В 10 минутах от хостела находится метро имама Хомейни, в 10 минутах
от него национальный музей Ирана. Туда я и пошёл на следующий день. Хотел познакомиться со специалистом по арамейскому языку и клинописи; о нём я узнал в одном видео про Иран эпохи Ахеменидов. Осмотрел музей, особенно экспонаты с клинописью и петроглифами и договорился с работником музея о том, что мне помогут связаться с этим специалистом. Позже я получил его мобильный номер и емэйл.
На мой вопрос об арамейском языке он ответил, что он относится к
группе семитских языков, из которого через столетия развились арабский и иврит. То есть он подтвердил усечённую(?) версию языкознания. Моя переписка с ним, когда я находился в зоне wi-fi, продолжалась.
Как-то я отправил ему видео про Родамира, где видна газета и заголовок
на фарси, что трое мужчин отправились в святое место, но нашли там смерть,
https://vk.com/video428351917_456239038
попросив его прокомментировать сюжет про мужчину в анабиозе-Samadhi
и сказать, что написано на золотой пластине у него на груди. Его ответ ниже.
На запад – в Курдистан
От Тегеранского аэропорта Мехрабад до Сенендеджа всего час полёта,
но, несмотря на это, кроме леденцов дали прохладительные напитки и лёгкий
завтрак. При подлёте я увидел, что город совсем близко, поэтому решил идти
пешком. Минут через 30 стал искать место, где бы отдохнуть от заплечной
сумки и 37 градусной жары. Перейдя на другую сторону дороги, я подошёл к
полицейскому участку, чтобы спросить, где в городе мусоферхоне за 5~10$?
Высыпало человек 10 полицейской молодёжи до 30 лет – все курды,
которые наперебой спрашивали на курдском, близком к фарси, откуда я? Вообще, это обычная реакция иранцев на длинноволосого бородатого мужика со светлыми волосами и глазами. Узнав, что я из России, они загалдели ещё больше, говоря «Путын» и оттопыривая большой палец вверх. Предложили подвезти меня в центр города; денег не взяли.
Я разместился в гостинице Хедаят за 54000тум ~14дол, которую мне
днём накануне забронировал менеджер из «7 хостел» в Тегеране. В комнате две койки, холодильник, вешалка, телевизор, но я в ней один; удобства и душ
в конце коридора, wi-fi нет. Сполоснулся, отдохнул и пошёл осматривать
город; он большой и шумный как столица. Хотел найти автовокзал, чтобы
увидеть расписание рейсов в Мериван и кого-нибудь, кто знает местных
суфиев, чтобы задать им свой вопрос.
Одна молодая женщина, узнав, что я из России, вызвалась отвезти меня
за свои деньги на бас-терминал, откуда можно доехать до Меривана на такси
или автобусе. Высокий тёмно-русоволосый голубоглазый курд предложил
отвезти меня в Мериван безплатно, потому что это его город и ему скоро туда
ехать. Я поблагодарил и сказал, что поеду завтра, а сегодня мне ещё надо
осмотреть город и вернуться в гостиницу, где мои вещи.
Женщина сказала, что у её мужа есть знакомый суфий, но она должна
знать, зачем он мне нужен. Я вкратце рассказал, и мой рассказ озадачил её. Я понял, что продолжать не стоит, и теперь уже на свои деньги предложил отвезти её домой. Обменялись телефонами, я дал телефон гостиницы. Таксист был всё тот же. Он не только её отвёз домой, но и меня в гостиницу «за так», говоря, что я гость. Поел в небольшом кафе, и парень с меня 5т.тум ~1,3$ не взял, узнав, что я из России. Вот такие они – курды!
Консьерж подарил мне карту Курдистана. Радиальных туров в городки
из Сенендеджа, как я думал, не существует. Можно ехать лишь вдоль границы с Ираком, поэтому я позвонил менеджеру «7 хостел» в Тегеране и попросил снять мою бронь на обратный рейс. Он перезвонил и сказал, что я потеряю 20%. Я прикинул, езда в автобусах по кольцу до Тегерана и такси автовокзал -город мне всё равно обойдутся дешевле, и дал добро. Позже при расчёте я дал ему бонус в 20т.тум ~5дол, и он остался доволен.
Утром завтрак, входящий в оплату номера и прогулка по городу в
поисках восточного базара, как в моём детстве. Такого не нашёл ни в одном иранском городе; всюду обрыдлый стекло-плитко-бетон. Только один старик продавал на улице майки, помахивая ими в руках. Позвонил вчерашней женщине: нет ли для меня новостей. Она неловко ответила, что нет, а я поблагодарил её за вчерашнее содействие.
Мериван
После 12 часов дня поехал к бас-терминалу (автовокзалу) в зелёном VIP
такси, вызванном портье; 3км: 6т.тум ~1,5дол. За такси до Меривана с тремя
другими пассажирами берут 18т.тум ~4,5дол с каждого, за автобус 6т.тум.
