Требования к выполнению
Учебно-исследовательских работ
Всякая работа начинается с титульного листа.
Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. Не допускается его произвольное заполнение. Переносы слов здесь не разрешаются. Тема работы пишется без сокращений и аббревиатур и ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Точка после названия темы НЕ ставится. В верхнем поле указывается полное наименование образовательного учреждения, на базе которого осуществляется исследование. В среднем поле указывается вид исследовательской работы и заглавие работы, которое оформляется без слов «тема» и в кавычки не заключается. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс исполнителя и далее пишется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.
Содержание
Содержание работы – один из основных элементов исследовательской работы.С его помощью материал структурируется и излагается в логической последовательности. Содержание помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются.
Объем содержания составляет одну страницу.
Введение
Введение раскрывает сущность исследуемой темы. Во введении обосновывается
· актуальность темы,
· обозначается проблема,
· практическая (и теоретическая – если есть) значимость исследования,
· выдвигается гипотеза исследования;
· определяются объект и предмет исследования;
· указываются цель и задачи исследования;
· коротко перечисляются методы работы,
· дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса,
· кратко описывается содержание глав работы,
· дается характеристика приложений.
Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.
Во введении целесообразно объяснить, почему именно так раскрывается тема, почему отдельным вопросам уделяется особое внимание. Вы должны объяснить, чем обусловлен выбор темы и почему наука не проживет без ее изучения.
Выбор темы
Что такое тема исследования? Темаотражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Тема должна быть интересна. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть выполнима. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.
Определение актуальности исследования.
Это обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п.
Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено: «Почему у кошки глаза светятся?» Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?». «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» Проблемаисследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.
Гипотеза – это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:не включает в себя слишком много положений;не содержит не однозначных понятий;выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею;проверяема и подходит к широкому кругу явлений;не включает в себя ценностных суждений;имеет правильное стилистическое оформление. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если..., то... » или «Чем..., тем... »). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.
Объект исследования — это то, что изучается в работе. В качестве объекта в работе может выступать процесс развития явления. Объект должен четко соответствовать заявленной теме и проблеме работы. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.
Предмет – подразумевает направление, в котором происходит изучение объекта. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть изучение личности и судьбы реального лица, конкретная родословная, генеалогическое древо рода.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования определяет его цели и задачи.
Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения, то есть то, ради чего проводится исследование. Цель заключается в решении проблемы.
Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов:
· выяснить...,
· выявить...,
· обосновать...,
· проявить...,
· определить...,
· создать... и т.д.
Например: проанализировать, почему и как сохранилась религиозная традиция села; проследить историю появления иконы в школьном музее; определить, какое место в жизни односельчан занимает образ святого Николая Чудотворца).
Задачи и цели — не одно и то же. Задачи исследования конкретизируют цель и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.Задачи показывают, что вы собираетесь делать, например: собрать и систематизировать материал; проследить историю храма за определенный период; выявить народные предания; проанализировать информацию о местных подвижниках благочестия; проанализировать неопубликованные источники и т. д.). Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования:
· изучить,
· раскрыть,
· охарактеризовать,
· обосновать,
· проанализировать,
· исследовать,
· наметить,
· дать описание,
· сделать предположение,
· подобрать методы,
· разработать программу,
· собрать сведения,
· получить данные,
· сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д.
Каждая следующаязадача может решаться только на основе результата решения предыдущей.
Первая задача – анализ теоретических источников по изучаемой проблеме.
Вторая – выбор методов исследования.
Третья – проведение исследования.
Четвертая – выявление актуального состояния рассматриваемого явления, проблем и перспектив дальнейшего развития.
Пятая – разработка практических рекомендаций.
Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.
Методика (методы исследования) – это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. Существуют следующие методы проведения исследования:
1. Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.
2. Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.
3. Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике. Это чаще всего: беседа с очевидцами событий, анализ литературы, анализ неопубликованных источников, метод сравнительного анализа, метод включенного наблюдения и др.
