Дополнительного образования




Последнее десятилетие в системе образования России характе­ризуется значительными изменениями как в его содержании, так и в его организации. Одним из наиболее значимых изменений среди них, как отмечено широким кругом исследователей (А.М. Новиков, В.И. Панов, В.Б. Новичков, В.А. Мудрик, Л.Г. Логинова и др.), являет­ся активное использование дополнительного образования на всех уровнях образовательной системы. Причем необходимо отметить, что оно включается и в учебный процесс, и в досуговую деятель­ность, и во внеурочную, внеучебную деятельность, в деятельность взрослых людей. Как было сказано выше, для "учебного" дополни­тельного образования нет необходимости специально готовить педа­гогов. Подготовка таких специалистов осуществляется в рамках под­готовки специалистов с высшим образованием. Например, учителя логики, риторики, ритмики специально не подготавливаются, но уни­верситетский курс обучения дает право преподавания названных дисциплин. Для "внеурочного", "внеаудиторного", "досугового" допол­нительного образования начата подготовка специалистов в педагоги­ческих колледжах и вузах страны.

Рассмотрим первый этап организации подготовки педагогов до­полнительного образования опыт, реализуемый в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях Российской Феде­рации.

Реализация ГОС по специальности "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образова­ния в области художественного творчества с дополнительной подго­товкой по музыке" возможна в колледжах, располагающих высоко­профессиональным коллективом преподавателей и особенно препо­давателей музыки, достаточной материальной базой, дос­таточным набором музыкальных инструментов и др.

Представим содержание двух учебных планов, реализуемых в (Московских педагогических колледжах № 7 "Маросейка" и № 9 "Арбат") и Новосибирском Государст­венном Педагогическом Университете.

Учебный план Московского педагогического колледжа № 7 "Маросейка" предполагает подготовку педагогов дополнительного образования по специальности 0317 "Педагогика дополнительного образования" с квалификацией "педагог дополнительного образова­ния в области художественного творчества с дополнительной подго­товкой по музыке". Обучение рассчитано на 2 года 10 месяцев на ба­зе среднего (полного) общего образования. Общее количество часов на подготовку специалиста - 4080 часов.

Учебный план содержит 6 блоков: дисциплины общекультурной подготовки, дисциплины медико-биологической подготовки, дисцип­лины психолого-педагогической подготовки, дисциплины предметной подготовки, дисциплины дополнительной подготовки, педагогическая практика и как отдельный блок - дисциплины факультативные.

Несколько иное содержание учебных планов Московского педа­гогического колледжа № 9 "Арбат". Они включают дополнительные специализации.

Так, в учебный план по специальности 0312 "Преподавание в на­чальных классах" введена дополнительная специализация "Логопедия". На предметы специализации выделено 330 учебных ча­сов. Это количество часов затрачивается на изучение дисциплин: ло­гопедия - 141 час, психология речи - 66 часов, логоритмика - 57 ча­сов, методика коррекционной работы - 66 часов.

Кроме данной специализации в учебный план введены следую­щие специализации:

"Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста" на 330 учебных часов; предметы специализации - технология обработки бумаги - 141 час, технология обработки ткани, различных конструкционных материалов - 66 часов, началь­ное техническое творчество - 57 часов, методика организа­ции кружковой и внеклассной работы - 66 часов.

"Изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста" на 330 учебных часов; предметы специализации - ри­сунок - 99 часов, живопись и композиция - 99 часов, методика внеклассной и внешкольной работы по изобразительному искус­ству - 66 часов, декоративно- прикладное искусство - 66 часов.

"Иностранный язык" на 330 учебных часов; предметы специа­лизации - английский язык - 190, 5 часов, методика обучения иностранному языку - 58,5 часов, детская литература с прак­тикумом по выразительному чтению - 40,5 часов, странове­дение - 40,5 часов;

"Музыкальное воспитание детей младшего школьного возрас­та" на 330 часов; предметы специализации - основы фольклора - 115,5 часов, основы дирижирования - 66 часов, рабо­та с ансамблем детских музыкальных инструментов - 57 ча­сов, музыкальная литература (детская) - 49,5 часов, методи­ка организации кружковой работы - 42 часа.

Учебный план подготовки педагога дополнительного образова­ния в Новосибирском Государственном Педагогическом Университе­те рассчитан на общее количество - 8850 учебных часов. Данное ко­личество часов реализуется за 5 учебных лет.

Учебный план состоит из четырех блоков: общекультурный блок, медико-биологический блок, психолого-педагогический блок, пред­метный блок.

Обучение завершается Итоговой государственной аттестацией в виде:

1. Комплексной дипломной работы.

2. Государственных экзаменов по: педагогике и психологии, теории и методике дополнительного образования, специальной дисциплине по дополнительной специально­сти.

"Лица, завершившие обучение по одному из представленных или аналогичному учебных планов получают документы государственного образца о получении специальности педагога дополнительного обра­зования или педагога, специалиста с дополнительными квалифика­циями или специализациями.

Документом государственного образца является утвержденная законом форма документа об образовании, свидетельствующего о получении гражданином образования определенного уровня (Атте­стат, Диплом, Свидетельство и пр.), дополнительного образования или о профессиональной переподготовке. Право выдавать документы государственного образца имеют только образовательные учреж­дения, прошедшие государственную аккредитацию.

В системе послевузовского дополнительного образования выда­ется документ о дополнительном образовании. Это документ, удо­стоверяющий прохождение лицом определенной образовательной программы в рамках уже имеющегося у данного лица уровня образо­вания. Учреждения, не получившие государственную аккредитацию, выдают своим слушателям Справки, Сертификаты, Свидетельства с указанием номера лицензии и органа, выдавшего лицензию на веде­ние образовательной деятельности. Вузы, как правило, выдают Ди­плом о дополнительном образовании или Диплом о профессиональ­ном переподготовке".

 


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие образовательные учреждения готовят педагогов дополнительного образования?

2. Сравните учебные планы по подготовке педагогов дополнительного образования в педагогических колледжах.

3. Раскройте, что входит в понятие «блок учебного плана».

4. В чем заключаются особенности предметов специализации?

5. Перечислите, из каких основных блоков состоит учебный план, предполагающий подготовку педагогов дополнительного образования.

6. Раскройте содержание Итоговой государственной аттестации.

7. Охарактеризуйте документы, удостоверяющие получение образования определенного уровня (Аттестат, Диплом, Свидетельство, Справка, Сертификат, Диплом о дополнительном образовании, Диплом о профессиональной переподготовке).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: