Заполнение информационной карты
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Методические рекомендации воспитателям по построению модели проекта
(по. Е. С. Евдокимовой)
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
Первый этап — 3,5-5 лет
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, ≪заказываемую≫ детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему
Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе
Шаги | Содержание |
Первый | Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей |
Второй | Постановка цели проекта, его мотивация |
Третий | Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана |
Четвертый | Совместное движение взрослых и детей к результату |
Пятый | Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата |
Второй этап — 5-6 лет
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности.
Накапливается определенный социальный опыт:
• опыт общения со сверстниками, совместных цереживаний;
• опыт разнообразной совместной деятельности;
• развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
• развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
• принимают проблему, уточняют цель;
самостоятельно находят проблему;
• способны выбрать средства для достижения результата.
Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе
Шаги | Содержание |
Первый | Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон |
Второй | Совместное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата |
Третий | Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта |
Четвертый | Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого |
Пятый | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Шестой | Совместное определение перспективы развития проекта |
Третий этап — 6-7 лет
Проектная деятельность достигает творческого уровня.
Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности.
Высокий уровень интереса
Особенности проектной деятельности.
Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.
Шаги | Содержание |
Первый | Постановка детей в определенные условия; выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям или детей, или обеих сторон |
Второй | Самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата |
Третий | Планирование деятельности детьми при возможном участии взрослого как партнера; определение средств реализации проекта |
Четвертый | Выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу |
Пятый | Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач |
Шестой | Совместное определение перспективы развития опыта |
Активизирующие методы в работе с детьми на стадии конструирования проекта
При работе над проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной деятельности.
Умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Специальные упражнения помогут в решении этой сложной педагогической задачи.