Требования к личностным результатам:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доения к истории и культуре всех народов;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступкина основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
—наличиемотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
—овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления
— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
— адекватное использование речевых средств и средств инфрмационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
—овладениенавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
—овладениелогическими действиями анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;
— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
—определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.
Требования к предметным результатам:
— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
VI. Содержание предмета
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей организовано в рамках тематических разделов (уроков). Первый и последний из них являются общими для всех модулей. Содержательные акценты первого раздела — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, последнего раздела — духовные традиции многонационального народа России.
Изучая предмет, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры »,
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики, Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни.. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Учебный модуль «Основы иудейской культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур »
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики »
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
VII. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№п\п | Тема | Запланировано | Проведено фактически |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | ||
2. | Основы православной культуры и светской этики | ||
3. | Духовные традиции многонационального народа России | ||
Всего |
Календарно-тематическое планирование «Основы православной культуры и светской этики»
№ п\п | Тема | Тип урока | Характеристика деятельности обучающихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
УУД | Личностные результаты | |||||
1. | Россия - наша Родина. | УОНЗ | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. | Р.: применять подбор информации для составления портфолио. П.: отвечать на простые вопросы учителя К.: слушать и понимать речь других | Формировать умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. | |
Культура и религия. | УОНЗ | Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Формировать представление о культуре как явлении, включающем самое лучшее, что делает народ | ||
3. | Человек и бог в православии. | УОНЗ | Изучают основы духовной традиции православия. | Р.: определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Формировать первоначальные понятия о народе, православной вере | |
4. | Православная молитва. | УОНЗ | Дают определения основных понятий православной культуры. | Р.: работать по предложенному учителем плану П.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».. | |
5. | Библия и Евангелие. | УОНЗ | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг. | Р.: Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя П.: Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. | Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм. | |
6. | Проповедь Христа. | УФУН | Учатся устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя; К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
7. | Христос и Его Крест. | УОНЗ | Дают определения основных понятий православной культуры. | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
8. | Пасха. | УОНЗ | Знакомятся с описанием религиозных праздников и святынь православной культуры. | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: устанавливать связь между религиозной (православной) культурой и поведением людей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
9. | Православное учение о человеке. | УОНЗ | Учатся устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей. | Р.: анализировать общность тем и главных мыслей в библейских текстах, нормах морали; П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Осознавать ценность человеческой жизни | |
10. | Совесть и раскаяние. | УФУН | Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, нравственности в жизни людей, общества. | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
11. | Заповеди. | УФУН | Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. | Р.: организовывать свое рабочее место под руководством учителя П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи. К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
12. | Милосердие и сострадание. | УФУН | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре. | Р.: уважительно относиться к партнеру. П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе парной работы. | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
13. | Золотое правило этики. | УОНЗ | Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культурной традицией. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Осознавать ценность человеческой жизни | |
14. | Храм. | Урок –экскур сия | Знакомятся с описанием религиозных праздников и святынь православной культуры. | Р.: высказывать своё предположение. П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
15. | Икона. | УОНЗ | Знакомятся с описанием религиозных праздников и святынь православной культуры. | Р.: определение общей цели и путей ее достижения П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Организовывать совместные занятия баскетболом со сверстниками. | |
16. | Творческие работы обучающихся. | Смотр знаний | Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | Р.: давать эмоциональную оценку деятельности класса П.: формулировать решение задачи с помощью рисунков К.: строить диалог со взрослыми и сверстниками | Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. | |
17. | Подведение итогов. | Смотр знаний | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. | Р.: высказывать своё предположение П.: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей К.: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
18. | Как христианство пришло на Русь. | УОНЗ | Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
19. | Подвиг. | УФУН | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры и светской культуры. | К.: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | ||
20. | Заповеди блаженства. | УОНЗ | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
Зачем творить добро? | УФУН | Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | ||
22. | Чудо в жизни христианина. | УОНЗ | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: готовность слушать собеседника | Осознавать ценность человеческой жизни | |
23. | Православие о Божием суде. | УОНЗ | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: Участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
24. | Таинство причастия. | УОНЗ | Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Осознавать ценность человеческой жизни | |
25. | Монастырь. | Урок - путешествие | Знакомятся с описанием религиозных праздников и святынь православной культуры. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
26. | Отношение христианина к природе. | УОНЗ | Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
27. | Христианская семья. | УФУН | Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной культуры. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
28. | Защита Отечества. | УФУН | Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. | Р.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями П.: описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи К.: участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства; | Понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества | |
29. | Христианин в труде. | УФУН | Учатся приводить примеры православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями; К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
III Духовные традиции многонационального народа России | ||||||
30. | Любовь и уважение к Отечеству. | УФУН | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. | Р.: воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: участвовать в диалоге; высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека; | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
31. | Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. | УКЗН | Готовят сообщение по выбранным темам. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. | Р.: соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи П.: анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах К.: умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; | Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей | |
32. | Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. | УКЗУН | ||||
33. | Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. | УКЗУН | ||||
34. | Итоговая презентация творческих проектов обучающихся. | УКЗУН | ||||
УОНЗ – урок открытия нового знания
УФУН – урок формирования умений и навыков
УКЗУН – урок контроля знаний, умений и навыков
VIII. Описание материально-технического образовательного процесса
Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.
В связи с тем, что начало изучения учебного предмета осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность обучающихся.
Для изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: ученические столы и стулья по количеству обучающихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют
видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для
учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Литература для обучающихся
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
· Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
· Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4класс: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012
Литература для учителя
· Основы религиозных культур и православной этики. Книга для учителя. 4-5 В.А.Тишков - Москва: «Просвещение»,2012.
· Основы религиозных культур и православной этики. Программы.4-5.А.Я.Данилюк - Москва: «Просвещение»,2012