Введение.
Торговля интеллектуальной собственностью и лицензиями на ее использование становится все более прибыльным видом деятельности в рамках международных торговых отношений. Получение прибыли от интеллектуальной собственности может осуществляться двумя способами. Первый способ заключается в том, что владелец данной собственности самостоятельно преобразует неосязаемую интеллектуальную собственность в осязаемый продукт, который он в состоянии производить и продавать сам. Второй способ состоит в том, что владелец интеллектуальной собственности предоставляет лицензию кому-то другому, кто будет производить и распространять готовый продукт, производя определенные платежи, обычно роялти.
Существуют как минимум девять экономических причин, по которым фирма может предпочесть лицензирование своей интеллектуальной собственности.
ü Во-первых, с помощью лицензирования лицензиар получает дополнительные ресурсы в виде тех, что имеются в наличии у лицензиата. Предоставляя лицензиату право продвигать и распространять свою продукцию, лицензиар получает возможность проникнуть на те рынки, которые раньше были для него закрыты.
ü Во-вторых, лицензирование расширяет географию рынков. Большинство продуктов экспортирующихся за границу требуют определенной адаптации: ярлыки и инструкции должны быть переведены; товары, возможно, потребуется модифицировать для их соответствия местным законам и стандартам; маркетинговая политика будет отличаться.
ü В-третьих, лицензирование расширяет товарные возможности рынков. Фирма может иметь ресурсы для использования своей интеллектуальной собственности в рамках только одного продукта, в то время как эта интеллектуальная собственность может быть применима по отношению к другим товарам и услугам. Например, продюсеры фильмов и телевизионных шоу не всегда обладают ресурсами необходимыми для производства и распространения видеокассет и DVD. В таком случае, они предоставят их интеллектуальную собственность, авторское право, фирме, которая выполнит производство копий и распространит видеокассеты и DVD.
ü В-четвертых, если фирме не хватает финансовых ресурсов или персонала для быстрого проникновения на рынок, продажа лицензии существенно ускоряет процесс.
ü В-пятых, некоторые товары продаются лучше, если они продаются вместе или для использования с другим продуктом. Например, программное обеспечение продается лучше вместе с “железом”, чем в качестве отдельного товара.
ü В-шестых, компания может предоставить лицензию по запросу фирмы, оперирующей в неконкурентной сфере. Лицензирование с этой целью возможно лишь в том случае, если лицензиар не заинтересован в использовании интеллектуальной собственности в неконкурентной области. Например, фирма разработчик программного обеспечения для серверов и рабочих станций может предоставить лицензию производителю программного обеспечения для персональных компьютеров.
ü В-седьмых, лицензирование – один из способов для фирмы получить технологии, за которые в другом случае ей пришлось бы заплатить. Лицензиар, как правило, имеет право получать информацию об улучшениях, внесенных лицензиатом в интеллектуальную собственность. Перекрестное лицензирование также является эффективным методом технологического обмена. Оно заключается в том, что две конкурирующие фирмы с различными научными и технологическими преимуществами могут по договоренности пользоваться разработками друг друга. Перекрестное лицензирование дает тот же эффект, что и совместное предприятие, но без необходимости координации совместных операций.
ü В случае, когда наряду с другой интеллектуальной собственностью, объектом лицензии выступает торговая марка, то, если лицензиат соблюдает стандарты качества и успешно осуществляет продажи, лицензиар получает дополнительные преимущества: известность среди потребителей, хорошую репутацию и т. п.
ü И, наконец, лицензирование позволяет фирме осуществлять определенный контроль над собственными инновациями и над направлением, в котором развивается отрасль в целом.
Особенности организации международной лицензионной торговли.
Лицензия определяется в словаре, как "официальный документ, дающий разрешение заниматься определенной деятельностью". Это, конечно, звучит просто, однако, сам процесс приобретения и выдачи лицензии крайне сложен и может вылиться в получение преимуществ всеми сторонами, участвующими в договоре, или же в судебные разбирательства, направленные на выяснение того, что было не прописано или недостаточно правильно объяснено в соглашении, подписанном всеми сторонами.
Первоначальные усилия по лицензированию не должны предприниматься без помощи экспертов в данной области и юристов. Не существует стандартного лицензионного соглашения, которое может быть использовано в качестве шаблона. Переговоры о передаче лицензии и оформление соответствующих документов должны производиться в соответствии с особенностями каждой конкретной деловой ситуации и с учетом определенной технологии. Лицензирование - это контрактная форма деловых взаимоотношений между лицензиаром, который разрешает использовать принадлежащий ему патент, торговую марку, авторское право или какую-либо другую форму интеллектуальной собственности за компенсацию, и лицензиатом.
Основные виды лицензий.
Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует устоявшаяся и широко применяемая в международной торговле классификация видов лицензий.
Простая лицензия
При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет разрешение лицензиату использовать в течение определенного срока права на объект лицензии, внося на счет лицензиара оговоренные платежи. При этом продавец простой лицензии оставляет за собой право использовать непосредственно объект лицензии самостоятельно и продавать схожие лицензии третьим лицам. Продажа подобного вида лицензий характерна в сфере массового производства. В таком случае, продукция, выпускаемая по лицензии под одной торговой маркой на разных предприятиях, нередко находящихся в одном регионе, пользуется таким спросом, что не возникает столкновения интересов между лицензиатами.
Исключительная лицензия
Продажа исключительных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной торговле. При продаже исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использовать объект лицензии в течение сроков и в рамках территории, оговоренных в договоре.
Популярность этого вида лицензии основана на том, что лицензиат не рискует столкнуться с другим лицензиатом, оперирующем в том или ином регионе, что избавляет его от нежелательной конкуренции. Лицензиар, в свою очередь, не теряет возможности продавать лицензии и использовать интеллектуальную собственность в других регионах.
Территория, на которой действует исключительная лицензия, может сильно различаться, в зависимости от условий соглашения. Это может быть город, штат, страна и даже континент.
Полная лицензия
При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на самостоятельное использование объекта лицензии и на продажу лицензии третьим лицам на срок, предусмотренный в соглашении. Продажа такого вида лицензий практикуется небольшими фирмами.