Цель: в игровой, легко усваиваемой детьми форме подать идею необходимости правил, привлечение внимания к правилам, приобщение детей к совместному обсуждению правил взаимодействия.
Ведущий говорит: «На корабле необходим устав. Устав – это правила поведения, которые нам помогут быть дружной командой, где хорошо каждому. Подумайте над тем, какие правила вы хотели бы добавить в устав». Ведущий зачитывает стандартный устав корабля:
Один говорит, другие молчат.
Не перебивать.
Не драться.
Не дразниться
Хранить чужие секреты
Оставаться на весь урок
Выбор должностей (5 мин.)
Цель: социальная активность, выработка ответственного поведения, выявление лидеров и распределение ролей в группе (социограмма).
Ведущий объясняет ребятам, что на корабле есть не только моряки, капитан и боцман, но и другие члены экипажа, должности которых будут распределены между участниками.
Примечание: если участников игры много, то роли могут быть временными, т.е. участник может занимать какую-то должность какое-то количество занятий, а затем его на этом посту сменяет другой. Чтобы «смещенному» не было обидно, он может стать советником «новичка» и помогать ему в сложных ситуациях.
Вот список должностей (возможны вариации):
1. Капитан и боцман – эти роли традиционно занимают ведущие.
2. Штурман – стоит в середине корабля и крутит штурвал[3].
3. Впередсмотрящий – стоит на стуле, на носу корабля. Капитан или боцман может обращаться к нему во время плавания, спрашивая о том, что ему видно на морских просторах. Ответы дают возможность маневрировать, обходя рифы, спасаясь от акул и пиратских кораблей.
4. Бросающий якорь – бросает и поднимает якорь по команде капитана или боцмана.
5. Отдающий швартовы – привязывает и отвязывает корабль от причала по команде капитана или боцмана.
6. Медсестры и фельдшеры – оказывают первую помощь «пострадавшим» во время шторма (этим участникам выдаются бинты).
7. Кок – эта должность назначается в случае, если есть возможность каждое занятие устраивать заключительное чаепитие. Тогда этот участник отвечает за сервировку стола, организацию уборки, распределение конфет и др.
Ведущий также объясняет ребятам, что участники, оставшиеся без должностей, тоже без работы не останутся – будут поднимать, опускать паруса, а также помогать при необходимости штурману удерживать штурвал, впередсмотрящему высматривать землю и врагов и др.
Выбор должностей назначается на следующее занятие. Детям дается домашнее задание – написать напротив каждой должности имя того ученика (кроме себя), которого они бы хотели видеть на этой должности. Внизу этого списка написать какую должность хотел бы занимать он сам.
Игры-испытания.
Цели игр: снятие возбуждения, выработка навыка коллективного решения задач, сплочение и бережное отношение друг к другу.
Для этой части занятия можно использовать любые игры, предложенные ниже (в зависимости от настроения детей и количества оставшегося времени).
Ведущий: «Теперь пришло время для проверки нашей подготовки к отплытию. Посмотрим, насколько дружная у нас команда».
Игра «Болото» (15-20 мин.)
Материалы: несколько веревочек или лент, мел или непрозрачный скотч.
На полу мелом или веревочками обозначаются "кочки", примерно на расстоянии шага друг от друга. Участники становятся в шеренгу. У соседей по шеренге связываются вместе попарно: например, левая нога 1-го и правая нога 2-го, левая нога 2-го и правая 3-го и т.д. Задача - наступая только на кочки дойти до конца «болота».
Игра «Путаница» (5-10 мин.)
Все сбиваются в кучу, и каждый участник берет за руки двух разных людей. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.
Завершение основной части (10 мин.)
Ведущие поздравляют участников с вступлением в команду: «Ребята! Поздравляем! Вы успешно прошли испытания и теперь вы не просто сухопутные крысы, а настоящие моряки! В честь этого, мы вручаем вам специальные морские ленточки.[4] Отныне, почетное право носить морские ленточки принадлежит только вам».
После этого Ведущие торжественно вручают каждому ребенку по синей ленте (повязать на голову). Теперь эту ленту каждый участник будет повязывать в начале занятия, что будет означать, что участники уже не простые учащиеся школы, а моряки, члены команды корабля.
Прощание (5 мин.)
Все участники собираются в круг, берутся за руки. Ведущие благодарят участников за замечательно проведенное время. А также предлагают придумать, как можно завершать занятие. Например, пожимать друг другу руки или одновременно подпрыгивать и др.