При описании методик обязательными данными является:
· ее название,
· автор,
· показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
Существуют теоретические, эмпирические методы исследования. Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются:
· анализ и синтез,
· сравнение,
· абстрагирование и конкретизация,
· обобщение,
· формализация,
· аналогия,
· моделирование
Эмпирических методы – это практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация
Общенаучные методы:
• Наблюдение,
• Эксперимент,
• Анализ,
• Опрос. Опрос может быть проведен в форме интервью, то есть беседы с одним или несколькими лицами; в форме анкетирования (составление, распространение, изучение опросных листов – анкет); телефонного, телевизионного (интерактивного), компьютерного опроса через интернет. Полученные ответы ученый тщательно обрабатывает и в результате получает достоверную информацию.
• Наблюдение. Если ученому надо установить, например, чаще или реже стали ходить люди в музеи за последнее время, то ему надо понаблюдать и установить, например, сколько билетов было продано или есть ли очереди у музейных касс.
• Измерение. Измеряют, к примеру, родившихся и умерших людей за последний месяц, число проголосовавших за конкретного человека, количество подписчиков какой-либо газеты
• Эксперимент. Его проводят, когда необходимо собрать данные. Проведение эксперимента осуществляется по плану. Основанием плана являются этапы исследования.
Первый этап - подготовительный - включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования.
Второй этап - конструирующий (постановочный, создающий) — содержит непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы).
Третий этап - корректирующий: это формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение.
Четвертый этап - контрольный.
Пятый - заключительный - подведение итогов и оформление результатов.
Формулировка ожидаемых результатовэксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента.
Основная часть работы. Она пишется после введения.Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Каждая глава (как и введение, заключение, список использованной литературы и источников, приложения) пишется с новой страницы. Глава состоит из параграфов. После каждого параграфа необходимо сформулировать выводы. Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения, предлагаются пути решения проблем. Заглавие основной части должно выражать основное содержание работы. В основной части демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. При необходимости приводятся рисунки и таблицы, также снабженные ссылками на источник. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должны быть в тексте ссылки. Если же они естественно вписываются в текст и невелики по объёму, располагать их можно на той же странице, где находится текст. Все таблицы и графики должны быть пронумерованы, проанализированы, тесно связаны с излагаемым материалом.
Основная часть состоит из двух глав: теоретической и практической.
Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы. Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.
Во второй главе работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, излагается суть исследования, факты подтверждаются ссылками на источники. приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов. Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то дается просто ссылка на соответствующую работу без подробного ее изложения. Если в известную методику внесены изменения, то следует подробно описать и обосновать их необходимость. Если методика оригинальная, то она описывается более подробно. Следует также перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров. Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов.
Если материал большого объема, то сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел — «Результаты...». Достоверность результатов подтверждается расчетами, макетами устройств, ссылками на литературные источники и т.п.
Каждая глава завершается выводами, в которых
· тезисно, по порядку излагаются результаты работы.
Выводы должны соответствовать
· целям,
· задачам и
· гипотезе исследований,
· являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Заключение. Здесь дается краткий обзор выполненного исследования. Если во вступлении определяется цель и задачи исследования, методы его проведения, указывается актуальность, новизна, степень самостоятельности, личный вклад юного исследователя, то в заключении подводятся итоги, отмечаются положительные и отрицательные результаты, намечаются перспективы дальнейшей работы. При необходимости нужно сравнить введение и заключение и соотнести материал. Он должен быть логически завершен: должны быть ответы на все поставленные во введении вопросы. Но в заключении не допускается повторение содержания введения или основной части. Заключение полностью посвящено результатам исследования. Здесь подводятся итоги работы, формулируются выводы, которые отражают степень достижения поставленных целей. В заключении не должно быть никаких ссылок и сносок в подтверждении позиции автора. Здесь – сухие тезисы; недопустимы оценки собственной работы. Это прерогатива рецензента или научного руководителя. Примерный объем заключения – 1,5 – 2 страницы.
Затем следует список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы.
Существует ГОСТ по оформлению списка литературы.
Приложения. В конце работы располагаются приложения, куда определяются (помещаются) материалы объемного характера.