УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
по Основам менеджмента социально-культурной деятельности
для направления подготовки 071800 Социально-культурная деятельность
Общая трудоемкость дисциплины (модуля)
Виды занятий | Распределение по семестрам в часах | Всего часов | ||
семестр | семестр | ---- семестр | ||
Общая трудоемкость | ||||
Аудиторные занятия, в т.ч.: | ||||
лекционные (ЛК) | ||||
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) | ||||
лабораторные (ЛР) | ||||
Самостоятельная работа студентов (СРС) | ||||
Форма промежуточного контроля в семестре* | экзамен | |||
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) |
Краткое содержание курса
Модуль 1
Тема 1. Сфера культуры и технология менеджмента.
Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического представления менеджмента. Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Информационный механизм. Работа с персоналом. Информационный механизм. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры. Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры России. Эволюция технологий менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура.
Тема 2. Организационно-экономические условия менеджмента в социокультурной сфере.
Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государство в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорство. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации и фонды. Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирования программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финансирования непосредственного потрелителями услуг в сфере культуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты отечественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственная коммерческаядеятельность и платные услуги и т.д.)
Модуль 2
Тема 3. Технология организационного и финансового обеспечения социокультурной деятельности.
Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. «Американская» модель: отказ от приоритетов. «Постсоветская» модель: «научно обоснованные» приоритеты. «Общественно-государственная» модель определения приоритетов. Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрейзинговой компании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и по телефону. Анализ эффективности и фандрейзинговой компании. Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т.д.)
Тема 4. Маркетинг в социокультурной сфере.
Маркетинг и культура. Маркетинг и культурно-исторический опыт. Эволюция маркетинга и культура современного общества. Развитие сферы культуры и маркетинг. Коммерческая сфера культуры и маркетинг. Социальный маркетинг. Нонпрофитная сфера культуры и маркетинг некоммерческих организаций. Условия эффективного использования маркетинга в сфере культуры. Сфера культуры России и маркетинг. Стратегии маркетинга. Стратегия и планирование в условиях рынка. Типы и виды маркетинга. Зона деловой активности, маркетинговый комплекс и бизнес-план. Товарная стратегия. Идея товара. Требование рынка к товару. Функциональный анализ товара. Анализ места в конкуренции. Жизненный цикл товара и стратегия маркетинга. Лицензионная стратегия. Сертификация.
Модуль 3
Тема 5. Технология планирования.
Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования, Аналитическое планирование. Элементы планирования. Элементы маркетинга. Нормативное планирование. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования). Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой план).
Тема 6. Учет, отчетность, контроль.
Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оперативный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технологии контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контоля. Организация (этапы) проведения ревизии.
Модуль 4
Тема 7. Работа с персоналом.
Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации. Управление нововведением. Внутреннее и внешнее сопротивление. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение. Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стимулирование и мотивация. Виды и методы стимулирования. Содержание мотивации и виды мотивов. мотивация и проблемы успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы.
Тема 8. Проблема эффективности менеджмента в социокультурной сфере.
Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности.
Форма текущего контроля
Практические задания
Тема 1. Административно-организационный механизм менеджмента в СКС.
Содержани е:
a) Разработать проект устава (положения) фирмы, действующей в СКС или в информационной инфраструктуре СКС;
b) Разработать должностную инструкцию работника или специалиста соответствующей фирмы.
Выполнение заданий может быть дополнено организационной структурой фирмы с указанием должностей.
Форма выполнения:
Проекты соответствующих организационных документов устава (положения) и должностной инструкции.
Требования к выполнению:
Устав (положение) должен включать в себя общие положения, организацию, управление и руководство, финансирование, труд и зарплата, порядок реорганизации и ликвидации фирмы;
Должностная инструкция должна содержать общие положения (назначения должности, квалификационные требования, необходимые знания и умения, порядок назначения и освобождения, замещения), обязанности, права и ответственность работника.
Тема 2. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг).
Содержание:
Разработать проект информационного письма-предложения потенциальным спонсорам конкретного проекта фирмы из предыдущего задания.
Форма выполнения:
Текст информационного письма-предложения.
Требования к выполнению:
Текст письма должен содержать обращение, суть предложения, информацию об организаторах и их компетентности, потенциальных партнерах, об отношении властей, степени участия СМИ, дополнительных выгодах, контактные данные.
Тема 3. Планирование в СКС.
Содержание:
a) Целевое обоснование акции из предыдущего задания;
b) Финансовое или материальное обоснование его осуществления;
c) Организационное обеспечение и контроль исполнения.
Форма выполнения:
a) Дерево целей и сценарный план;
b) Стоимостной баланс (смета расходов и доходов) или материальный (натуральный) баланс;
c) Сетевой план подготовки и проведения.
Требования к выполнению:
Соответствие методике и правилам, изложенным на лекционных занятиях и литературе.
Реферат
1. Культурная политика в условиях кризиса: теоретические основания.
2. Теория культурного маркетинга: на примере театральной деятельности.
3. Роль и функции культурной программы в теории менеджмента культуры.
4. Проблемы финансирования сферы культуры.
5. Организационно-экономические механизмы в сфере культуры: теоретические основы.
6. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности.
7. Новейшие технологии маркетинга в сфере культуры.
8. Развитие информационно-технологических форм учета, отчетности и контроля в сфере культуры.
9. Критерии и требования к подбору персонала в сфере культуры.
10. Проблема эффективности менеджмента в сфере культуры.
11. Благотворительность в условиях автономного учреждения культуры.
12. Инновационные стратегии маркетинга в сфере культуры.
13. Стратегическое планирование, реализация стратегических планов в сфере культуры.
14. Развитие культурной ситуации в РФ: перспективы и тенденции.
15. Стратегический менеджмент как концепция развития учреждений культуры в современных условиях.
16. Проблемы формирования качественных и количественных показателей эффективности в деятельности учреждений культуры.
17. Региональная культурная политика: механизмы и реализация управленческих решений.
18. Инновационные технологии менеджмента культуры.
19. Развитие правовых основ создания системы автономных учреждений в сфере культуры.
20. Правовая и юридическая основа создания некоммерческих организаций в сфере культуры.
21. Грантовая деятельность как форма финансирования культурной деятельности.
22. Проектное развитие культуры как инструмент инновационной деятельности.
Другие формы текущего контроля
Тест
1. Под менеджментом понимается …
а) система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование различных социальных институтов
б) теория изучающая взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества;
в) деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности;
г) процесс непосредственного создания материальных и духовных ценностей.