музыкант должен помнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои силы направить на осмысление исполняемой музыки.
Он должен выступить посредником между композитором и слушателем; показать лучшее, на что он способен. по словам Гейне, «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».
День концерта
В день выступления у исполнителя может возникнуть «предконцертное волнение», основанное на беспокойстве за качество выступления. К этому следует отнестись как к кратковременной болезни. Правильная психологическая установка на успешное выступление, разумное сбережение нервно-психологической энергии в день концерта оказывает положительное влияние на исполнение программы на сцене.
Опытные музыканты советуют: нужно проиграть программу только один раз, желательно утром, не разделяя музыку на куски и не повторяя их отдельно. Не рекомендуется разрывать единство музыкальной ткани. Если музыкант чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничиться упражнениями.
Музыкант, чтобы отвлечься от привычных забот и волнений, может гулять, ходить в кино, читать, только не заниматься музыкой.
Самый плохой способ – это бессодержательный разговор за кулисами, рассеивающий внимание исполнителя. А.П. Щапов советовал перед выходом на сцену заставлять себя спокойно сидеть в удобной позе, тренируя этим столь необходимую для выступления волевую выдержку.
разным исполнителям необходимы различные приемы самонастроя. Каждый пианист в праве выбирать то «лекарство», которое на него оказывает положительное воздействие.
Эмоции
Наш современник психолог Игорь Вагин считает, что «успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди».
Возбуждение можно назвать полезным видом волнения, вместо страха оно вызывает повышенную выносливость и обостренность чувств, дающую исполнителю возможность превзойти самого себя.Для исполнителя важным является осознание границы между паническим страхом и сценическим волнением. Одно из них может созидать, другое – вносить хаос и разрушение.
В период подготовки полезно искусственно моделировать состояние, близкое к сценическому.
Создается искусственная стрессовая ситуация, закаляющая волю исполнителя. Пример такого «закаливания»: знаменитая пианистка Маргерит Лонг, в 1932 году, совершая несколько концертных поездок по Европе с Морисом Равелем, невольно ощущала дискомфорт на своих концертах из-за присутствия на них великого Равеля. Тот факт, что в зале присутствует сам Равель, не давало ей раскрыть себя полностью на сцене. И тогда она решила помочь себе. Зная, что без зрителей ее исполнение обладает большей творческой свободой, она решила отрепетировать концерт в присутствии… детских кукол. Лонг рассадила обычных кукол в пустом зале на кресла, имитируя присутствие зрителей. Причем, войдя в зал, она поздоровалась с ними, и особо с одной куклой, которую она представляла М.Равелем. В конце концов, с помощью обычных кукол, она привыкла к осознанию того, что за ее исполнением следит сам Равель. Нужно ли говорить, что на реальном концерте она сыграла блестяще. «Не помешало» и присутствие Равеля.
Простой совет: если волнуешься – очень помогает притвориться спокойным. Следует повторять друзьям и себе: «Я с нетерпением жду концерта». И если повторять это достаточно часто, страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности.
На сцене
Существует немало рекомендаций к подготовке сценического выступления от многих выдающихся педагогов и исполнителей.
Главное, что должен понять молодой исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения.
Заключение
Вынос программы на сцену – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени.
А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека».
Музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры соавтора композитора.
«Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудится и день, и ночь, и день, и ночь…»
10.Использованная методическая литература
1.Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства»
2.Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке»
3.Гиппенрейтер Ю.Б. «Неосознаваемые процессы»
4.Гольденвейзер. «Об исполнительстве»
5.Гофман И. «Фортепианная игра. Вопросы и ответы»
6.Маккиннон Л. «Игра наизусть»
7.Петрушин В. «Музыкальная психология»
8.Перельман Н. «В классе рояля»
9.Савшинский С. И. «Работа пианиста над музыкальным произведением»
10.Фейнберг. «Путь к мастерству»