На тему: «Технология обучения»
Выполнил: |
Рязанов И.А. |
Специальность |
транспорт |
Курс III, группа 309/082 Проверил: Зайцев В.С. |
Челябинск 2016
Технология традиционного обучения
Традиционные технологии обучения представляют собой технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения, применяемые по традиции, часто неосмысленно, по образцу. В основе этих технологий - информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Основные признаки традиционных технологий обучения
1. Просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания; изложение нового материала (монолог учителя); диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень навыков общения у учащихся).
2. Доминирование обучения над учением (три основные функции учителя - информирующая, контролирующая и оценивающая).
3. Единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
4. Регламентированное исполнительство (ученик - объект воздействия учителя).
5. Ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
6. Превознесение внешних показателей (процент успеваемости; обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами; при этом не берутся во внимание внутренние показатели, связанные с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей).
7. Надзор вместо управления (инспектирование с целью проверки «качества» работы школы и отдельных учителей, соответствие их деятельности нормативным актам, отражающим в основном лишь необходимые внешние условия жизнедеятельности школы; процесс управления основывается на манипуляции человеком).
Цель такого обучения - создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.
Личностно ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
технология развивающего обучения.
В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения.
Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании.
Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.
В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А.Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты.
Так, например, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин опираются в разработке концепций развивающего обучения на познавательный интерес