр., тезисы докл. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2006. - С. 88-89. 3. Культурология: учебник / СПбГУКИ, Каф. теории и истории культуры; ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - Москва: Проспект, 2013. - 527 с. 4. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - Москва: О.Г.И., 2005. - 183 с. Дополнительная литература: 5. Иванов С.А. Методы изучения культуры. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с. 6. Иконникова, Светлана Николаевна. История культурологических теорий: учеб. пособие: [рек...] / С.Н. Иконникова; Учеб.-метод. об-ние вузов по образованию в обл. ист.-архивоведения. - 2-е изд. доп. и перераб. - Москва: Питер, 2005. - 473 с. 7. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Истина и метод: пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.; 8. Делез Ж. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с. 9. Ковалева С.В. Анализ текстов культуры: теория и практика / Ковалева Светлана Викторовна // Вопросы культурологии. - 2009. - № 7. - С. 62-66. 10. Мухамеджанова, Н. М. Социокультурная синергетика как альтернативная теория развития культуры / Н.М. Мухамеджанова // ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. - 2005. - № 2. - С. 10-14 11. Скотникова Г.В. Тип культуры: поиск адекватной культурологической парадигмы / Г.В. Скотникова // Труды. - Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2006. - Т. 169: Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. - С. 303-306. 12. Тарасова, О. Университет в универсуме письменной культуры / О. Тарасова // АЛЬМА МАТЕР (ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ). - 2005. - № 5. - С. 23-26. | Выступления на первых семинарах, знание соответствующих вопросов, проявленное на зачете | ||
Общенаучные и специальные методологии культурологических исследований | Основная литература: 1. Асоян, Юлий Арамович. Практика исследования концептов: от категорий культуры к концептосфере и семантике понятий / Ю.А. Асоян // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 207-230 2. Большаков В.П.. Принципы развития современного понимания культуры / В.П. Большаков // Первый Российский культурологический конгресс = The First Russian Congress in Cultural Research: прогр., тезисы докл. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2006. - С. 88-89. 3. Культурология: учебник / СПбГУКИ, Каф. теории и истории культуры; ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - Москва: Проспект, 2013. - 527 с. 4. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский; Рос. гос. гуманит. ун-т, Ин-т высш. гуманит. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора. - Москва: О.Г.И., 2005. - 183 с. 5. Розин, Вадим Маркович (философ). Теория культуры / В.М. Розин. - Москва: Nota Bene, 2005. - 415 с. Дополнительная литература: 1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. – 271 с. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Здательство. М.: Искусство, 1986. – 445 с. 3. Иванов С.А. Методы изучения культуры. Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 76 с. 4. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. — 252 с. 5. Культурология ХХ век Антология / сост. С.Я. Левит. М.: Юрист, 1995 — 703 с 6. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с. 7. Пелипенко, А. А. Смыслогенетическая теория культуры: общий обзор / А.А. Пелипенко // Актуальные проблемы гуманитарных наук 2007. Философия, культурология, история, общественные связи. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУП, 2007. - С. 143-206 8. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура. / [пер.с нем., сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича]. – М.: Ренессанс, 1992. 134 с. | Выступление на семинаре, участие в дискуссии | ||
Подготовка к зачету | часов | Вся вышеуказанная | зачет |