Ехали в автобусе часа 2. От автовокзала Меривана до центра города около 5
км. У местных пацанов узнал, где в городе дешёвые гостиницы.
Несколько осмотров, и я выбрал себе мусоферхоне с одной койкой в
чистом номере; 25т.тум ~6,5дол, удобства и душ в конце коридора. Вечером пошёл искупаться в местном озере в 3км. У озера бетонная дорожка, отгороженная от него бордюром высотой 60см, в прогалах прибрежных камышей плавают утки и чёрные птицы с белыми лобо-клювами. Дошёл до конца дорожки, а купающихся так и нет; только катание на педальных и моторных лодках. Да где вы здесь купаетесь?!
На обратном пути купил себе винограду с косточками 1кг за 2т.тум ~30р
и полкило слив по той же цене. Вообще в Иране это обычная цена за фрукты,
но только что привезённые или в Тегеране стоят раза в 2 дороже. Портье
сказал, что куда я дошёл – до края дорожки – там и купаются.
На другое утро опять к озеру. Дошёл до края дорожки, а там опять нет
никого; рано видать или холодно им. Один мужик говорит: injo sheno kun – тут и купайся. Так и сделал: одежду повесил на подмятые камыши и айда в ~18ºС полупрозрачную воду с взвесями – с а мо то! Раз уткам можно, то и мне можно!
Идя назад, увидел людей, поливавших деревья. Салам – салам, вы
откуда – из России. О, Россия, давайте я вас подвезу в город – давайте. До Интернет кафе, пожалуйста – конечно; денег не взял. Интернетчик за просмотр писем и поздравление сыну с днём рождения тоже денег не взял. Один мужик хотел заплатить за меня 6т.тум в кафе по уже хорошо знакомой мне курдской традиции в отношение Rusie, но я поблагодарил его и сказал, что лучше я сам.
Крайняя точка выступа
После 12 часов – на такси до терминала в сторону Бастама – крайней
точке выступа иракской территории (провинция Сулеймания) в иранскую. Там я наметил где-нибудь остановиться на ночь, забраться на холмик и помедитировать. Но оказалось, что автобус или такси (10т.тум ~2,5дол) ездят в Бастам лишь до 10 утра. Днём только на такси в Секкез (севернее Бастама в 1,5 часах езды) и если мне надо в Бастам, то платить придётся всё же как до Секкеза 17т.тум. Это первый сюрприз по услугам в Курдистане.
Я объяснил терминальщикам, что мне надо в Бастам в мусоферхоне и
встал на дорогу, чтобы поймать попутку до Бастама. Тут ко мне подходит молодой мужик лет тридцати и говорит, что Бастам – это маленькая деревня, где нет мусоферхоне, и что мне лучше поехать в Секкез, откуда он сам, и он меня приглашает в гости, сказав, что он археолог.
Археолог
Я подумал, моя тема близка к археологии, а тут на тебе, иранский
археолог подвернулся и нам есть о чём поговорить, поскольку это была одна из целей моей поездки в Иран. Везение? Случайность… Посмотрим.
Я поблагодарил его за приглашение и, показав ему на смартфоне видео
про Родамира, спросил, есть ли у него, как у археолога информация на эту тему? Он ответил нет, и включил своё видео, где показывали какие-то золотые
предметы и вроде даже золотую книгу, но из-за бликов было плохо видно.
https://vk.com/video428351917_456239040
Я предположил, что это та же тема. Мы сели в такси и поехали в
Бастам-Секкез. В одном кафе на пути в Бастам я, по его просьбе, немного рассказал ему о человеке в Samadhi. Он заплатил за меня, и мы поехали дальше. Он спросил, говорю ли я по-арабски и, услышав нет, стал говорить с таксистом и двумя попутчиками по-арабски, вроде пересказав то, что узнал от меня о Родамире. Похоже, у местных курдов арабский также в ходу.
Едем мимо Бастама, он говорит, ну вот и весь Бастам. Действительно,
село в пару десятков домишек из самана и кирпича; гостевого дома не видно. Дорога не совсем ровная, машину потряхивает, но я попытался медитировать, послав: как ты, где ты …? Через минуту увидел: далеко позади … Спасибо!
Мне всё-таки хотелось знать мнение профессионала. Приехали к нему
домой. Он предложил мне принять душ, отдохнуть, налил мне и себе соку из холодильника, попросил мой паспорт, посмотрел и вернул. Дал мне книгу с иллюстрациями золотых украшений, найденных в Иране и спросил, что я по этому поводу думаю. Я сказал, что это интересно, но меня интересует другое и рассказал о Родамире больше. Он понял, что я не кладо-, а духовный искатель и сказал, что могил с золотыми украшениями, подобных той, что я ему показал на видео, в провинции Сенендедж много, все они под патронажем государства и подобные темы лучше вообще не подымать: это опасно.
