Персональная история: биография как средство исторического познания




Персональная история – это направление исторической науки, предметом исследования которой является история жизни человека во всей ее уникальности.

Биографический жанр исторического исследования имеет многовековую историю, беря свое начало с античной историографии.

Античные авторы оставили немало образцов биографии исторических деятелей. Классическим примером такого рода трудов являются «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, где древнегреческий автор описывал жизнь своих героев, исторических деятелей, следуя схеме перипатетических биографий. Согласно учению перипатетиков, в области этики решающее значение имели действия человека, утверждалось, что каждое действие порождает добродетель. Плутарх, следуя этой схеме, описывал поочередно рождение, юность, характер, деятельность и смерть героя, используя сведения из частной жизни описываемых лиц, их изречения и анекдоты, связанные с ними. Другой яркий образец античного биографизма — поминальная речь о кипрском тиране Эвагоре древнегреческого ритора Исократа. В этой речи намечены основные принципы построения биографии: рассказ о предках героя, последовательное изложение его жизни от рождения до смерти, привлечение суждений современников о нем, рассуждения о его судьбе и апофеоз героя.

Среди историков средневековья, оставивших след в жанре биографии, заметные явления — Беда Достопочтенный и Исидор Севильский. Книга Беды Достопочтенного «Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу» представляет собой агиографический памятник — описание жизни и деяний святых. Беда в 39 коротких главах описал жизнь обители, которой заведовал его умерший учитель Кеолфрид. Труд Исидора Севильского «О знаменитых мужах» состоит из 46 глав, каждая из которых раскрывает биографию одного из выдающихся деятелей, отцов церкви и церковных писателей. Главы этого произведения расположены в хронологической последовательности. Книга содержит ценные сведения о жизни этих людей, а также их сочинения, многие из которых не сохранились до наших дней.

В эпоху Возрождения расцвел жанр светской биографии — составление сборников биографий великих людей древности. В этом жанре написаны сочинения Ф. Петрарки, например, книга «О знаменитых мужах» на латинском языке, которая содержала биографии знаменитых римлян — Александра Македонского, Пирра, Ганнибала и других. Она должна была прославить Древний Рим, оживив память о доблести ее лучших сынов. Образцом для Петрарки послужила книга Плутарха «Сравнительные жизнеописания».

В новое время начинается история современной биографии. На рубеже XVIII–XIX вв. объектом биографического описания становится выдающийся человек прошлого, оставивший след в истории и в памяти потомков. Его биография излагается последовательно. Биографии XIX в. стали стремиться к большей документальности и научности. Основной задачей биографа была работа с источниками, чтобы передать биографию своего героя с исторической точностью. Формируется стандартная модель жизненного пути героя. Композицию биографии обеспечивала трехфазовость, в которой излагались события жизни героя: первая — детские и юношеские годы, когда герой развивается и может совершать ошибки для того, чтобы перейти во вторую фазу; вторая — зрелая фаза, период главных свершений, когда биографическое развитие уходит на второй план; третья фаза — покой старости.

Жанр биографии в Европе в новейшее время вступает в новый этап, когда появляется «новая биография». Биография впервые начала ставить перед собой эстетические и литературно-художественные задачи. Развитие жанра «новой биографии» связывают со сложившимися в начале XX в. историко- культурными обстоятельствами: Первой мировой войной, продолжением активного развития науки и техники, менявшего уклад жизни людей. Все это вело к переоценке ценностей, меняло восприятие мира, требовало формирования нового представления о месте человека в мире. Период 1920–30- х гг. в европейской культуре — это время высокого модернизма: радикальный эксперимент с формой, отказ от линейного повествования и от позиции всеведущего автора, от попыток запечатлеть добротное, разорванное бытие.

Это время горячего интереса к жанру биографии. Основными принципами жанра «новая биография» становятся повышенное внимание к внутреннему миру человека, психологичность, установка на объективность, отказ от оценки. Появление «новой биографии» отвечало потребностям общества в обновленном взгляде на историю и на исторических деятелей. Человек в начале XX в. утратил свою божественность в связи с появлениями теорий Ч. Дарвина, К. Маркса, З. Фрейда. Человек превратился в существо материально- биологическое, приземленное.

