Показатели ожидаемой готовности первоклассников
Математика
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: счет
Дети могут | Примеры |
٧ устанавливать и моделировать числовое соответствие в пределах 5-10, подбирая заданное устно учителем количество предметов | Накройте на стол для четырех друзей |
٧ подсчитывать количество объектов с помощью натуральных чисел в пределах 10, ведя подсчет единицами и называя цифры от 1 до 10 | например, объединяясь вместе так, как того требуют считалочки/ песенки, предполагающие прямой и обратный счет в пределах 10; |
٧ описывать положение объекта в последовательности с помощью порядковых числительных в пределах 5 | например, называя «чемпионов», тех, кто первый вошел в класс и т.п. |
٧ оценивать "на глаз" и сравнивать группы предметов | например, отвечая на вопрос учителя: " Где предметов больше? " |
٧ вести счет как в прямом, так и в обратном порядке от 1 до 5 и даже от 1 до 10 | например, отвечая на прямую просьбу учителя |
АРИФМЕТИКА. Числа и вычисления: Числа
Дети могут | Примеры |
٧ узнавать некоторые числа (от 1 до 10) в непосредственном окружении | например, на часах или на клавиатуре компьютера |
٧ записывать (часто, каракулями) некоторые числа, которые получаются при счете предметов | например, отвечая на прямую просьбу учителя |
٧ моделировать числовые отношения в пределах 10 при выполнении действий с предметами и/или карточками с цифрами | - Покажи карточку с цифрой, на один больше, чем 3 - Отними от этих кубиков два |
АРИФМЕТИКА. Величины
Дети могут | Примеры | |
٧ выявлять, описывать и сравнивать реальные объекты по признакам, их характеризующим, в форме высказываний или действий с предметами | ٧ размеры ٧ массы и вместимость ٧ температура | ٧ “Мой карандаш длиннее”, ”Ее мешок тяжелее”, используя слова: длиннее, короче, больше, меньше, такой же, тяжелее; легче, пустой, полный, теплее, холоднее; ٧ Отдели пустые коробочки от полных, ٧ Расположи их по порядку и покажи, какой у тебя порядок! |
٧ устанавливать временные отношения: сначала, потом, до, после, раньше, позже, во время (сна, обеда, занятий) в устной форме или в форме рисунка | ٧ Изобрази то, что было вчера, и что может случиться завтра; ٧ Объясни, что было сначала, а что потом | |
ГЕОМЕТРИЯ. Геометрические фигуры: Тела и формы
Дети могут | Примеры |
٧ на основе сопоставления с реальными объектами сравнивать различные геометрические формы | Покатятся ли объекты/ формы или же загромоздят дорогу? На что это больше похоже – на шкаф или мячик? |
٧ не называя геометрические формы (кубы, параллелепипеды, многогранники, шары, цилиндры), группировать их по ряду признаков | например, по размерам и объему (большой/ маленький, высокий/ низенький, занимает много/ мало места и т.п.) и форме (круглый – с углами, “ острый ”) |
ГЕОМЕТРИЯ. Пространственные отношения
Дети могут | Примеры |
٧ устанавливать и моделировать пространственные отношения: выше, ниже, сбоку, справа, слева, рядом с, перед, за/сзади, между и т.п. в устной форме при описании положения какого-либо объекта относительно заданного или в виде практических действий | Встань рядом с Петей Встань сбоку от Коли. Маша, встань пред Олей и слева от Ани. |
٧ описывать направления движения: вверх/вниз, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо, справа-налево и выполнять указания учителя и/или простой схемы | Дойди до домика лисички: сначала найди грибочек, затем иди на солнышко. Проводи кошку (см. рисунок 1) |
Рисунок 1. Направления движения
1) Задание «Проводи кошку к шалашу »: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек.
2) Задание «Проводи кошку в гости к королю »: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни налево и пройди еще 1 клеточку.
Работа с данными. Статистика
Дети могут | Примеры |
٧ группировать и сортировать реальные предметы и пояснять, как они разложили предметы на группы и по какому признаку | Дети раскладывают смесь предметов по кучкам: монетки, камушки, крышки от бутылок с водой, орехи и т.п. |
٧ читать простую пиктограмму и сравнивать представленные на ней данные (в пределах 5) | У кого больше всех грибов? У кого меньше всех? У кого поровну? У кого больше – у Пети или Маши? Насколько больше? (см. рис. 2) |
Работа с данными. Вероятность
Дети могут | Примеры |
٧ участвовать в обсуждении проблем того, что может случиться, не может случиться никогда, случится обязательно | Пройдет ли слон через нашу дверь? А мышка? Будет ли сегодня дождь? Снег? |
Рисунок 2. Чтение простых пиктограмм
МАМА | ПЕТЯ | МАША | ПАПА |
РУССКИЙ ЯЗЫК. ЧТЕНИЕ
Язык. Речь
Дети могут | Примеры |
٧ описать свои потребности, чувства и мысли | |
٧ испытывать и демонстрировать любопытство и интерес § к печатному тексту, знакам, словам, символам § к книгам, рассказам, схемам, стихам, песням § к продуктам визуального ряда | Экспериментируют и играют с написанием и “чтением” букв, слов, символов Ежедневно рисуют и делают“записи“ в своих альбомах Выбирают тексты для совместного чтения вслух или самостоятельного “перечитывания” Рассматривают и создают иллюстрации, цитируют любимых героев детских телепередач |
Звуки и Буквы
Дети могут | Примеры |
٧ выделять звуки речи среди других звуков (музыкальных, природных, шумов и т.д.) | например, во время прогулки по ближайшим окрестностям, или при прослушивании аудиозаписей |
٧ отличать звуки в начале и окончании слов, узнавать первые и последние звуки в знакомых словах | например, в собственных именах или сортируя карточки с рисунками или фотографиями знакомых детей |
٧ стараться говорить ясно, чтобы быть понятым, экспериментировать с произношением слов | например, меняя ударение |
٧ различать символы, числа, буквы и слова | Сортировка карточек: Отложи карточки -с картинками; - с буквами; - со словами; -со значками; - с цифрами; (см. рис. 3) |
٧ писать буквы и наделять их значением | например, в игре с песком, осязаемыми буквами и т.п. |
٧ “читать” знакомые печатные знаки (например, дорожные знаки, этикетки, вывески и т.п.) | Что означает этот знак? (см. рис. 3) |
٧ "подписаться" рядом с соответствующей буквой своего имени, демонстрировать частичное знание букв алфавита | Где твоя буква? Подбери картинки к знакомым буквам |
٧ демонстрировать понимание направления письма (слева-направо) и делать попытки образовывать буквы четко и согласно принятым правилам их написания |
Словосочетания и предложения:
Дети могут | Примеры |
٧ узнавать написанные слова из базового списка общеупотребительных слов, узнавать собственные имена и другие знакомые имена | например, я, и, большой, собака, любит они могут “читать” наиболее простые и часто встречающиеся надписи и слова (например, стоп), подписи, сопровождающие иллюстрации в книге и т.п. |
٧ экспериментировать с маркировкой слов | группировать имена и объяснять, как они их сгруппировали |
٧ продемонстрировать достаточный словарный запас и опыт речевой деятельности для того, чтобы адекватно откликнуться на приветствия, просьбы, вопросы, простые инструкции и объяснения | · “ Здравствуйте, дети! Садитесь. “ “ Передай, мне, пожалуйста, книгу “, · ” Ты умеешь читать? “, “ Возьмите карандаши “, · “ Сейчас мы будем читать вот эту книжку. Откройте ее. Видите, как много здесь картинок, а слов почти совсем нет. Как вы думаете, если рядом с картинкой что-то написано, что это может быть? Правильно, это название предмета, который изображен на картинке. Давайте вместе прочитаем первое слово. ” |
Слова и словобразование
Дети могут | Примеры |
٧ использовать в устной речи простые, распространенные и нераспространенные, предложения с правильным порядком слов, строить предложения, в целом соблюдая грамматические нормы |
Высказывания и тексты (устная речь)
Дети могут | Примеры |
٧ говорить о своих собственных рассказах, сочинениях, картинах и моделях | например, пересказать личный жизненный опыт (случай из жизни, опыт проживания трудного дня или такого дня, когда они были огорчены) и т.п. |
٧ слушать внимательно, чтобы продолжить пересказ и описать случившиеся события | Кто продолжит рассказывать нам историю (по иллюстрированной книге) |
٧ поддерживать беседу | |
٧ при помощи опоры, пересказать избранный рассказ или стих | |
٧ задавать вопросы, и давать верные ответы | |
٧ следовать простым инструкциям |
Окружающий мир