ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ
ЭКОНОМИКА»
Квалификация – бакалавр
Программа производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности обучающихся в образовательной организации по направлению подготовки «Экономика» разработана в соответствии и на основе действующего законодательства, требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата).
_____________________________________________________________________________________
© БИБЛИОТЕКА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1 Общие положения.......................................................................................................................... 4
2 Цели и задачи производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.................................................. 4
3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по получению профессиональных
умений и опыта профессиональной деятельности, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ....... 5
4 Базы практики.................................................................................................................................. 8
5 СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.................................................. 9
6 ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ....................................................................................................................................... 11
7 ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. 12
8 Методические требования к порядку прохождения и ФОРМам, содержанию ОТЧЕТА по итогам производственной ПРАКТИКИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. 13
9 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ФОС) ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО производственной практике по
получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности..................................................................................................................................... 17
10 Учебная литература и ресурсы сети Интернет, необходимые для проведения практики............................................................................................................................................... 26
11 Информационные технологии, используемые при проведении
практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем....................................................................................................................... 28
12 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИКИ............................................................................................................................................... 28
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» обучающиеся за время обучения должны пройти производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Вид практики: производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является частью основной профессиональной образовательной программы высшего образования подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Место практики в структуре образовательной программы: данная практика входит в раздел «Б.2. Практики» ФГОС, является обязательным этапом обучения бакалавра экономики, ей предшествуют дисциплины: «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Эконометрика», «Статистика», «Институциональная экономика», «Теория отраслевых рынков», «Экономика труда», «Экономика общественного сектора», «Корпоративные финансы», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Теория экономического анализа», «Организация, нормирование и оплата труда на предприятии» и др.
Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях либо в академических или астрономических часах: объем зачетных единиц по производственной практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности определяется учебным планом в соответствии с ФГОС ВО по направлению «Экономика». Общая трудоемкость производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по каждой форме обучения составляет три зачетных единиц
(108 часов).
Способы и формы проведения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности: стационарная или выездная. Основной формой прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является дискретная форма.
Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует практика: расчетно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая.
Цели и задачи производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Цель производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – детальное знакомство обучающихся с видами экономической работы на предприятии; практическое применение знаний, полученных при теоретическом изучении профессиональных и специальных дисциплин; приобретение практических навыков экономической работы в области планирования, анализа и управления производством.
Задачи производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:
· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в ходе изучения специальных дисциплин, раскрывающих особенности организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности;
· знакомство и изучение объекта производственной практики;
· приобретение опыта работы в трудовых коллективах при решении производственно-экономических вопросов;
· получение дополнительной информации об особенностях разрешения различных финансово-экономических вопросов компетентными должностными лицами тех организаций (учреждений), в которых обучающиеся проходят практику;
· изучение производственно–хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
· изучение и анализ организации экономического (финансового) отдела организации (учреждения);
· изучение конкретной производственной и другой деловой документации;
· изучение производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;
· формирование необходимого информационного обеспечения расчетов экономических и финансовых показателей деятельности предприятий;
· определение финансового состояния предприятия;
· ознакомление с планом технико-экономического развития предприятия и проработка мероприятий по реализации выявленных резервов, улучшения финансово-хозяйственной ситуации на предприятии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
- способности использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
- способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
- способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
(ОК-6);
- способности использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
- способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- способности выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3).
Расчетно-экономическая деятельность:
- способности собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способности на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2).
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
- способности на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
- способности анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
- способности использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Организационно-управленческая деятельность:
- способности использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
- способности критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
(ПК-11).
Учетная деятельность:
- способности формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);
- способности оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов – во внебюджетные фонды (ПК-16);
- способности отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);
Расчетно-финансовая деятельность:
- способности рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);
- способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);
- способности составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);
- способности участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23).
Банковская деятельность:
- способности оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);
- способности осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);
- способности вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28).
Страховая деятельность:
- способности осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);
- способности вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).
В результате прохождения производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности обучающийся должен
знать:
· организационную структуру предприятия, основные его подразделения и службы, их функции и взаимодействие;
· содержание нормативно-правовых актов и уставных документов, регламентирующих хозяйственно-экономическую деятельность предприятия;
· методы экономического планирования и прогнозирования конкретного предприятия и подразделения (места прохождения практики);
· виды производственной деятельности, основные финансово-экономические показатели деятельности предприятий;
· структуру управления организацией, функций и методов управления, документооборота в организации;
· должностные инструкции сотрудников экономической сферы организации;
уметь:
· выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· описывать экономические процессы и явления, строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
· правильно применять полученные теоретические знания при анализе конкретных экономических ситуаций и решении практических задач;
· анализировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
· организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;
· собрать и обобщить экономическую информацию; сравнить и сопоставить различные показатели результатов хозяйственной деятельности по исследуемым периодам;
· использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
· составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления;
· оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов;
· осуществлять операции с ценными бумагами;
· вести бухгалтерский учет в страховой организации;
владеть:
· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации в финансово-экономической сфере деятельности организации;
· инструментальными средствами для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей;
· методикой анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в России, так и за рубежом.
· методами экономического анализа;
· практическими навыками по организации бухгалтерского управленческого учета;
· навыками принятия управленческих решений на основе данных экономического анализа;
· методами решения экономических задач с помощью современных технических средств и информационных технологий.
Базы практики
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проводится в экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических службах организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, в органах государственной власти и бюджетных учреждениях, на производственных предприятиях, финансовых, в кредитных и страховых учреждениях по направлению подготовки под кураторством опытных экономистов, в организациях и учреждениях по профилю подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности осуществляется в три этапа:
1. Подготовительный этап (проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности от образовательной организации, ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой деятельности организации(ий), доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике).