В отечественной исторической науке жанр биографии тоже нашел свое место. Этот жанр известен на Руси еще с XIII в., когда начали писать жития святых. В XVIII и XIX вв. были написаны жизнеописания помещика Андрея Тимофеевича Болотова, жития святых, труды С.М. Соловьева «Публичные чтения о Петре Великом» (1872) и В.О. Ключевского «Курс лекций», куда он включил несколько эссе, посвященных обликам русских царей, Н.И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», где автор создает биографии русских князей от Владимира I Святого до императрицы Елизаветы Петровны и других исторических личностей этого периода.

В межвоенный период советской истории биографический метод стал подвергаться критике со стороны ученых-марксистов за привнесение «излишнего субъективизма» в историческое исследование, за чрезмерное акцентирование роли великих личностей в историческом процессе, за психологизацию истории и недостаточное внимание к объективным фактам исторического развития. Советская историческая наука утверждала объективизм факторов исторического процесса. Личность и жизненный путь выдающихся людей изучались не в целях причинного объяснения истории, а для обогащения представлений об эпохе и конкретных ее событиях.

Но в 1960–1970-е гг. союз истории и психологии возродился. Советские историки стали более интенсивно использовать информацию, содержащуюся в личных дневниках изучаемых ими людей. Это переросло в такой жанр, как историческая психология, в русле которой написано немало научных статей и книг.

В настоящее время особенно актуальным становится обращение исследователей различных отраслей наук к изучению человека и его роли в жизни общества в разных научных пространствах. Историческая наука также не обходит стороной данный аспект, т. к. исследование исторических личностей является одной из составляющих задач истории. Если обратиться к тематике издаваемых публикаций за последние годы, можно заметить насколько возрос интерес историков к постижению места и значения человека в контексте событий в истории на разных уровнях ее развития.

Обращаясь к термину «персональная история» можно выявить довольно много различных трактовок, особенно если учитывать тот факт, что каждая наука вкладывает свое особое содержание в него. Т. Попова в статье «Историография в человеческом измерении» отмечает, что в англоязычных изданиях на настоящее время выделено несколько истолкований понятия «personal history» (персональная история): персонифицированная история (истории персоны); личная история; история личности как внутренней биографии; интеллектуальные автобиографии историков или автобиоисториографические произведения. В тоже время Л. П. Репина трактует персональную историю как индивидуальную историю, т. е. историю отдельной личности или «история одной жизни».

За сотни лет историками создано огромное количество различного рода биографий, жизнеописаний исторических личностей: от знаменитых и всем известных императоров до незнакомых представителей провинции. С усилением внимания исследователей к изучению региональной истории выдвижение человека на передний план свидетельствовало об осознании значимости отдельной личности в историческом пространстве.

Общая методологическая установка «персональной истории» состоит в том, что реконструкция личной жизни и судьбы отдельных исторических индивидов, изучение формирования их внутреннего мира, всех сохранившихся «следов» их деятельности рассматривается не только как главная цель исследования, но и как адекватное средство познания того исторического социума, в котором они жили и творили, мыслили и действовали.

Иными словами, речь идет об изначально заданной принципиальной установке на выявление социального контекста, на выход в макроисторическое пространство.

Проблема места человека в историческом процессе имеет философскую, концептуальную и методологическую значимость. При ее разрешении сложились две основные точки зрения:

Первая состоит в том, что признавалась первичность человека и решающее воздействие человеческого начала на общественное развитие (объяснительные модели исторического развития строились в зависимости от учета индивидуальных черт и качеств личности). Результатом стало распространение антропологического подхода к истории, а следствием – ограничение рациональных начал в историческом познании и нарастание иррационализма, стремление к пониманию явлений прошлого как феноменов культуры и духа, для осознания сущности которых имеет значение герменевтика личности.