Относительно 1150 лет назад он сказал, что это, по его мнению, было
время реального прихода ислама в их края. Потом мы обменялись емэйлами, и он сказал, что ему надо идти по делам, а мне было пора найти гостиницу. Он
посадил меня в такси и за свои деньги отправил такси по нужному адресу.
Спасибо, Курдистан продолжается!
В комнате на 4х человек кроме меня ещё один иранец. Койко-ночь стоит
25т.тум ~6,5дол включая душ. Поскольку я заехал вечером, то спросил портье
можно ли, чтобы эти деньги были оплатой до завтрашнего вечера, а потом на
автобус и в Тегеран. Он сказал, что эти деньги до полудня и дополнительно он
возьмёт с меня только 10т.тум.
Позже я пытался отправить емэйл археологу, но пришёл отказ delivery
system: такого адреса нет. Отправил ещё и ещё, слегка меняя адрес; опять отказы. Слинял «археолог». Я понял, что женщина из Сенендеджа и «археолог», пытавшийся понять, не кладоискатель ли я взаимосвязаны. Он свою задачу выполнил. Надеюсь, рапорт у него получился интересный и познавательный.
Восточный Азербайджан
Из Секкеза можно ехать или сразу в Тегеран (8 часов езды и лучше
ночным автобусом, чтобы за ночь отоспаться, как посоветовал археолог), или сперва побывать в Зенджане, где, как мне сказали, живут азербайджанцы и армяне. Выбрал второй вариант – хотелось увидеть больше мест и народа.
Автобус, 15т.тум ~4дол часа за 4 доехал до автовокзала, а дальше на
такси до мусоферхоне. Комната на одного за 25т.тум, но здесь за душ надо платить ещё 3т.тум. Пошёл искать Интернет кафе. Увидел четырёх парней и подошёл к ним, может быть, они знают, где оно.
Это были студенты колледжа, технологи-пищевики, азербайджанцы, но
они называли себя и турками, говоря, что у них с ними один язык и почти одна культура. Русоволосый, светло-кареглазый парень вызвался проводить меня до Интернет кафе. Он отличался от привычного мне по России образа азера: он был культурный и уважительный и оживился, узнав, что я из России.
Потомки Ариев
Вообще на севере Ирана много русоволосых светло-кареглазых, голубо-
и зеленоглазых людей. Одна из жён последнего шаха Ирана Мухаммада аль
Реза Пехлеви была блондинкой-азербайджанкой. Видимо наши казаки в 19
веке, воспитавшие иранских казаков, среди которых был и отец последнего
шаха Ирана, и наши войска, стоявшие на севере Ирана во время войны с
Германией для отражения потенциального нападения турок, выполняли не
только военную миссию, но и вносили посильный вклад в демографическую.
Здешние азербайджанцы добродушнее, чем в России. Под персами видать не
очень-то похарахоришься, да и генетика у них смешанная, ближе к нашей. Но
подобная метизация, вероятно, имеет и более глубокие исторические корни.
На сайте levashov.ws есть карта Великой Тартарии – Славяно-Арийской
Империи, охватывавшей север Китая, Индии, Турцию, Иран и т.д. Поэтому и
Родамир, и захоронения с золотом, и другие схроны на этих территориях – это
культурное наследие наших Предков на своей земле!
Праздник
Вечером мимо гостиницы по всей длине и ширине улицы было шествие
шиитов-азербайджанцев, которые подпевали в такт голосу из мегафонов,
установленных по четыре (по сторонам света) на подставках с колёсами,
метрах в 20 одна от другой, соединённых проводом и катившихся по улице со
скоростью шествия. Одни мужчины. Они то махали платками в левой руке, то
клали её на плечо соседу и, поднимая правую руку с плеча другого соседа,
шлёпали ею себя по груди в такт пению. Позади шествия небольшой стайкой
шли женщины – все в тёмном. Метрдотель пояснил, что это праздник Гадир
Хум, когда пророк Мухаммед в своей проповеди объявил Али ибн Абу Талиба
своим преемником, который и положил начало шиизму.
Немного о женщинах Ирана. Носить тёмное на голове даже летом,
кому за сорок, – это норма. Но их одежда из очень лёгкой непрозрачной ткани
свободно продувается и колышется от проносящихся мимо машин.
Молодые иранки и иностранки ходят в цветастой одежде, но руки и
головы должны быть прикрыты. Платья только длинные. На пляжах женщины купаются в лёгкой всё закрывающей одежде.
Мужчины в плавках типа прилегающие трусы. В городе мужчины ходят в брюках и рубахах; в шортах и майках – «под запад» – крайне редко.