2. Содержательный этап (выполнение обучающимися заданий, их участие в различных видах профессиональной деятельности согласно направлению подготовки).
3. Результативно-аналитический этап (оформление обучающимися отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, участие обучающихся в итоговой онлайн-конференции с приглашением работодателей и руководителей производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности от образовательной организации, оценивающих результативность производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности).
№ п/п | Раздел (этап) практики | Вид работы на практике |
Подготовительный этап: согласование программы практики | Проведение онлайн инструктивного совещания с приглашением работодателей и руководителей производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности от образовательной организации, ознакомление обучающихся с содержанием и спецификой деятельности организации, инструктаж по технике безопасности и правилах внутреннего трудового распорядка, доведение до обучающихся заданий на практику, видов отчетности по практике | |
Содержательный этап. Знакомство с организацией, профилем деятельности, условиями функционирования хозяйствующего субъекта | Изучение общих условий деятельности организации – базы практики: наименование, цель создания; отраслевая принадлежность; виды деятельности; положение предприятия на рынке; основные учредительные документы, внутренняя организационно-распорядительная документация; основные направления развития и масштабы деятельности предприятия; организационно-правовая форма и форма собственности; производственная и организационная структура управления; экономическая и социальная значимость организации | |
Изучение особенностей организации производственного процесса | Изучение организации производственного процесса выпуска продукции, оказания услуг, выполнения работ: основные показатели производственной деятельности организации; характеристика основных видов продукции (работ, услуг); конкурентоспособность продукции, услуг, работ; наличие лицензий, патентов, сертификатов на продукцию, услуги, работы; характеристика производственных кадров, системы оплаты и стимулирования труда | |
Изучение информационного обеспечения экономической работы организации | Выяснение внутренних и внешних источников поступления информации; дать характеристику основным показателям деятельности организации; ознакомление с формами экономической, финансовой и статистической отчетности. Ознакомиться с использованием информационных технологий для обработки планово-экономической информации, создать и вести базу данных по различным показателям функционирования организации, в которой проходит производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности | |
Изучение процессов планирования экономических показателей работы предприятия | Изучение планирования работы предприятия: действующая система планирования в организации (стратегическое, тактическое, бюджетное, оперативное); система внутрифирменного планирования | |
Анализ финансово-экономических показателей предприятия | Анализ основных финансовых показателей деятельности предприятия на основе бухгалтерской и финансовой отчетности: осуществить сбор годовой отчетности о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и других плановых и отчетных форм и документов организации за три предшествующих отчетных года; проанализировать рабочий план счетов организации | |
Участие в выполнении текущей экономической работы по поручению и под руководством руководителя практики от организации (предприятия) | Накопление опыта практической работы и его критическое осмысление. Практика в кредитных учреждениях (организациях) предполагает ознакомление с системой учета и анализа, информационного обеспечения деятельности, системой внутренней и внешней отчетности банков, характеристику ресурсной базы банка, его депозитной политики, изучение учета и анализа активных и пассивных операций, кредитного портфеля, изучение видов банковских рисков и способов их оценки, анализ и прогнозирование показателей деятельности банка: его доходности, финансовой устойчивости, ликвидности, изучение практики организации кредитных отношений банка с клиентами. Практика в налоговых органах предполагает ознакомление с законодательством о существующих и вновь вводимых налогах, сборах и платежах, определением их налогооблагаемых баз и соответствующих процентных ставок для разных субъектов налогообложения, изучение форм отчетности по налогам, ознакомление с системой показателей деятельности налоговых органов и их взаимосвязями, проведение факторного анализа налоговых поступлений и осуществление их прогноза с учетом развития экономики региона. Практика в органах государственного управления и местного самоуправления предполагает ознакомление с целями, задачами и основными направлениями деятельности организаций, перечнем структурных подразделений, входящих в его состав, численностью работающих в них, порядком подчиненности и взаимодействия отдельных звеньев управления, характером взаимосвязей с другими министерствами и ведомствами; изучение информационной системы; ознакомление с системой организации аналитической работы при планировании и прогнозировании развития разных отраслей, сфер деятельности и региона в целом; отработка методологии выполняемых работ. Практика в страховых компаниях (организациях) предполагает ознакомление с целями и задачами страховой деятельности, структурой и функциями подразделений организации, видами страхования; изучение планирования и прогнозирования страховой деятельности, методики планирования поступления страховых платежей, ставок страховых платежей по страхованию юридических лиц, имущества, личного страхования, методов их исчисления; рассмотрение вопросов страховой ответственности, договоров страхования, правил страхования и выплат, маркетинга рынка страховых услуг; изучение вопросов, связанных с финансами страховой организации; осуществление статистического анализа поступления страховых платежей, выплат и финансовых результатов финансовых операций, оценка финансовой устойчивости страховой компании; ознакомление с формами статистической отчетности | |
Освоение исследовательской и аналитической деятельности экономиста | Проведение экономических исследований по соответствующей программе в интересах дальнейшей работы над ВКР | |
Результативно-аналитический этап | Обработка и анализ собранного фактического материала: обобщение основных технико-экономических показателей работы предприятия; анализ организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии; расчет и анализ показателей финансовой устойчивости предприятия анализ и оценка процессов управления рисками на предприятии. Формирование предложений по повышению эффективности деятельности основных экономических служб учреждения (организации, предприятия). Оформление обучающимися отчета о практике, анализ проделанной работы и подведение её итогов, участие обучающихся в итоговой онлайн-конференции с приглашением работодателей и руководителей производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности от образовательной организации, оценивающих результативность производственной практики |