Экономическая теория
Билет 8.
Рынок его функции. Достоинства и недостатки рынка.
Совокупный спрос. Неценовые факторы совокупного спроса.
Под рынком понимают место, где реализуется и покупается продукция. Но это не полное представление о рынке.
Под рынком понимается система социально-экономических отношений в сфере обмена, реализации товаров и признание этих товаров обществом.
Рынок – это не только место купли-продажи, но и система отношений между продавцом и покупателем (Производителем и потребителем).
Полезность и значимость товара получается в процессе купли-продажи. Рынок информирует товаропроизводителя о состоянии дел и характере изменения работы. Считается, что рыночная экономика наиболее приспособлена для внедрения достижений научно-технического прогресса.
Функции рынка
Информационная - Дает информацию об уровне цен, процентной ставке на кредит, о качестве товаров.
Посредническая - Производители должны обмениваться результатами своей деятельности. Без рынка нельзя определить эффективность технических и экономических связей между участниками производства. Рынок дает выбор оптимального покупателя и оптимального продавца.
Ценообразующая - Рынок формирует цены на основании данных покупателя. Формирует подвижную связь между стоимостью и ценой.
Регулирующая - Рынок дает ответ на вопрос что, для кого и как производить. Цена влияет на спрос почти всех товаров. Есть неэластичный спрос (соль, спички и т.д.), т.е. спрос на данные товары не меняется при изменении цены.Увеличение цены – это сигнал к расширению производства. Эта динамика может приводить к стихийным бедствиям. Поэтому в сельском хозяйстве необходимо государственное регулирование. В западных странах допускается полуторное перепроизводство продуктов.
Санирующая. Происходит социальное расслоение. С помощью конкуренции рынок очищается от неустойчивых хозяйственных единиц.
Достоинства и недостатки рынка
Достоинства - саморегулирование - рыночная система способна перестраиваться, приспосабливаться в меняющимся условиям самостоятельно,
- поддержание целостность, системы ее устойчивости, реагируя на изменения условий хозяйствования рынок постоянно поддерживает равновесие.
- эффективность рыночной системы, которая заключается в наличии выбора и стремлении к выгоде,
- наличие экономической свободы, что развивает экономическую инициативу и предприимчивость.
Недостатки:
- сохранение неравенства в распределении доходов, что ведет к концентрации, сосредоточению богатства и власти у одних слоев населения и обнищают других,
- наличие стихийности в экономических процессах, приводящая к потерям как производства и неэффективному хозяйству,
- укрупнение предприятий производства, сопровождающаяся уничтожением конкурентного механизма рынка, и образования монополии.
2. Совоку́пный спрос — макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен.
Совокупный спрос отражает зависимость между объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Совокупный спрос - это абстракция, результат агрегирования спроса на отдельные товары. Поэтому он не имеет натуральных измерителей и включает четыре компонента:
1 Потребительские расходы. Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения (в физическом выражении), и наоборот.
2 Инвестиционный спрос со стороны фирм. Повышение общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а следовательно, и к снижению инвестиций, и наоборот.
3 Государственные закупки, которые представляют из себя все государственные расходы на армию, здравоохранение и образование, различные социальные программы, строительство жилья, дорог, государственные инвестиционные программы и пр. Если в стране есть утвержденный бюджет на указанные цели, то в условиях повышения цен закупки уменьшатся, и наоборот.
4 Чистый экспорт, то есть разница между экспортом и импортом. Если импорт превышает экспорт, то в совокупный спрос входит спрос национальных потребителей на импортные товары; если экспорт превышает импорт, то чистый экспорт будет равен превышению спроса на отечественные товары иностранными потребителями над спросом национальных потребителей на иностранные товары. Повышение цен в данной стране при неизменном валютном курсе приведет к увеличению спроса на импортные товары и к сокращению чистого экспорта, и наоборот.