Персонология как наука. Предмет и задачи. Феноменология личности.
Персонология – это интегральное направление психологии личности, развивающееся на основе междисциплинарных исследований, предметом которого является личность в ее разных гносеологических, онтологических и культурных положениях. Впервые термин «персонология» появился в работах Г. Мюррея. Автор стремился подчеркнуть необходимость целостного изучения личности, которая, во-первых, имеет не только социальную, но и биологическую природу, и, во-вторых, живет и развивается в определенной среде и определенном социо-культурном контексте. Вместе с тем, персонология Г. Мюррея в большей степени представляет собой теорию мотивации, нежели теорию личности.
С. Мадди вводит категорию «персонолог» и рассматривает персонологию не только как науку, но и как профессию, обладающую специфическими характеристиками. Персонолог, с точки зрения С. Мадди, оперирует тремя типами знания о личности: эмпирическим, рациональным и интуитивным.
Общая персонология, предложенная Петровским и Старовойтенко, — это методология междисциплинарного синтеза, сфокусированного на проблеме личности. Е. Б. Старовойтенко и В. А. Петровский раскрывают смысловое значение термина «персонология» как функциональной категории, вбирающей в себя ключевые идеи о личности и основные положения методологии общей персонологии: «Персона», «Логос». Приоритетной задачей персонологии является развитие интегральных парадигм, которые способны объединить множество частных моделей личности и рассеянных исследовательских данных.
Предмет психологии личности – исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.
Задачи психологии личности:
1. Изучить закономерн и механизмы развития личности в процессах социализации и индивидуализации, а также взаимодействие биологических, средовых и личностных факторов, направляющих ход развития личности.
2. Проанализировать закономерности, феномены и механизмы личностной динамики (обьяснение с позиции разных теорий функционирование личности).
3. Описать аспекты уникальности человека: межиндивидуальные различия, поведенческие тенденции и черты, характеризующие его и отличающие от других людей.
4. Рассмотреть внутриличностную согласованность: функционирование отдельных биологических, психичсеикх социальных и личностных процессов как согласованной системы.
5. Исследовать механизмы функционирования личности как субъекта жизнедеятельности: взаимодействие психических процессов в течении всей жизни человека с биологическими, социальными и личностными процессами для поддержания непрерывного ощещения личной идентичности.
Личность – особое внутреннее новообразование индивида, обнаруживающееся в способности к осмысленной саморегуляции, саможетерминации и самотрансценденции. Это переживание человеком собственной значимости при взаимодействии с другими людьми как результат личного выбора определенной позиции, представляющей собой осознание своих потребностей, мотивов, целей, ценностей, смыслов.
1. Самодетерминация – способность создавать дополнительное побуждение к действию через намеренное изменение его смысловой стороны.
2. Самотрансценденция – стремление человека к возможно более полному раскрытию транцендентного содерджания в себе самом, в своем образе я.
Феноменология личности:
* По количественным характеристикам (кол-во структурных элементов) – самое широкое понятие «человек», потом «субъект», «индивид», «личность» и самое узкое понятие «индивидуальность».
* По качественным характеристикам (по содержанию) – самое широкое понятие «личность», «человек», «субъект», «индивид», и самое узкое понятие «Индивидуальность».
Понятие «личность» в истории философии.
Период философии | Понятие «личность» – содержание личности | Идеал – функция личности |
Античность | Индивид – частичка космоса. | – |
Древняя Греция | Персона – маски актёров; роли. | Человек-гражданин. |
Раннее христианство | Отождествление понятий «ипостась» и «лицо». | Религиозный аскетизм. |
Средневековье | Теоцентричность личности. | Самосовершенствование. |
Романтизм | Полная принадлежность к земному миру: право на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. | Героизм. |
Возрождение | Антропоцентричность личности. | Личность способна достичь всего. |
Новое время | Учение Декарта о двух субстанциях, отвергающее психофизическое единство человека. Личность – сознание; совесть – рефлективное внутреннее чувство (Лейбниц); самосознание (Локк); дух (Беркли, Гегель). | Личность основана на идее морального закона и даже тождественна ему, она не средство, а «цель сама по себе» (И. Кант). |
Гуманизм | Свобода от религиозного содержания: право человека на счастье, развитие и проявление своих способностей. | Человек – существо, достойное полноценного существования. |
Русская мысль конца 19 начала 20 века | Христианская по своей сути: выделение личности из массы, её становление как единство познающего, оценивающего и действующего субъекта. | Духовное развитие отношений, а не выполнение социальных функций. |
Новоевропейская мысль | Личность – гражданин. | Индивидуализм. |