В основе предупреждения преступности несовершеннолетних лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом. Вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.
Следует учитывать, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни: благосостояния, культуры, воспитания и образования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:
создана и действует в соответствии с государственной, семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых национальных программ по оказанию социальной, экономической и иной помощи семье и детям;
является системой предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;
имеет самостоятельную законодательную основу; комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимооптимальных условий жизни детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний; обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий; деятельность эта постоянно координируется и совершенствуется.
Общие (общесоциальные) меры предупреждения преступности несовершеннолетних направлены на обеспечение успешной социализации основной массы детей и подростков, реализации их прав и законных интересов, коррекции негативных социальных процессов в основных сферах жизнедеятельности несовершеннолетнего (семье, образовательной, трудовой, досуговой сфере).
Субъектами общесоциальных мер профилактики преступности являются все государственные и негосударственные структуры общества, включая Президента, органы законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, любые организации и учреждения независимо от форм собственности. В первую очередь к органам, призванным обеспечить комплексную направленность мер по обеспечению интересов детей и подростков, относятся: государственные и негосударственные образовательные учреждения, органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов местного самоуправления, органы по делам молодежи, органы здравоохранения, органы службы занятости, органы и учреждения культуры, досуга, спорта, туризма.
В настоящее время в соответствии с международными стандартами в Российской Федерации введен институт уполномоченного по правам детей.
Действуют ратифицированные Российской Федерацией международные конвенции. Например, в Конвенции <consultantplus://offline/ref=F6D2D2AF02F29D891CADC5BB3FD45A8CF0CC99688D89F436841EC9Q9O0W> о правах ребенка нет прямого упоминания о профилактике преступности, однако осуществление положений этого международного договора во всей полноте явилось бы наиболее гуманным и эффективным решением проблемы подростковой преступности. Права несовершеннолетних, изложенные в Конвенции, отражены в Руководящих принципах ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних в качестве основных компонентов общесоциальных профилактических мер.
Концептуальные основы и конкретные меры реализации общесоциальных профилактических задач определяют многочисленные законы и подзаконные нормативные акты, включая Федеральные законы.
Так были приняты Законы: Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=73E76FF689CB5068854593DCF4446C299C136EE604108DF344AAAB0632W4Q0W> от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=73E76FF689CB5068854593DCF4446C2994146CE3011ED0F94CF3A704W3Q5W> от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Большое значение имеет Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», в котором определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Основные задачи Стратегии:
- Реформирование деятельности органов опеки и попечительства.
- Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
- Реформирование комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
- Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.