Результатом освоения программы производственной практики является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности:
- Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
- Организация различных видов деятельности и общения детей.
- Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
- Методическое обеспечение образовательного процесса,
в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения | |
ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. | Умение определять целей, задач, содержания физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста Целесообразно выбирает формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми с учетом возраста Составляет планы мероприятий двигательного режима с учетом возраста и режимом работы образовательного учреждения В плане работы присутствует контроль (диагностика) | |
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом. | Умеет проводить режимные моменты (умывание, питание, одевание, сон) с детьми дошкольного возраста в соответствии с возрастом детей Знаем методы адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения | |
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима. | Показывает техники выполнения физических упражнений, ритмических движений под музыку Проводит мероприятия двигательного режима (утренней гимнастики, физкультурного занятия, прогулки, закаливания, физкультурных досугов и праздников) в условиях ДОО. Организует мероприятий двигательного режима с учетом анатомо-физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм Подбирает методические приемы организации двигательной активности Соблюдает технику безопасности в процессе проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего и дошкольного возраста Умеет подбирать физкультурное оборудование для реализации двигательного режима | |
ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. | Знает первые признаки детских заболеваний Знает (осуществляет) меры профилактики детских заболеваний Осуществляет педагогический контроль за состоянием физического здоровья и психического благополучия | |
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня. | Планирование видов деятельности детей в соответствии с рекомендациями. | |
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста. | Разнообразие применяемых игр. Мастерство проведения игр. Результативность игр. Целесообразность выбора игры. | |
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание. | Умение организовать деятельность детей по самообслуживанию. | |
ПК 2.4. Организовывать общение детей. | Эффективность организации общения. | |
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование). | Умение организовать продуктивную деятельность. | |
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста. | Мастерство проведения праздников. | |
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей. | Точность анализа в соответствии с методиками организации проведения различных видов деятельности и общения детей. | |
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста. | Отбор целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с содержанием примерных и вариативных программ дошкольного образования, особенностями возраста детей, с содержанием психолого-педагогической работы с дошкольниками. Отбор содержания психолого-педагогической работы с дошкольниками в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, особенностями возраста детей. Отбор методов, форм и средств организации занятий (ННОД) в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника. Проектирование конспекта занятия (ННОД) в соответствии с целями и задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста детей. | |
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. | Использование методов, форм и средств организации занятий (ННОД) в соответствии с задачами обучения, воспитания и развития личности дошкольника, с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Организация педагогического взаимодействия с дошкольниками при проведении занятий (ННОД) с учетом содержания психолого-педагогической работы, особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Соблюдение педагогических и гигиенических условий организации занятий (ННОД) в соответствии с требованиями СанПиН. Оценка результатов обучения в соответствии с особенностями возраста, группы и отдельных воспитанников. | |
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников. | Отбор систем мониторинга достижения детьми планируемых результатов в соответствии с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования, с учетом особенностей возраста. Отбор средств определения результатов обучения в соответствии с задачами воспитания и обучения, с учетом особенностей возраста. Использование средств оценки результатов воспитания, обучения и развития дошкольников при проведении занятий (ННОД) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Интерпретация результатов диагностики и оценки результатов обучения дошкольников в соответствии с избранной методикой диагностики, особенностями возраста, группы и отдельных воспитанников. Отбор способов коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении, в соответствии с особенностями возраста, отдельных воспитанников. Отбор приемов работы с одаренными детьми в соответствии с особенностями отдельных воспитанником. | |
ПК 3.4. Анализировать занятия. | Оценка целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с примерными основными общеобразовательными программами дошкольного образования, особенностями возраста. Оценка использования методов, форм и средств организации деятельности детей на занятиях (ННОД) в соответствии с задачами воспитания и обучения, содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного возраста, особенностями группы и отдельных воспитанников. Оценка соблюдения педагогических и гигиенических требований к организации занятий (ННОД) в соответствии с СанПиН. Анализ использования средств оценки воспитания, обучения и развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Формулирование предложений по коррекции проведения занятий (ННОД) в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы с детьми разного возраста. | |
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий. | Оформление конспекта проведения занятия (ННОД) в соответствии с установленной структурой и правилами оформления. | |
ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. | - Анализирует социальный паспорт ДОО; - составляет социальный паспорт группы; - формулирует цель и задачи работы воспитателя с родителями на полугодие; - определять тематику родительских собраний в соответствие с целями и задачами работы воспитателя с родителями; - составляет план родительских собраний в группе ДОО на полугодие. | |
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | - Анализирует результаты представленной анкеты родителей дошкольников, делает выводы; - определяет цель консультации родителей, исходя из результатов анкеты; - разрабатывает конспект консультаций для родителей по теме, предложенной воспитателем ДОО; - разрабатывает памятку для родителей воспитанников ДОО по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | |
ПК 4.3 Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении. | - Формулирует цель и задачи родительского собрания (в соответствии с заявленной темой); - разрабатывает конспект родительского собрания в соответствии с темой, целью и задачами; - готовит наглядный материал для родительского собрания; - проводит родительское собрание в группе ДОО. | |
ПК 4.4 Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | - Разрабатывает анкету для родителей детей дошкольного возраста; - анализирует результаты анкетирование и делает выводы; - предлагает рекомендации для родителей по результатам анкеты; - определяет достоинства и недостатки предложенного конспекта родительского собрания. | |
ПК 4.5 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой. | - Формулирует цель и задачи работы с сотрудниками ДОО; - определяет формы и методы работы с сотрудниками ДОО; - разрабатывает конспект нетрадиционной формы работы с сотрудниками ДОО; - оформляет наглядные пособия, презентации, буклеты для сотрудников ДОО. | |
ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников | Ориентация в современных программах дошкольного образования; обоснованность анализа и корректировки примерных и вариативных программ дошкольного образования; соответствие методических материалов ФГОС, целям и задачам обучения и воспитания детей дошкольного возраста. | |
ПК 5.2 Создавать в группе предметно-развивающую среду | Оптимальность подбора необходимых дидактических материалов для создания предметно-развивающей среды в группе с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников; продуктивность реализации проекта «Моделирование предметно-развивающей среды в группе ДОО». | |
ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов | Содержательность и аргументированность рецензий статей периодических педагогических изданий, Интернет-ресурсов по вопросам дошкольного образования; соответствие методических материалов, выполненных на основе изучения педагогического опыта и образовательных технологий в области дошкольного образования, предъявляемым требованиям; рациональность подбора источников для методических картотек по теме, выбранной студентом; объективность анализа педагогического опыта в области профессиональной деятельности. | |
ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений | Соответствие оформления рефератов, отчетов, выступлений предъявляемым требованиям; соблюдение условий успешного выступления. | |
ПК 5.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования | Соответствие разработки занятия-проекта требованиям, предъявляемым к организации проектной деятельности; целесообразность использования на практике методов и методик педагогического исследования и проектирования в соответствии с темой и содержанием, подобранных совместно с руководителем; соответствие представления результатов исследовательской и проектной работы предъявляемым требованиям. | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Объяснение сущности и социальной значимости будущей профессии (воспитателя ДОО) Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики Проявление интереса к педагогической литературе и педагогическим инновациям. | |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов. | |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях. | |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Использование информационно-коммуникационных технологий как методического оснащения профессиональной деятельности | |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Работа в коллективе, использование теоретических знаний. | |
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | Взаимодействие с участниками педагогического процесса: воспитанниками, педагогами детского сада, с родителями дошкольников и социальными партнерами при разработке учебно-методических материалов и организации методической работы. | |
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения | |
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | Самостоятельность планирования обучающимся, повышение личностного и профессионального уровня. | |
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. | Адаптация методических материалов к изменяющимся условиям профессиональной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся и виду образовательного учреждения Проявление интереса к инновациям в области начального образования | |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).* | Имеет военный билет, либо приписное свидетельство.* | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план производственной практики
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов производственной практики | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная,часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
ОК 1-12* ПК 1.1.-1.4, 2.1-2.7, 3.1-3.5, 5.1-5.5 | Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития | - | - | - | - | - | |||
Организация различных видов деятельности и общения детей | |||||||||
Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования | |||||||||
Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации | |||||||||
Методическое обеспечение образовательного процесса | |||||||||
Организация психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонение в эмоционально-личностном развитии и поведении | |||||||||
Всего: | - | - | - | - | - |
Содержание обучения по производственной практике (ПП)
Наименование разделов производственной практики | Содержание производственной практики | Объем часов | Уровень освоения | |
ПП.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития | Изучение документации по взаимодействию с медицинским персоналом образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Изучение анатомо - физиологических особенностей детей и санитарно-гигиенических норм. Знакомство с организацией и проведением диагностики результатов физического воспитания и развития. Наблюдение и анализ умывания с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ одевания с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ питания с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ сна с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ утренней гимнастики с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ физкультурных занятий с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ закаливания с детьми раннего и дошкольного возраста. Наблюдение и анализ физкультурных досугов и праздников с детьми раннего и дошкольного возраста. | |||
ПП.02 Организация различных видов деятельности и общения детей | Общее знакомство с базой практики, распределение по группам. Знакомство с детьми и воспитателями. Беседа с заведующим дошкольным учреждением. Инструктаж по ТБ. Наблюдение и анализ организации жизнедеятельности детей в первую половину дня. Наблюдение и анализ организации и проведения дидактических и развивающих игр в первую половину дня. Наблюдение и анализ предметно-игровой среды. Показательная организация и проведение сюжетно-ролевой игры во вторую половину дня. Показательная организация и проведение театрализованной игровой деятельности во 2 половину дня Показательное мероприятие видов и форм организации трудовой деятельности дошкольников во 2 половину дня. Показательная организация продуктивной деятельности по рисованию (сюжетное, предметное, декоративное). Показательная организация продуктивной деятельности по лепке, аппликации. Наблюдение и анализ взаимодействия воспитателя и детей в разных видах деятельности Анализ эстетической развивающей среды в группе. Наблюдение и анализ специфики общения детей в группе сверстников и при взаимодействии со взрослыми. Показательная организация музыкальной деятельности детей в первую половину дня. Показательная организация и проведение праздника во вторую половину дня. | |||
ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования | Проведение зачетных мероприятий по педагогике и частным методикам. Разработка конспектов и проводит одного зачетного мероприятия по организации досуга детей: литературное по развитию речи или физкультурное развлечение. Анализ собственной деятельности. Представление выполненных заданий к защите в виде отчета. | |||
ПП.04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации | Составление плана работы с родителями (лицами, их заменяющими); Проведение наблюдения за детьми и обсуждения с родителями достижений и трудностей в развитии ребенка; Определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания; Анализ процесса и результата работы с родителями; Организация и проведение разнообразных форм работы с семьей; Деятельность воспитателя по взаимодействию с родителями Деятельность воспитателя по взаимодействию с сотрудниками | |||
ПП.05 Методическое обеспечение образовательного процесса | Знакомство с методическим кабинетом ДОО. Изучение примерных общеобразовательных программ дошкольного образования. Анализ портфолио воспитателя. Наблюдение и анализ учебно – методической работы воспитателя в ДОО. Изучение передового и новаторского педагогического опыта работы педагогов. Изучение годового плана ДОО. Разработка и написание тематического планирования. | |||
ПП.06 Организация психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих отклонение в эмоционально-личностном развитии и поведении | Беседа с педагогом-психологом, воспитателем, другими специалистами дошкольного учреждения. Составление психолого-педагогической характеристики и заключения на одного ребенка с отклонениями в развитии и поведении. Проведение работы с родителями детей, имеющих отклонения в развитии и поведении. (консультации, участие в родительском собрании, оформление родительского уголка и др.) Общая характеристика путей взаимодействия специалистов образовательной организации. Составление конспектов занятий по работе с детьми, имеющих отклонения в развитии и поведении, а также индивидуальной работы с данными детьми. | |||
Мини-конференция по итогам прохождения практики | ||||
Организация и проведение режимных моментов | ||||
Защита и анализ выполненных мероприятий | ||||
Дифференцированный зачет | ||||
Всего |
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).