Номер точки | rс, мм | jс | da, мм |
86,4 | 41,5 | –1,56 | |
81,7 | 108,5 | –0,62 | |
40,9 | 213,3 | 0,31 | |
89,7 | 326,5 | –1,62 |
Таблица 4
Определение линейных смещений точек за рельеф местности
Номер точки | rn, мм | H, м | dn , мм |
87,7 | –55,1 | –2,68 | |
80,7 | –24,7 | –0,91 | |
38,9 | 55,1 | 0,97 | |
92,0 | –5,2 | –0,22 |
Примечание. Графическую часть задания можно выполнить не на реальном снимке, а на условном листе чертежной бумаги. Принять стандартный размер снимка 18 х 18 см, наметить координатные метки по средине сторон условного снимка.
Лабораторная работа № 2.
Камеральное дешифрирование аэрофотосников
Цель работ: приобретение практических навыков по извлечению из аэрофотоснимков информации, необходимой для выбора оптимального варианта трассы проектируемой автомобильной дороги и составления плана трассы.
Содержание задания: выполнить инженерно – топографическое дешифрирование в пределах зоны продольного перекрытия пары снимков.
Указания по выполнению работы.
При дешифрировании, т.е. при обнаружении, опознавании и раскрытии содержания изображенных на аэрофотоснимках предметов и контуров местности, объекты распознаются в первую очередь по тем их свойствам, которые непосредственно передаются на снимках и непосредственно воспринимаются наблюдателем. Эти свойства называют прямыми дешифровочными признаками. К ним относятся форма, размер, тон (цвет) и тень изображения объектов.
Прямые дешифровочные признаки часто недостаточны для дешифрирования по двум причинам. Первая – объекты или их характеристики не изобразились на снимках, вторая – объекты не имеют устойчивых дешифровочных признаков: один и тот же признак соответствует различным объектам, один и тот же объект имеет разные дешифровочные признаки. В связи с этим прибегают к косвенным дешифровочным признакам, которые основаны на существующих в природе закономерных взаимосвязях пространственного размещения объектов или взаимосвязях между природными объектами и результатами хозяйственной деятельности человека. Те объекты, наличие или свойства которых указывают на наличие или свойства других объектов, называют индикаторами, а метод дешифрирования по косвенным признакам – индикационным.
Используют также комплексные дешифровочные признаки, к которым относят сочетание в определенной закономерности прямых дешифровочных признаков объектов, образующих природно-территориальные комплексы: соотношение площадей, занятых различными объектами; соотношение числа различных объектов: пространственная ориентация и характер распределения различных объектов; сочетание и видоизменение форм отдельных объектов; сочетание и изменение по определенному закону тонов различных объектов. Комплексные признаки отражают характер ландшафта, поэтому дешифрирование по комплексным признакам называют ландшафтным.
Камеральное дешифрирование следует выполнять под стереоскопом в следующей последовательности:
1. Обзорное дешифрирование в пределах зоны продольного перекрытия – для выбора оптимального варианта трассы проектируемой автомобильной дороги.
2. Детальное дешифрирование в полосе выбранного варианта трассы – для составления плана трассы.
Результаты обзорного дешифрирования изложить в рабочей тетради, отразив следующие сведения:
1) Населенные пункты (тип, расстояние до ближайших населенных пунктов и объектов предстоящего линейного строительства, наличие промышленных предприятий и т.п.).
2) Рельеф (тип, направление водоразделов, наличие оврагов, обнажений, оползней, места, имеющие максимальные и минимальные отметки и т.п.).
3) Гидрография (ширина и направление течения рек, ширина пойм, наличие стариц, притоков, местоположение и размеры озер и прудов, наличие болот и их краткая характеристика и т.п.).
4) Растительность (породный состав и густота лесных массивов и кустарников, наличие плодов – ягодных кустарников, пашен, лугов и т.п.).
5) Существующая дорожная сеть (густота, тип дорог и покрытия, наличие дорожных сооружений, бродов и т.п.).
Отдешифрированные предметы и контуры местности вычерчиваются на кальке в общепринятых условных знаках. На этой же кальке показываются красной тушью варианты проектируемой автомобильной дороги.
Детальное дешифрирование выполняется после завершения работ по трассированию оптимального варианта автомобильной дороги в полосе шириной 200 м / по 100 м в обе стороны от трассы. Результатом детального дешифрирования должен явиться пикетажный журнал, выполненный на миллиметровой бумаге в масштабе 1:2000.
Лабораторная работа № 3