1. Национальное самоопределение, нахождение оптимального национально-государственного устройства народов.
2. Сочетание национальных и интернациональных интересов.
3. Равноправие нации.
4. Свободное развитие национальных культур и языков.
5. Подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти.
6. Деятельность национальных движений, партий и общественно-политических организаций.
7. Взаимосвязи между национальными элитами.
8. Формирование политической культуры межнационального общения, политических традиций народов.
9. Деятельность международных организаций по урегулированию межнациональных конфликтов.
| |||||||||
| |||||||||
|
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО – это единое целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и суверенитетом не обладают.
ФЕДЕРАЦИЯ – объединение двух или нескольких территориальных единиц (штатов, земель, провинций, кантонов, республик и т.п.) в одно государство; при этом они обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.
Тема № 9. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ – представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие “духовного княжения” той или иной политической силы.
Макиавелли
| ||||
1. Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные 1. Либерализм 4. Фашизм
положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса 2. Консерватизм 5. Анархизм
(нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели 3. Социализм 6. Национализм
политического развития.
2. Программно-политический, на котором социально-философские
принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования
политической элиты, формируя, таким образом, нормативную основу
для принятия управленческих решений и стимулирования политического
поведения граждан.
3. Актуализированный, который характеризует степень освоения
гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их
воплощения в практических делах и поступках.
Тема №10. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ
ОБЪЕКТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ являются события СУБЪЕКТОМ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ т.е. носителем
и факты реальной деятельности, которые вызывают общественного мнения (в зависимости от объекта)
общественный интерес. Именно он является основным выступает как общество в целом, так и отдельный класс
критерием “отбора” проблем, попадающих в сферу или социальная группа. Выразителем его в обществе
общественной деятельности. чаще всего является общественная или политическая
организация.
|
|
Общественное мнение выполняет определенные функции как в масштабах всего государства, так и в рамках различных классов, групп и слоев населения (рабочий класс, молодежь, пенсионеры, лица одной профессии, жители города, труженики предприятия) – дает совет, способствует принятию решения, выносит решение, влияет на политическое поведение.
Общественное мнение обнаруживается через систему социологических исследований, опросов, волеизъявлений людей в ходе избирательных компаний, референдумов, массовых митингов, манифестаций, собраний и т.д., через СМИ.
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это осообое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди
представителей нации.
Г.Алмонд и С.Верба “Культура гражданина”
| |||||||
1. Политико-культурный облик общества; 1. Воспитательная; 5. Интегративная;
2. Политическая система общества; 2. Регулятивная; 6. Познавательная;
3. Общая культура общества; 3. Защитительная (охранная); 7. Нормативно-ценностная;
4. Биологический фактор. 4. Коммуникативная; 8. Функция развития и
удовлетворения политических
требований и интересов
| |||||||
1. Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком.
2. Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строиться на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.
3. Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий.
4. Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества.
5. Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии.
6. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом.
7. Примат общегосударственных законов и установлений над частными нормами и правилами поведения.
1. Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с какими человеческими достоинствами.
2. Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления.
3. Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношении между индивидами и властью.
4. Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью.
5. Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности.
6. Обожествление правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.
Тема 12. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- “ страсть к завоеваниям – дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает при этом свои возможности, все одобрят или никто не осудит... ”
- “... Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда”.
- “... Лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не побуждает необходимость...”
Н. Макиавелли.
Из 56 веков человеческой цивилизации, по которым есть данные, менее трех (294 года) можно считать мирными.
За 256 лет, описанных в древнерусской “Повести временных лет”, летописец лишь в один год, как о великом чуде, записал: “Мирно быть”.
В истории зафиксировано свыше 8000 мирных договоров, многие из которых заключались “на вечные времена”, но средний срок их действия не превышал 10 лет.
20 век оказался самым кровавым в истории: до 20 млн. убитых в период Первой мировой войны, около 60 млн. – во второй, а также порядка 20 млн. – в “локальных” конфликтах за годы “холодной войны”.
|
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
Тема 13. АРМИЯ И ПОЛИТИКА
|
ПОЧЕМУ АРМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВАЖНЕЙШИМ ИНСТРУМЕНТОМ ГОСУДАРСТВА?
1. Она всегда в центре политики, представляет наиболее организованную, дисциплинированную часть общества.
2. Армия выступает гарантом стабильности политического режима государства.
3. Армия может обеспечить во многих случаях достижение политических целей, которые ставят правительства.
4. Армия в случаях политической нестабильности внутри страны приводится в различные степени боевой готовности.
5. Армия почти всегда подчинялась и подчиняется гражданскому политическому руководству.
-
|
- Противоречия, основанные на этнических разногласиях;
- Противоречия, основанные на религиозных убеждениях.
ВЗАИМОСВЯЗЬ АРМИИ И ПОЛИТИКИ
|
- осуществляют контроль за - определяют задачи и место армии
деятельностью армии; в обществе;
- принимают решения о ее - устанавливают формы комплектования.
использовании.
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ АРМИИ
ВНУТРЕННЯЯ ФУНКЦИЯ АРМИИ – как показывает исторический опыт, проявляется как на начальных этапах
1. Всеобъемлющая интернационализация мирового сообщества во всех преобразования общественной системы, так и на
сферах (хозяйственно-экономической, политической, культурной). современном этапе развития общества.
2. Всемирное укрепление доверия между всеми странами, в том числе Основная функция – защита конституционного строя,
и между противоположными социальными системами. охрана прав и свобод граждан.
3. Международные договоренности об ускорении разоружения и, прежде
всего, сокращение и уничтожение оружия массового поражения, ВНЕШНЯЯ ФУНКЦИЯ АРМИИ – основное содержание
доведение количественной и качественной сторон вооруженных сил этой функции составляет защита мира, Отечества, от
сил всех государств до уровня оборонительной достаточности. внешнего агрессора. Армия может выполнять данную
4. Усиление роли ООН в области правового регулирования функцию как в форме прямых военных действий по
взаимоотношений между всеми странами и народами. защите Отечества, так и в форме сдерживания,
устрашения агрессора в мирное время.