Вместе с тем утверждалась и вторая точка зрения, основанная на признании того, что сама личность является продуктом социокультурных отношений или первичности социума по отношению к индивиду. Такой подход оказался ближе к объяснительной модели, сложившейся в рамках классической историографии. И если первая точка зрения способствовала утверждению с конца XX века постмодернистской парадигмы исторического исследования, то вторая вела к ее отрицанию и возникновению неоклассической парадигмы, воссоздававшей в конце XX века некоторые теоретико-методологические основы классической историографии.

Главной задачей историка, который занимается изучением персональной истории, является не описание, не просто передача мыслей автора источника, а глубокое понимание их смысла. Для этого необходим подробный анализ содержания и условий их формирования. В этом случае особую значимость имеют источники личного происхождения, а именно воспоминания, мемуары, дневники, язык которых рассматривается как способ самовыражения человека.

Историк Ю.Л. Бессмертный отмечает, что главное место занимает определенный, конкретный человек, его индивидуальное поведение, его собственный выбор, и исследуется данная проблема ради понимания человеческой уникальности в контексте времени.

По мнению историка Л.Н. Пушкарёва, источник является частью исторической действительности, источник содержит в себе информацию о реально существовавшем прошлом, а также дает исследователям возможность познать это прошлое.

Персональная история использует в качестве источников самые разные материалы, содержащие как прямые высказывания личного характера (письма, дневники, мемуары, автобиографии), так и косвенные свидетельства, фиксирующие взгляд со стороны.

Например, в контексте изучения истории Сталинградской битвы, можно упомянуть такие источники, как воспоминания рабочих, записи которых хранятся в Центре документации новейшей истории Волгоградской области, например, воспоминания комиссара рабочего батальона Краснооктябрьского района Сталинграда Рожкова. Автор пишет об истории судеб рабочих «Красного октября», которые стояли на защите своего любимого города и родного завода. Также, в пример можно привести воспоминания представителей различных партийно-государственных органов власти, например, секретаря Краснооктябрьского РК ВКП(б) Сталинграда Кашенцева, который пишет о краснооктябрьцах, о людях, которые обороняли город в такое непростое для него время.

Проблема персональной истории также была освящена в статье В.С. Морозовой «Источники личного происхождения о военной истории (на примере Сталинградской битвы)». В ней автор отмечает, что военные воспоминания особо интересны, т. к. их авторы являлись участниками событий предвоенного и военного периодов, и в значительной степени сами оказывали влияние на их ход. Также в воспоминаниях исследователь может найти информацию о ходе планирования, подготовке и осуществления крупнейших операций войны. Автор отмечает, что к военным мемуарам относятся не только воспоминания военачальников и солдат, а также письма и воспоминания рабочих, которые трудились в такое непростое время. В своих работах автор также отмечает, что в настоящее время актуальность приобретает вопрос сохранения исторической памяти о событиях Сталинградской битвы, предотвращении фальсификаций в ходе её изучения, т. к. в них содержится фактический материал, а также оценки авторов, очень ценные для исследователей Сталинградской битвы.

Л.П. Репина, изучая персональную историю, особое место уделяет типологии исторических биографий. Так, первый тип назван «модальная биография», в котором биографии используются как статистические сведения в рамках социологии, социальной антропологии. Второй тип – «контекстуальная биография», где главным аспектом выступает атмосфера и исторические события конкретной общественной эпохи, в которой реализует себя личность. Третий тип характеризует жизнь личности на грани нормы или нарушения распространённых форм поведения. Последний четвёртый тип биографического жанра назван «герменевтическим», который ориентирует исследователя на понимание жизни личности, особенностей черт характера, мотивов поведения, намерений и замыслов, степени их реализации.

Среди особенностей персональной истории следует выделить следующие:

– предметом исследования в персональной истории является «история одной жизни», иными словами сам человек (автор);

– задача исследователя – глубокое понимание смысла мыслей автора;

– персональная история использует в качестве источников как письма, дневники, мемуары, автобиографии, так и косвенные свидетельства, фиксирующие взгляд со стороны на жизнь того или иного человека;

– в настоящее время такое направление как персональная история имеет ряд ограничений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: